Выступление на педагогическом совете, посвященном деятельности РДШ

Разделы: Классное руководство


Я начну свое выступление с социально-экономических причин возникновения молодежных и детских объединений. Ребенок нуждается в своей общественной организации, в которой реализует естественную потребность в общении. Социальную защищенность дает государство через институты семьи и школы, но каждый ребенок нуждается в конкретной защите и развитии своих интересов в первичных коллективах сверстников. Каждое новое поколение решает проблемы социализации, формирования новых общественных отношений, учится не только ориентироваться в них, но и участвовать.

Существует классификация общероссийских молодежных и детских движений, объединений и организаций:

  • по участию государства,
  • по участию и роли взрослых,
  • по участию школы.

Возможно классифицировать объединения и организации как политические, просветительские, спортивные, детские, юношеские.

Стихийное детское движение проявляется в возникновении и функционировании без специального влияния извне.

Организованное детское движение понимается как направляемая взрослыми, общественно значимая, основанная на самоорганизации, солидарная активность детей в социуме.

РДШ - общественно-государственная детско-юношеская организация, деятельность которой целиком сосредоточена на развитии и воспитании школьников. В своей деятельности движение стремится объединять и координировать организации и лица, занимающиеся воспитанием подрастающего поколения и формированием личности.

Организация создана в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 29 октября 2015 г. № 536 «О создании Общероссийской общественно-государственной детско-юношеской организации «Российское движение школьников».

Движение стремится стать сервисной площадкой, чтобы оказывать максимальное содействие в развитии школьников, выступая навигатором существующих и создающихся возможностей в нашей стране.

Особенности деятельности «Российского движения школьников»

«Российское движение школьников» является добровольным, самоуправляемым общественно-государственным объединением, осуществляющим свою деятельность в соответствии с законодательством Российской Федерации, созданным для достижения целей содействия формированию личности на основе присущей российскому обществу системы ценностей.

Принципы жизнедеятельности общественного объединения

  • «социализация: непрерывность и открытость освоения ребенком социального опыта, включение объединения в широкие социальные связи, определение своего места в социальной среде;
  • гуманизация: признание личности и самого объединения как самоценности;
  • демократизация: личности гарантируется осуществление ее прав и ответственности в деятельности объединения; реализация прав и обязанностей объединения в государстве и обществе;
  • индивидуализация: учет и развитие индивидуальности личности и становление непохожести объединения;
  • сотрудничество: субъект-субъектные отношения в объединении и такая же форма взаимодействия объединения с государственными и общественными структурами;
  • гармонизация: согласованность интересов личности, объединения и общества;
  • интеграция: объединение и использование творческих потенциалов всех членов общественного объединения и благоприятных «внешних» воспитательных влияний.

РДШ базируется на базовых национальных ценностях, которые представлены на слайде.

Это патриотизм, гражданственность, солидарность, семья, труд, творчество, наука и т.д. Также на слайде представлены основные направления содержания воспитательной деятельности: духовно-нравственное, патриотическое, эстетическое, трудовое, физическое. Т.о. ничего неизвестного нам ранее. Все направления деятельности успешно нами были реализованы в ходе инновационной деятельности. Т.о. вступление в ряды РДШ является для нас вполне логичным и закономерным.

Также на слайде представлены методы воспитания - влияния на сознание, чувства, поведение школьников для решения педагогических задач в совместной деятельности (общении) последних с учителем, воспитателем. Метод воспитания является одним из инструментов, как воздействия, так и взаимодействия между людьми.

Существует множество классификаций методов воспитания. Одна из них делит все методы на три основные группы:

1) методы формирования сознания;

2) методы организации деятельности и формирования поведения;

3) методы стимулирования деятельности, формирования чувств и отношений.

Подробнее остановимся на основных направлениях деятельности РДШ: личностное развитие, гражданская активность, военно-патриотическое направление, информационно-медийное направление. Практически все направления нами были успешно апробированы в ходе работы над проектом по формированию гражданского самосознания у обучающихся.

Первое направление - это личностное развитие. Оно условно подразделяется на три группы: творческое развитие, популяризация ЗОЖ и популяризация профессий. На слайде представлены виды деятельности, проводимые в РДШ в рамках личностного развития. Следует отметить, что данное направление довольно успешно реализуется у нас в школе. Ребята активно участвуют в конкурсах различного уровня, занимают призовые места, проводят мероприятия. В этом учебном году наша школа продолжает инновационную деятельность, и приоритетным становится направление, связанное с популяризацией профессий, что как раз соответствует РДШ. И доказательство тому - успешное выступление наших 11-классников в областной акции «Ты - предприниматель»

Следующее направление - гражданская активность. Данное направление перекликается с нашей работой, проводимой в течение последних лет.

Основная задача направления - содействие в гражданско-патриотическом, духовно-нравственном воспитании детей и подростков, сохранение исторической памяти и сопричастности подрастающего поколения к значимым историческим событиям. Направление включает в себя:

  1. добровольчество
  2. поисковую деятельность
  3. краеведение, школьные музеи.

