Факторы, влияющие на полноценность процесса чтения у учащихся средних классов

Разделы: Логопедия, Коррекционная педагогика


Чтение в средних классах школы является уже не просто учебным предметом. Это прежде всего инструмент для освоения программного материала практически по всем учебным предметам.

Основная единица чтения к 5 классу - это распространённое предложение, то есть предложение, содержащее, помимо грамматического ядра, достаточное количество второстепенных членов, обособленных членов предложения, вводных слов и конструкций. Такая синтаксическая единица требует от читающего быстрого глобального охвата и точного восприятия лексического и грамматического смысла.

Что может, если выражаться образно, отнимать энергию и замедлять этот процесс? Прежде всего - осложненный визуальный контент. Это различный шрифт, фон, неудачное пространственное расположение текста или инструкции и задания к тексту. Также осложнят общее восприятие при чтении проблемы со зрением или глазодвигательной функцией. Низкая концентрация и произвольность зрительного внимания спровоцируют ошибки и поверхностность анализа сложного по структуре предложения.

Примером диагностических заданий для выявления проблематики вышеперечисленных функциональных составляющих процесса осознанного чтения могут быть классические приемы вычленение слов в строках без пробелов, оценка точности прочтения литературного фрагмента, представленного визуально с применением стилизованного шрифта. Также можно предложить найти в оглавлении учебника или интернет-ресурса справочного характера определенную тему. При этом интересно наблюдать у учащегося саму стратегию поиска этой темы: стойкое системное или хаотичное, нервное. Иногда чтение собственных рукописных записей из рабочих тетрадей - показательней работы с самым стилизованным шрифтом.

Косвенно замедляет темп чтения слов-терминов со сложной артикуляционной и слоговой структурой недостаточность произносительной системы подростка, причем даже при чтении про себя.

Что может затруднять понимание при чтении? Прежде всего банальный дефицит словаря. Даже у младших школьников понимание значения слова с одной(!) пропущенной безударной гласной вызывает трудности. А в учебных упражнениях по русскому языку в средней школе часто используются сложные авторские литературные фрагменты текстов, с пропусками тематических орфограмм. Понимание смысла предложения при этом сильно затрудняется. Поэтому с диагностической целью стоит исследовать возможности прогнозирования при чтении, напрямую зависящие от объема словарного запаса учащегося. Примером может служить задание восстановить и прочитать предложение с пропущенными окончаниям прилагательных или приставками глаголов.

Также затрудняет понимание читаемого нарушение восприятия логики лексико-грамматической конструкции. Можно дать задание определить главное слово в словосочетании, затем в предложении, в стихотворной фразе, отдельно обследовать полноценность понимания этих синтаксических единиц при прямом и при обратном порядке слов. Например, показатель хорошего понимания - это умение быстро исправить нелогичную фразу.

Игнорирование детьми морфемного различия слов также может нарушаеть понимание при чтении. Например, суффиксы слов различных частей речи: прилагательного - причастия - глагола - деепричастия - несут основной лексико-грамматический признак, смысл.

Способность чутко и внимательно воспринимать интонацию, полноценно владеть интонированием, чувствовать ритмический рисунок фразы, конечно, также очень помогает пониманию синтаксического соотношения в предложении, особенно, когда оно осложнено вставными конструкциями: приложениями, сравнительными оборотами, обособленными определениями, обстоятельствами. В диагностическом плане достаточно попросить воспроизвести литературный фрагмент с чувством удивления, пренебрежения, грусти, восторга и т.д. Дефицитарность средств эмоциональной выразительности будет очевидна.

Таким образом, чтение - сложный, многоуровневый процесс, требующий воли, энергии, внимания, точность, координация, артистизма.