Формирование коммуникативной компетенции у детей с умственной отсталостью, системным недоразвитием речи

Разделы: Логопедия

Ключевые слова: дети с умственной отсталостью


«Единственный путь, ведущий к знанию - это деятельность»
(Б.Шоу)

Формирование коммуникативной компетенции через формирование коммуникативных учебных действий является одним из требований федерального государственного образовательного стандарта образования детей с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), входящих в состав базовых учебных действий, сформированность которых позволит успешно подготовиться к самостоятельной жизни, овладеть доступными видами профильного труда, социализироваться в обществе. Формирование базовых учебных действий является целенаправленным, системным процессом, который реализуется через все предметные области и внеурочную деятельность, и важная роль для решения данной задачи отводится учителю-логопеду.

В целях создания условий для развития базовых учебных действий в образовательном процессе педагог должен понимать и признавать важность формирования БУД школьников с системным недоразвитием речи (характерным для всех детей с интеллектуальными нарушениями), уметь осуществлять выбор учебного материала и конструировать учебный процесс с учетом успешного их формирования, знать технологии формирования БУД, уметь использовать деятельностные формы обучения и диагностический инструментарий для выявления успешности формирования БУД. Учащиеся с интеллектуальной недостаточностью имеют ряд речевых и психологических особенностей (по А.В.Ястребовой), которые являются преградой в формировании значимой для обучения в школе коммуникативной функции речи, коммуникативной компетенции. Для детей с системным недоразвитием речи характерна низкая мотивация речевой, учебной деятельности, малая речевая активность, недостаточный уровень сформированности речевых умений и навыков. Исходя их этого для реализации новых требований образования, необходимо пересмотреть применяемые подходы в логопедической практике с детьми, вести поиск новых эффективных технологий.

Вся логопедическая работа должна проводиться с позиций восполнения пробелов речевой деятельности, учёта индивидуальных особенностей каждого ребёнка, его возможностей. Главной задачей логопеда является формирование субъекта полноценной речевой деятельности. Речевая деятельность ребенка включает с одной стороны то, что дает логопед (произношение, звуки, слоги, слова, предложения), а с другой - свободное, активное, осознанное, самоконтролируемое использование детьми в своей речи изученного материала. Всё это формирует коммуникативную компетентность, которая является ключевой компетенцией и имеет особую значимость в жизни человека.

В процессе коррекционного обучения определяю следующие направления совершенствования коммуникативных навыков детей:

  • развитие речевой активности детей;
  • совершенствование экспрессивной и импрессивной речи и их интонационной выразительности;
  • расширение, уточнение, активизация пассивного и активного словаря;
  • коррекция грамматического строя речи;
  • развитие связной речи;
  • планирование речевого высказывания;
  • развитие слухового внимания и памяти, фонематического слуха;
  • совершенствование средств общения (просодики, жестов, мимики и др).

Формированию коммуникативной компетенции способствует коррекционное обучение на базе деятельностного подхода, в основе которого лежит "Технология деятельностного метода обучения", разработанная педагогическим коллективом под руководством доктора педагогических наук, профессора Л.Г.Петерсон. Принцип деятельности заключается в том, что формирование личности ученика и его развитие осуществляется в процессе его собственной деятельности, а не тогда, когда он воспринимает знания в готовом виде. Технология деятельностного метода обучения предполагает создание учителем специальных условий, в которых учащиеся, опираясь на приобретенные знания, самостоятельно обнаруживают, осмысливают и решают учебную проблему.

Деятельностный подход, базируемый на работах Л.С.Выгодского, П.Я.Гальперина, А.Н.Леонтьева, Л.С.Рубинштейна и др., сочетается с различными современными образовательными технологиями. К ним относятся: ИКТ, игровые технологии, технология критического мышления, технология исследовательской и проектной деятельности, технология проблемного обучения, технология АМО. Важной характеристикой деятельностного подхода в работе педагогов является системность. В процессе логопедической работы мною отработана система применения артикуляционной гимнастики, биоэнергопластики (выполнение артикуляционной гимнастики совместно с движением обеих рук одновременно), комплексов упражнений для развития мелкой моторики, кинезиологических упражнений, физкультминуток. Суть деятельностного подхода как нельзя лучше раскрывает китайская пословица: "Расскажи и я забуду, покажи - и я запомню, дай попробовать - и я пойму". Необходимо включать в занятия продуктивную деятельность например, для закрепления графического образа букв дети изготавливают изученные буквы из проволоки, материалов для лепки, мелких предметов, изображают букву с помощью собственного тела.

В своей практике деятельностный подход осуществляю на различных этапах логопедического занятия. На этапах постановки учебной задачи создается проблемная ситуация, которая предполагает решение путём выполнения учебных действий. Например: «Вы узнаете тему сегодняшнего занятия, определив, какие звуки обозначены фишками. Для этого нужно выполнить звуковой анализ слов названий предметов на картинках». Дети включаются в деятельность уже на этапе постановки целей и задач. На занятиях используется не только демонстрационный материал, но и раздаточный (аналогичные карточки и фишки для выполнения звукового анализа, определения места, количества и последовательности звуков в слове), что предполагает непосредственную деятельность детей). Или при составлении рассказа по серии картин ведущий ребенок расставляет картинки на доске и рассказывает. Остальные обучающиеся выкладывают сюжет с помощью плоскостных изображений на столах. Использование раздаточного материала на занятиях включает ребенка в активную деятельность и способствует речевому развитию.