Цель - воспитание подрастающего поколения на основе присущей российскому обществу системы ценностей, создание условий для укрепления чувства сопричастности граждан к истории и культуре России, обеспечения преемственности поколений россиян, воспитания гражданина, любящего свою Родину и семью и имеющего активную жизненную позицию (Государственная программа «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2016-2020 годы»).

Задачи:

  1. проведение комплекса мероприятий историко-краеведческой направленности с целью популяризации истории Малой Родины среди школьников;
  2. оказание поддержки развитию детских активов на базе школьных музеев;
  3. популяризация деятельности по увековечению памяти погибших при защите Отечества;
  4. развитие исследовательской работы школьников по изучению историко-культурного наследия родного края;
  5. формирование общероссийской команды активов школьных музеев;
  6. создание единого информационного пространства школьных музеев РФ.

Военно-патриотическое направление РДШ охватывает огромный спектр действий. Я выбрала те виды, которые возможны для реализации именно в нашем ОУ. Также на слайде прописаны организации, работающие в данной области.

Задачи данного направления:

  • создать возможность узнать, как создать и организовать работу военно-патриотического клуба, центра, кружка или объединения на базе школ.
  • создать возможность принять участие в наиболее интересных и популярных военно-патриотических мероприятиях;
  • создать возможность узнать о службе в Вооруженных Силах Российской Федерации, а также иных силовых и специализированных структурах, выполняющих работу по оказанию помощи, а также охране жизни и здоровья граждан Российской Федерации;
  • создать возможность участия в военно-полевых лагерях и сборах.
  • создать возможность принять участие в тематических сменах базе Всероссийских детских центров «Орленок», «Океан», «Смена».

Форматы:

  • военно-патриотический клуб (осуществляющий свою деятельность на базе школы), как вновь созданный, так и уже действовавший, задачей которого будет познакомить учащихся с составными частями военно-патриотического направления и способствовать созданию отрядов на базе школы;
  • военно-патриотический центр, который является структурой координирующей отряды, которые созданы по итогам работы военно-патриотического клуба (Юных пограничников, юных армейцев и т.д.) на базе школы;
  • слет;
  • всероссийская военно-спортивная игры;
  • конкурс;
  • фестиваль;
  • соревнование;
  • викторина.

И наконец, новое для нас направление - информационно-медийное. Конечно, кое-что в данном формате мы делали, но не полном объеме. Поэтому необходимо продумать мероприятия, которые можно реализовать на базе нашей школы, подключив заинтересованных в этом ребят. Работа в рамках информационно-медийного направления нацелена на развитие и создание новых школьных печатных изданий, телестудий, системное наполнение официальных страниц в социальных сетях, поддержку и поощрение талантливых юных журналистов, популяризацию самой профессии.

Любое мероприятие начинается с планирования. На слайде представлены рекомендации РДШ по организации деятельности. Прописаны правила составления планов и даны формы проведения мероприятий. Форма - это внешнее выражение содержания.

Классификации форм воспитательной работы:

  1. По количеству участников, с которыми взаимодействует педагог: коллективные, групповые, индивидуальные.
  2. По характеру деятельности, в которую включаются дети: репродуктивные и творческие.
  3. По времени подготовки и проведения: экспромты, с небольшой подготовкой (малые формы работы), с длительной подготовкой.
  4. По способам включения в деятельность: с обязательным и добровольным участием.
  5. По способу организации: организуемые одним человеком, группой, коллективно.
  6. По наличию взаимодействия с другими коллективами: открытые, закрытые.
  7. По позиции участников и целевой направленности: мероприятия, дела, игры.
  8. По основным действиям воспитанников: акция, бал, вечер, дискотека, игра, конкурс, линейка, митинг, огонек, ...

Формы представления (статичные)

  1. здесь есть ярко выраженный центр внимания (сцена, площадка, трибуна), есть зрители и выступающие. Форма строится на демонстрации, ритуале, беседе.
  2. Линейка - ритуальное представление, предполагающее построение участников на какой-то площади, наличие ведущих, исполнителей ритуала, выступающих. Содержание - формирование эмоционально-ценностного отношения и получение информации.
  3. Спектакль - предполагает демонстрацию выступающими для зрителей целостного театрального действа (варианты - устный журнал, агитбригада).
  4. Концерт - демонстрация для зрителей художественных номеров.
  5. Просмотр кино, видео-, телефильма, спектакля - просмотр зрелища, подготовленного профессионалами.
  6. Соревнование - конкурсная программа на сцене или площадке.
  7. Лекция - монолог, представляющий совокупность знаний по какому-либо вопросу.
  8. Фронтальная беседа - специально организованный диалог, в ходе которого ведущий руководит обменом мнений по какому-то вопросу.
  9. Митинг - собрание для обсуждения каких-то значимых вопросов, предполагающее демонстрацию взглядов в устных монологических выступлениях.
  10. Диспут - специально организованное представление, в ходе которого происходит столкновение мнений.
  11. Дискуссия (в том числе совещание, планирование, сбор) - специально организованный обмен мнениями по какой-либо проблеме для достижения решения. Варианты - круглый стол, форум, дебаты.
  12. Торжественное собрание - митинг в зрительном зале.

