Конспект внеурочного занятия в 5-м классе на тему «Работа над ролью». Работа над ролью в спектакле «Золушка» по пьесе Е.Шварца

Разделы: Внеклассная работа

Класс: 5


В 2022-2023 гг., являясь учителем русского языка и литературы, классным руководителем 5 класса, выбрала проект «Школьный театр».

Почему?

Во-первых, театральная деятельность помогает раскрыть индивидуальные особенности каждого ребёнка, во-вторых, найти в данном проекте дело по душе, в-третьих, вовлечь в работу весь класс.

В течение учебного года мы меняем формы работы. Например, в первой четверти знакомились с творчеством А.С.Пушкина. И работа состояла из следующих этапов:

  1. посещение дома - музея В.Л.Пушкина на Старой Басманной 36;
  2. знакомство с текстом сказки «Золотой петушок»;
  3. музыкальное оформление к сказке А.С.Пушкина «Золотой петушок»;
  4. работа над ролью;
  5. выступление;
  6. создание рабочего листа для выставки в Новой Третьяковке «Дягилев. Генеральная репетиция»;
  7. работа на выставке по маршрутным листам;
  8. подведение итогов.

Во второй четверти в школе была постановка спектакля «Золушка» по пьесе Е.Шварца. Работа состояла из следующих этапов:

  1. знакомство с текстом Е.Шварца «Золушка»;
  2. просмотр фильма «Золушка»;
  3. создание костюмов, декораций;
  4. работа над ролью (речь, мимика, жесты);
  5. подбор реквизита;
  6. музыкальное оформление (живая музыка);
  7. монтирование видеофильма для домашнего архива обучающихся;
  8. фотовыставка;
  9. посещение ГАМТ России, спектакля «Золушка» по пьесе Е.Шварца (перед посещением театра была проведена беседа на тему «Зачем и как мы ходим в театр»);
  10. написание отзыва на просмотренный спектакль.

Данный проект продолжает своё начало и во втором полугодии.

Тема занятия: Работа над ролью в спектакле «Золушка» по пьесе Е.Шварца

Цель занятия: На занятии сочетаются фронтальная, групповая и индивидуальная работа. Занятие является одним из элементов проектной работы класса «Школьный театр».

Предметные. Обучающиеся получают возможность познакомиться с новым видом деятельности.

Метапредметные. Формирование чувства прекрасного.

Личностные. Способность к духовному развитию, нравственному самосовершенствованию, самооценке, способность к реализации творческого потенциала в духовной и предметно продуктивной деятельности.

Межпредметные связи. МХК, музыка, информатика, литература, обществознание, внеурочная деятельность.

Оборудование занятия. Электронная доска. Записные книжки обучающихся.

Ход урока

I. Организационный момент

Слайд № 1.

На электронной доске фото афиши спектакля «Золушка» по пьесе Е.Шварца)

Учитель. Определите тему сегодняшнего занятия.

Предполагаемые ответы обучающихся. Темой сегодняшнего занятия будет постановка спектакля.

Слайд № 2 (театральные программы)

Учитель. Сегодня мы будем вместе будим работать над ролью. Какую цель перед собой поставим?

Предполагаемые ответы обучающихся. Целью занятия будет освоение актёрского ремесла.

Учитель. Правильно. Для этого обратимся к нашим источникам (афиша, театральные программы, сценарий). Вы уже познакомились с текстом?

Обучающиеся отвечают утвердительно.

II. Основная часть занятия

Слайд № 3.(Кадры из к/ф «Золушка»)

Учитель. Что самое главное в спектакле?

Предполагаемые ответы обучающихся.

Все самое главное: игра актёров, музыка, освещение, декорации.

Учитель. Вы правы, чтобы игра актёров была успешной, в этом помогают и декорации, и костюмы, и спецэффекты. Вместе они создают атмосферу спектакля.

Слайд № 4. Школьная театральная программка. Рядом с роль вписаны имена исполнителей (5-11 классы)

  • Режиссёр-постановщик -
  • Художник-постановщик -
  • Музыкальное оформление -
  • Пианист -
  • Баянист -
  • Балетмейстер -
  • Художник по свету -
  • Компьютерный дизайн -
  • Золушка -
  • Король -
  • Принц -
  • Мачеха -
  • Анна -
  • Мариана -
  • Лесничий -
  • Волшебник -
  • Фея -
  • Паж -
  • Маркиз -
  • Капрал -
  • Стражники -
  • Тыква -
  • Кучер -
  • Мыши - лошади -

Учитель. Как вы думаете, какую задачу выполняют актеры в спектакле?

Предполагаемые ответы обучающихся. Актеры должны запоминать слова, показывать характер героя.

Учитель. Согласна с вами. Актеры на примере своих героев учат нас, как надо себя вести в определенной ситуации. Своей игрой они отражают характеры героев через слова, поступки, мысли, жесты, пластику. Какие же черты героев вы отметили бы как самые главные?

Обучающиеся высказывают свои взгляды, а на рабочей доске добавляются комментарии напротив игры актеров, например:

Золушка добрая, терпеливая, трудолюбивая…

Учитель. Подумайте о своём персонаже и напишите об его характере.

Обучающиеся самостоятельно выполняют задания, затем заслушиваются три - пять работ (так как в классе 11 обучающихся).

Как костюмы помогли понять характер героя?

Слайд № 5. Фотографии персонажей.

Допишите к характеристике вашего героя несколько слов, описывающих его костюм (цвет, форма). Как костюм поможет понять характер героя?

Обучающиеся самостоятельно выполняют задания, затем заслушиваются три - пять работ.

Какой должна быть музыка у доброго персонажа, а у злого? (фонотека)

При наличии времени можно использовать несколько музыкальных фрагментов.

Звучат музыкальные отрывки: музыка плавная, мрачная, отрывистая, быстрая, грустная, ласковая…

Теперь дополните образ вашего героя соответствием музыки.

Обучающиеся самостоятельно выполняют задания, затем заслушиваются три - пять работ.

Слайд № 6. Дом лесника, дворец короля волшебная страна, балкон, лестница, лес.

Учитель. Нужна ли смена декораций?

Обучающиеся высказывают своё мнение.

Учитель. Какую роль играет освещение? Какие спецэффекты больше всего могут запомниться? Зачем они применяются?

Обучающиеся высказывают своё мнение.

Предполагаемые ответы обучающихся: говорящие и движущиеся предметы, мерцающие огни, интерактивные эффекты.

III. Заключительная часть занятия

Учитель. Работа над ролью - увлекательный и сложный процесс. Предлагаю вашему вниманию инструмент:

Слайд № 7.

Памятка по работе над ролью.

  1. Прочитать роль внимательно.
  2. Пересказать пьесу.
  3. Работать над текстом (интонации, произношение, стиль)
  4. Делать упражнение - «поведение в жизни от имени роли»
  5. Составить словарь новых понятий, слов, встречающихся в тексте.
  6. Обдумать костюмы, игровые вещи, предметы, грим т.д. - всё, что помогает почувствовать роль.
  7. Вести постоянную сверку текста.
  8. Репетировать и обсуждать роль с партнёрами.

Учитель. Поделитесь вашими наблюдениями с родителями и начинайте работать над ролью. Следующее занятие - первая репетиция. Желаю всем творческих успехов!