На этапах открытия и актуализации нового знания идет поиск, анализ, структурирование методом диалога, организации самостоятельной исследовательской деятельности, выведением алгоритма. Например, работа по проверке безударной гласной в корне слова. Ученику предлагается вставить пропущенную гласную в ряду однокоренных слов, с опорой на алгоритм. Первоначально пункты алгоритма даны в неверном порядке. В процессе работы ребёнок сам выстраивает порядок действий по проверке безударной гласной, сравнивая в итоге с эталоном - памяткой. Данный метод облегчает запоминание правила, закрепляет навык применения его на практике.

Немаловажное место в своей практике отвожу здоровьесберегающим технологиям, что необходимо в работе с детьми с ОВЗ. Физкультминутки часто заменяю кинезиологическими упражнениями. Например, подпрыгни, если услышишь звук в начале слова, хлопни в ладоши, когда услышишь звук в середине, подними руки вверх, если звук в конце слова. На данном этапе дети снимают напряжение и усталость, одновременно закрепляют навык нахождения места звука в слове.

Активно использую ИКТ. Данная технология является одним из эффективных способов повышения мотивации и индивидуализации обучения детей, развития у них творческих способностей и создания благоприятного эмоционального фона, позволяет перейти от объяснительно-иллюстрированного способа обучения к деятельностному. Это способствует осознанному усвоению новых знаний с увлечением, обучение для детей становится более привлекательным и захватывающим. Применяю различные компьютерные практикумы и игры при коррекции звукопроизношения, а также при работе над коррекцией дисграфии и дислексии.

Хотелось бы также обратить внимание на АКТИВНЫЕ МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ - методы, стимулирующие познавательную деятельность обучающихся. Строятся в основном на диалоге, предполагающем свободный обмен мнениями о путях разрешения той или иной проблемы. А.м.о. характеризуются высоким уровнем активности учащихся. Возможности различных методов обучения в смысле активизации учебной и учебно-производственной деятельности различны, они зависят от природы и содержания соответствующего метода, способов их использования, мастерства педагога. Каждый метод активным делает тот, кто его применяет.

Активные методы обучения - это система методов, обеспечивающих активность и разнообразие мыслительной и практической деятельности учащихся в процессе освоения учебного материала. АМО строятся на практической направленности, игровом действе и творческом характере обучения, интерактивности, разнообразных коммуникациях, диалоге и полилоге, использовании знаний и опыта обучающихся, групповой форме организации их работы, вовлечении в процесс всех органов чувств, деятельностном подходе к обучению, движении и рефлексии. К непосредственно активным методам, относятся методы, использующиеся внутри образовательного мероприятия, в процессе его проведения.

Для каждого этапа урока используются свои активные методы, позволяющие эффективно решать конкретные задачи этапа.

Классификация АМО в рамках системно-деятельностного подхода.

  • Активные методы начала образовательного мероприятия.
  • Активные методы выяснения целей, ожиданий и опасений.
  • Активные методы презентации учебного материала.
  • Активные методы релаксации.
  • Активные методы самостоятельной работы над темой.
  • Активные методы подведения итогов образовательного мероприятия.

Особого внимания заслуживает этап обобщения полученных знаний и рефлексии учебной деятельности, на котором обучающийся выполняет действия самоконтроля и самооценки, (тем самым, формируются регулятивные учебные навыки) на котором ученик сам оценивает результаты своей деятельности и осознает свои успехи и недочёты. На этом этапе чрезвычайно важно создать для каждого ребенка ситуацию успеха, которая становится стимулом для дальнейших достижений, способствует формированию учебной мотивации.

Например, предлагаю закончить предложения:

  • Сегодня я научился…
  • Было трудно…
  • Я узнал, что…
  • Мне понравилось…
  • Полученные знания пригодятся…

Следует также обратить внимание и на образовательно-развивающую среду логопедического кабинета.

Образовательная среда должна вызывать интерес у ребенка. Правильно организованная предметно-пространственная развивающая среда логокабинета создает возможность для успешного устранения речевого дефекта, преодоления отставания в развитии, позволяет ребенку проявить свои способности не только на занятиях, но и в свободной деятельности, стимулирует развитие творческих способностей, помогает стать уверенным в себе. Прежде всего, необходимо пересмотреть демонстрационный и раздаточный материал, убрать старые "отработавшие" пособия, пополнить новыми в соответствии с новыми явлениями в жизни. Пособия должны вызывать личностный интерес для освоения познавательной деятельности, развивать мыслительные способности детей, и включать ребенка в продуктивную деятельность. Они должны быть расположены в доступных, удобных и безопасных для детей местах. Пособия должны быть многофункциональными. Необходимо иметь различные развивающие игры (мозаика, кубики, сюжетное лото, конструкторы), которые способствуют развитию функций обозначения и замещения.

Ресурсы и литература

  1. копилочка АМО: https://www.informio.ru/publications/id3555/Dejatelnostnyi-podhod-v-obrazovanii
  2. Выгодский Л.С. Развитие высших психических функций. М., 1960.
  3. Логопедия./ Под ред. Волковой Л.С., М., 1989.
  4. Лалаева Р.И. Нарушения речи и система их коррекции у умственно отсталых школьников. - Л., 1988.