Развитие навыка чтения у детей с ОВЗ через игровые упражнения

Разделы: Начальная школа


Без способности читать и понимать текст невозможно изучение других учебных дисциплин. Вторым компонентом навыка чтения является понимание текста. Есть мнение, что дети сами могут научиться улавливать авторский смысл текста. Но такое обучение можно назвать обучением методом проб и ошибок.

У детей с ОВЗ навык чтения формируется по тем же этапам, что и нормально развивающего ребенка, но с некоторым отставанием, которые обусловлены типологическими особенностями развития данной категории детей. У школьников с ОВЗ страдает не только техника чтения, но и нарушено смысловое понимание прочитанного. Нарушение смыслового понимания текста у школьников с ОВЗ проявляется в неумении пересказать текст или ответить на вопросы по его содержанию, т.к. дети имеют, прежде всего, нарушения лексической и грамматической стороны речи, связной речи. Кроме того, у школьников могут быть нарушения других познавательных процессов, которые так же вызывают трудности при осмыслении прочитанного текста.

В преодолении этих нарушений важен комплексный подход учителя. На своих занятиях я использую игры и упражнения, которые направлены на уточнение и расширение активного словаря детей, на умение устанавливать причинно-следственные связи.

Игра "Пять вопросов": ребенок загадывает слово, а дети задают ему вопросы о значении этого слова. На вопросы можно отвечать только "да", "нет" и "не знаю". Задается только 5 вопросов. Дети должны угадать слово, которое загадал ведущий.

Игра «Поиск противоположных предметов»: называется какой-либо предмет. Надо перечислить как можно больше предметов, противоположных заданному. Противопоставлять предметы можно, беря за основу разные свойства и признаки предмета.

Игра «Найди противоположные слова»: в каждой строчке даются 5 слов, из которых нужно выбрать 2, имеющих противоположное значение. Например,

  1. постоянно, всегда, стойко, неторопливо, никогда;
  2. любой, некоторый, какой-нибудь, этот, никакой;
  3. принимать, тратить, сомневаться, отбрасывать, экономить;
  4. жизнерадостный, незаметный, добрый, выдающийся, глубокий.

Упражнение «Складывание слов из половинок»: берется от 3 до 10 слов, каждое из них пишется на двух маленьких карточках. Чтобы первая его часть была написана на одной карточке, а вторая на другой предлагается быстро сложить карточки так, чтобы получились осмысленные слова. В более сложном варианте предлагаются слова, похожие по написанию. Это упражнение развивает способность по отдельному фрагменту высказывать догадку обо всем слове в целом и сразу же подтверждать ее недостающим фрагментом, способствует уточнению лексического значения слова. Кроме того, формируется установка на побуквенный анализ слова. Например:

Шля ка пче ша
Туф мар за ка
Ут па гру яц
Ко ли мис тик
Сли ва лас ла

Упражнение на чтение текста, написанного с использованием разных шрифтов: детям предлагается произведение или отрывок, написанный разными шрифтами, буквами разного размера и цвета. Это упражнение более сложное, чем предыдущее, т.к. требует от ребенка большего внимания, а так же осознания прочитанного. Если использовать это упражнение при групповой работе в виде чтения по цепочке, то необходимо прослушивание и осмысление предыдущих отрывков текста. Например:

«Как только мама с папой ушли, мышонок Мыша решил, что настало время стать водолазом. Он налил полную ванну воды, заткнул ноздри и уши, привязал к поясу утюг чтобы не всплывать, взял длинную макаронину, чтобы через неё дышать, сделал глубокий вдох и нырнул».

Нахождение внутритекстовых связей: ребенку предлагается расставить строчки стихотворения в нужном порядке. Например:

В косматой его бороде.
Трещит по замерзшей воде,
Идет, по деревьям шагает.
И яркое солнце играет.
(Н.А.Некрасов)

Расставить предложения по порядку. Например:

  • На помощь кораблям приходит ледокол.
  • Не могут корабли плыть дальше.
  • Наступила зима.
  • Лёд сковал море.

Выбрать подходящий заголовок из нескольких данных заголовков.

Весь лес занят весной под жильё. Свободного местечка не осталось. Живут на земле, под землёй, на воде, под водой, на деревьях, в деревьях, в траве.

Дом у иволги на берёзе. Она высоко над землёй подвесила к ветке лёгкую корзиночку. В корзиночке лежат яйца. В траве - дома у жаворонков. В деревьях - дома у дятлов и синиц, сов. Под землёй - дома у крота, мышей, у ласточки-береговушки. (по В.Бианки)

(Странные жилища. Дома для птиц. Замечательные дома.)

Упражнение «Доскажи словечко». Чтение загадок, четверостиший с недостающими словами

В село мчится
В дверь ________
Ворота отворяет,
Пыль __________
(ветер)

Ответы: поднимает, стучится
Кто альбом раскрасит наш?
Ну, конечно _____________
(карандаш)

Упражнение на отделение слов от псевдослов

Выдаётся несколько карточек на одних написаны слова (метро, дорога…), на других - псевдослова, т.е. бессмысленные буквосочетания (например, олубет, вунка). Предлагается карточки со словами сложить в одну группу, а с псевдословами - в другую. Это упражнение развивает способность быстро выделять смысл прочитанного, а при многократном его выполнении - сочетать побуквенное восприятие слова с его смысловой оценкой. Или ленты слов включая некоторое количество «ловушек» - слов, где умышленно допущены орфографические ошибки. Сама по себе ошибка существенно искажает графический образ слова. Дети учатся замечать такие слова, при этом у них вырабатывается чувствительность к любым искажениям подобного рода.

  • эфлкактивныйэфылоаппетитйъхзароматчбяъзщв
  • вагалереяалжцгоретьйиьючгражданиньчбдвадцатьй

Приведенные примеры некоторых используемых мною на занятиях игр и упражнений, которые способствуют повышению качества чтения учащихся ОВЗ. Их выполнение превращает процесс чтения в необычное, интересное занятие, благодаря чему у детей формируется положительное отношение к самостоятельному осмысленному чтению. А такое чтение занимает центральное место среди других видов речевой деятельности и является одним из условий успешного обучения в средней и старшей школе.