Интеграция музыкального и физического воспитания как важный фактор развития детей в условиях реализации ФГОС в дошкольном образовании

Разделы: Работа с дошкольниками


«В горе и в радости, в труде и на отдыхе - музыка всегда рядом с человеком.
Она так полно и органично вошла в жизнь, что ее принимают
как нечто должное, как воздух, которым дышат, не задумываясь, не замечая.
Насколько беднее стал бы мир, лишившись прекрасного своеобразного языка, помогающего людям лучше понимать друг друга»
Д.Шостакович

Любовь к музыке и спорту нужно развивать в ребенке с самого раннего детства. В детском саду закладываются основы гармоничного развития дошкольников. Образовательная программа в соответствии с ФГОС в детском саду обеспечивает умственное, нравственно - эстетическое и физическое развитие.

Основные задачи физического воспитания дошкольников - это укрепление организма, развитие и совершенствование основных видов движений.

Физическое развитие дошкольников осуществляется на физкультурных и музыкальных занятиях. Выполнение физических упражнений под музыку делает их более осознанными, красивыми и правильными.

Вопрос о взаимосвязи музыки и движения неоднократно раскрывался в педагогической и психологической литературе. Музыка имеет большое значение в развитии движений, так как между музыкой и движением при одновременном их исполнении устанавливаются очень тесные взаимосвязи. Их объединяет одно и тоже поэтическое содержание. Определяющую роль при этом играет музыка, развитие ее образов. Движение, сопутствуя музыке, выражает именно ее образное содержание, возникает важный вопрос о единстве восприятия ребенком музыки, когда он движется, и движений, которыми он стремится выразить ее содержание.

Использование музыки для сопровождения занятий по физической культуре (с учетом выполнения задач физического воспитания) - одно из активных общений ребенка с музыкой. На занятии по физической культуре, таким образом, решаются задачи и музыкального, и физического воспитания детей.

Для сопровождения упражнений должны быть взяты художественные музыкальные произведения. Естественно их исполнение должно быть грамотным. Ведь элементы музыки - это не только ритм, но и темп, метр, динамика, характер звукодвижения (легато, нонлегато, стакатто, маркато).

Эти элементы определяют выразительность содержания музыкального произведения, они же являются и средствами выразительности музыкально-ритмических движений (быстро-медленно, усиливая-затихая, громко-тихо, плавно-отрывисто и т.д.).

На занятиях физической культуры в детском саду движения, выполняемые под музыку, способствуют развитию основных видов движения: ходьбы, бега, разных видов прыжков и подпрыгиваний (с одной ноги на другую, на двух ногах и т.д.). Но не все физические упражнения могут быть использованы с целью музыкально - ритмического развития. Прыжки в длину, высоту, ползание, лазанье, метание в цель не могут выполняться под музыку, так как потребуется индивидуальный темп под каждого ребенка. Музыка с ее организованным метроритмом в этом случае мешает выполнению задания.

При отборе музыкального произведения необходимо учитывать его соответствие характеру движения данного упражнения.

Ходьба и бег хорошо сочетаются с музыкой - бодрой, энергичной, а поскоки с ноги на ногу, подпрыгивание на двух ногах - с музыкой плясового характера, требующей в движении легкости, полётности.

Для общеразвивающих упражнений, отличающихся четкостью, быстрой сменой направления движения, необходимы музыкальные произведения с короткими музыкальными фразами с акцентированными сильными долями такта.

Плавные движения рук вверх и вниз, так же как и медленные наклоны, требуют музыки спокойного характера с более длинными музыкальными фразами.

В перестроении смена движений требует двух-, трехчастной формы музыкального произведения, характер каждой части может быть различным.

Перестроения из круга в колонны, из колонн в шеренгу проводятся на музыку трехчастной формы. Это облегчает выполнение соответствующего движения. Все упражнения, включенные в занятие должны быть хорошо знакомы детям. Разучивание упражнений осуществляется на физкультурных и на музыкальных занятиях с музыкой. В период разучивания упражнений следует использовать бубен, так как четкие удары в бубен хорошо регулируют темп выполнения упражнений. Если упражнение выполняется с музыкальным сопровождением, то бубен не используется.