Формы промежуточного характера

  • Особенности: одна площадка, но нет единого центра внимания, либо он перемещается в ходе дела, нет зрителей - все участники. Способы перемещения могут быть свободными, могут быть заданы.
  • Ярмарка (народное гуляние) - развернутое на определенной площадке совместное развлечение, которое предполагает вовлечение участников в различные аттракционы («Арбат», «Разгуляй», «Город Мастеров»).
  • Представление в кругу - ритуальное развлечение вокруг какого-либо предмета, предполагающее перемещение по кругу.
  • Танцевальная программа - специально организованное на одной площадке развлечение с танцами.
  • Вечер общения - программа общения на одной площадке (вечеринки, посиделки, салон, клуб, прием, гостиная).
  • Трудовая акция - субботник, трудовой десант.
  • Изготовление выставки (газеты, книги) - деятельность по созданию экспонатов или информационного продукта для последующей демонстрации.
  • Ситуационно-ролевая игра-соревнование в решении задач взаимодействия и имитации предметных действий участников - строгие роли, правила, вымышленный сюжет.

Формы-путешествия

  1. в их основе лежит перемещение по определенному маршруту.
  2. Игра-путешествие (маршрутная игра, игра по станциям, игра на преодоление этапов, игра-эстафета) - целенаправленное движение по определенным правилам свободно или по заданному маршруту, при этом есть общий сбор в начале и в конце игры, на каждой площадке (станции) происходит отдельное действо.
  3. Есть разновидности этой игры:
    • а) группа детей (количество может быть любым) перемещается по станциям по определенному маршруту при этом скорость передвижения не учитывается, задания на станциях выполняются коллективно;
    • б) ограниченная группа детей (не более 10-12 человек) перемещается строго по маршруту, учитывается скорость выполнения заданий;
    • в) дети (поодиночке или небольшими группами) в течение ограниченного интервала времени самостоятельно и свободно перемещаются по станциям, при этом выполняя задания и получая жетоны, как для индивидуального учета достижений, так и для коллективного.
  4. Экскурсия - демонстрация участникам какой-то экспозиции в ходе передвижения.
  5. Экспедиция - посещение чего-либо с познавательной целью.
  6. Поход - дальняя прогулка, путешествие с привалами.
  7. Парад (карнавальное шествие) - ритуальное передвижение.
Многое из того, что было перечислено, мы уже давно и успешно используем в своей работе.

РДШ - организация молодая. 29.10.2018 года ей исполнилось 3 года. Но, несмотря на юный возраст, под эгидой РДШ собраны миллионы школьников, успешно проведены всероссийские проекты. Не остались в стороне и Кемеровская область и г.Новокузнецк. Ряд школ нашего города принимают активное участие в деятельности РДШ. С сентября этого учебного года школа 49 также стала участником движения.

В школе работа по развитию деятельности РДШ предполагается на следующих уровнях, представленных на слайде.

В школе необходимо создать первичное отделение РДШ, которое

  1. Состоит из проектных команд всех обучающихся, от 8 до 18 лет, написавших заявление о вступлении в Организацию (заполнивших регистрационную форму на сайте).
  2. Члены первичной организации объединяются в проектные команды по направлениям деятельности организации. При формировании проектных команд учитывается личное желание обучающегося.
  3. Желательно формировать разновозрастные команды.
  4. По направлению деятельности должна быть сформирована как минимум одна команда. Максимальное количество проектных команд по направлению не ограничено.
  5. Член организации может состоять в нескольких проектных командах.
  6. Количество участников проектной команды - от 5 человек, не включая старшего вожатого, ответственных педагогов от школы и эксперта проекта от организации - социального партнера.
  7. Из числа обучающихся избираются руководители проектных команд по направлениям.
  8. Количество проектов, реализуемых одной проектной командой по направлению, не ограничено.

При необходимости продолжить реализацию деятельности в следующем учебном году проект переоформляется (постановка новых целей, сроков и задач, обновление состава проектной команды).

Первичные отделения

  1. создаются на базе общеобразовательных организаций. Наиболее эффективны команды 12-15 человек.
  2. В разновозрастную команду может входить до 30 человек.
  3. Если в организации (в школе) более 30 человек, могут создаваться команды в соответствии с возрастом: 8-11 лет; 12-15 лет; 16-18 лет.

Принципы формирования первичного отделения РДШ представлены на слайде.

Первичное отделение РДШ обязательно разрабатывает свою программу, определяющую цели, задачи, содержание и способы организации деятельности, а также ее предполагаемые результаты. Это структурированное описание идеи и шагов по ее реализации. Любая программа представляет собой модель деятельности.

Программа деятельности первичного отделения РДШ должна включать:

  1. Цель
  2. Задачи на определенный период деятельности
  3. Основные виды деятельности детей и взрослых, сроки выполнения (план)
  4. Формы представления результатов, анализа деятельности.

Также особое внимание уделяется проектам.

Как уже было сказано, наша школа присоединилась к РДШ.