При знакомстве детей с музыкой и движением в их единстве важно правильно объяснить конкретное музыкально - двигательное задание.

Педагог проводит небольшую беседу, направляющую воображение детей, не подсказывая движений. Воспитанники должны самостоятельно выразить движениями музыкальный образ освоенными элементами танцев; соответственно характеру музыки они сами придают движению нужную выразительность.

Работая с детьми над новым материалом одинаково важны как словесные объяснения, так и показ движений. Словесные объяснения должны быть кратки, точны, образны и конкретны. Нельзя путать термины и значения слов. Например, говоря о галопе, мы говорим «скакать галопом», а не «бегать галопом»; недопустимо называть колонну шеренгой и т.п.

Особенно внимательно нужно говорить о музыке. Ни в коем случае у нас нет громкой и тихой, быстрой и медленной музыки!

Говорим о содержании музыкально-двигательного материала и особенностях движения всегда образно, сопровождая выразительными жестами, активизируя воображение детей. Например, при упражнении с лентами, педагог говорит: «лента будет так же легко виться по воздуху, как звучит музыка, если плечи опущены, и рука в локте не выпрямлена».

С самого начала работы дети должны приобрести необходимые музыкально - двигательные навыки: они привыкают внимательно слушать музыку во время движения - начинать и заканчивать движение, сменять одно движение другим. Все эти «команды» дает музыка, без внимания к ней движение неинтересно. С первого занятия у детей должна появиться связь между музыкой и движением. Необходимо заинтересовать ребят двигаться вместе с музыкой и делать это естественно и привычно.

С первых занятий нужно предоставить детям возможность самостоятельно двигаться под музыку, так как позже добиться творческого самовыражения будет трудно. Обычно яркая выразительная музыка вызывает у детей яркий двигательный отклик - они начинают прыгать, бегать, покачиваться, двигать руками и т.п. Постепенно творческие движения обогащаются, двигательная реакция ребенка развивается, более точно передает их индивидуальное восприятие музыки. Если на начальном этапе обучения дети под звуки марша ходят, позже педагог добавляет музыку другого характера, под которую ходить неудобно - дети начинают искать другое движение (бег, поскоки). Таким образом, дети осваивают игры с элементами двигательной импровизации.

«Музыка, обладающая исключительной силой эмоционального воздействия, оказывает благотворное влияние на повышение качества движения. Она способствует выразительности, чёткости, координации движений; эмоциональному переживанию музыкальных образов; развитию слуха», - писала Александра Владимировна Кенеман .

Гармоничное сочетание умственного и физического развития, нравственной чистоты и эстетического отношения к жизни и искусству - благоприятные условия формирования целостной личности.

Наиболее точно подобранное музыкальное сопровождение заменяет при выполнении упражнений счет воспитателя. Под «правильную» музыку дети хорошо осваивают ритм движений, темп выполнения их, а у воспитателя появляется возможность, не прерывая упражнения, оказывать индивидуальную помощь. Занятия, основанные на взаимосвязи музыки и движения, улучшают осанку ребенка, координацию движений, вырабатывают четкость ходьбы и легкость бега.

Выполнение физических упражнений под музыку активизирует внимание детей, значительно улучшает качество выполнения, способствует организации коллектива, формирует понимание характера движений, повышает общий жизненный тонус и настроение детей.

Общеизвестно, что звучание музыкальных произведений повышает работоспособность сердечно-сосудистой, мышечной, дыхательной систем организма. При выполнении упражнений с музыкальным сопровождением улучшается легочная вентиляция, увеличивается амплитуда дыхательных движений. В то же время можно говорить о развитии у детей музыкальности, основных ее компонентов - эмоциональной отзывчивости и слуха.

Приложение