Открытый урок по творчеству С.А.Есенина. «Любовные мотивы в творчестве С.А.Есенина»

Разделы: Литература

Ключевые слова: С.А.Есенин


Цели урока:

  • расширить представления учеников о личной и творческой биографии С.А.Есенина;
  • закрепление знаний текстов произведений С.А.Есенина;
  • развитие творческих способностей у учащихся;
  • развитие познавательного интереса к произведениям С.А.Есенина;
  • воспитание эстетического вкуса через литературные произведения;
  • привитие культурных ценностей школьникам.

Тип урока. Закрепление и обобщение изученного материала, обобщение с элементами анализа.

Форма урока. Урок-концерт-исследование в форме ролевой игры.

Методы: репродуктивный, проблемно-обобщающий, частично-поисковый.

Виды контроля: индивидуальный, устный.

Формы контроля: самоконтроль, взаимоконтроль.

Методические приемы: доклад ученика, декламация стихотворений наизусть.

Оборудование урока:

  • портрет С.Есенина,
  • презентация,
  • поэтические сборники С.Есенина;

Подготовка к уроку: первая группа учащихся выбрала для выступлений стихотворения С.Есенина, а другая подготовила сообщения по истории создания данных произведений. На урок были приглашены шесть преподавателей женского пола и один мужского. Учащиеся читают стихотворения, обращаясь к каждому приглашенному.

Ход урока

I. Слово учителя

Здравствуйте, уважаемые гости, студенты! Сегодня мы с вами завершаем разговор с одним из самых читаемых поэтов России Сергеем Есениным. Его произведения, написанные в начале 20 столетия, актуальны, интересны, читаемы и сегодня. Яркая и беспокойная жизнь поэта во многом способствует неимоверной популярности его задушевных и музыкальных стихов, близких и понятных самым разным людям, потому что каждый человек хоть однажды переживал те же чувства, что и Есенин.

Он любил, любил много, любил пылко. Он сам весь является любовью. Он просто и понятно пишет о чувстве, ради которого человек приходит в этот мир. Сестра Александра говорила, что Сергей замечательно писал о любви, потому что был любящим, нежным человеком. А Максим Горький писал: "Сергей Есенин не столько человек, сколько орган, созданный природой исключительно для поэзии…"

Вспомним основные мотивы любовной лирики Есенина:

  • космос Есенина - это природа и Родина - мир, с которым автор тесно связан. В природе все одушевлено, и здесь часто используется прием олицетворения и образного параллелизма. Земля для Есенина мать всего живого, а мир природный, плодотворящий, где человек-пахарь вкладывает труды свои - вечен и суверенен, живущий в согласии с землей и исполняющий ее волю.
  • любовь и страсть выступают как божественная гармония, вносимые в мир для разрешения всех его скорбей и противоречий. С.Есенин призывал принять любовь прежде смысла ее, не доискиваясь целей. Любовная лирика поэта - это сердце, бьющееся в речи и разгоняющее - переносящее смысл по всему мирозданию

Предлагаю посмотреть на этого красивого мужчину и услышать его завораживающий голос. (На экран выводится видеоролик студии «ЗеркалоТВ» с кадрами открытия памятника Кольцову, где присутствовал С.Есенин, на фоне звучит стихотворение в исполнении автора).

Вот он: обаятельный светловолосый кудреватый мужчина с голубыми глазами. Все краски прекрасного в нем.

Сегодня на уроке мы будем чувствовать и окрашивать. И в конце урока ответим на вопрос: Какими красками оформлено творчество Сергея Есенина? Мы попытаемся прикоснуться к силе поэтического мастерства С.Есенина. А чтобы прочувствовать ее во всех красках, мы должны будем перевоплотиться в автора этих великих произведений. А символом перевоплощений будет сборник стихотворений Сергея Александровича. После каждого выступления вы раскрасите белый лист тем цветом, который возник у вас в сознании при прослушивании отдельного стихотворения и, отдадите мне, чтобы в конце урока ответить на поставленный нами вопрос.

Итак, мы начинаем.

1 ученик берет в руки сборник стихов С.Есенина и от его лица рассказывает историю создания стихотворения «Гой ты, Русь, моя родная»:

Я родом из села Константиново Рязанской губернии. Меня с детства окружала природа. Я восхищался и вдохновлялся ею. Мои первые стихотворения были посвящены именно ей. Уехав из родного села в шумный город Москву, я тосковал по родным местам. 1914 - год написания стихотворения «Гой ты, Русь, моя родная». К этому времени я уже 2 года живу в столице и тоскую по родному селу.

Родина, которую я изобразил, показана святой. В ее домах стоят иконы (образа). Празднуется Спас в церквях. Все это показывает духовность Руси. Родина, словно живая, и я обращаюсь к ней, как к близкому человеку. Меня засасывает синее небо, манит мятая тропинка. Это стихотворение - ностальгия по родному краю.

2 ученик читает стихотворение «Гой ты, Русь, моя родная».

Учитель: Сейчас я попрошу вас раскрасить листы тем цветом, который ассоциируется для вас с этим произведением.

3 ученик: В стране, в связи с революционными волнениями 1917 года, жизнь полностью изменилась. Обновлённая держава, обновлённая власть - всё это существенно отразилось на моем эмоциональном состоянии. В эти годы в моих произведениях ещё сильнее вспыхивает любовь к Родине, к России, которая нуждается в этом как никогда.

На протяжении детских лет я жил крайне бедно в своём родном крае, в Константиново. Повзрослев, я хочу видеть, что жизнь крестьян улучшится. Благодаря этим мечтам, в 1917 году было напечатано это послание.

Тема матери в моем творчестве тесно связана с темой Родины. «О моя терпеливая мать!» - это обращение к Матушке-земле, которой предстоят тяжелые времена.

4 ученик декламирует стихотворение «Разбуди меня завтра рано».

После прослушивания произведения, учащиеся раскрашивают листы.

5 ученик: Я познакомился со Львом Повицким летом 1918 года в литературной студии. Позже мы организовали кооперативное издательство, где было издано шесть моих сборников стихов, практически все мной написанное до того времени. В этом же году Лев Осипович увозит меня из голодной Москвы к своему брату в Тулу, где несколько дней мы прожили в сытой и спокойной обстановке. А в 1920 году я приехал к нему в Харьков, познакомился с его сестрами и был окружен теплом и заботой. Еще мы встречались в Ростове и Таганроге в 1921 году, в 1923 году в Москве. Самая продолжительная наша встреча состоялась в декабре 1924 года в Батуми, где Лев Осипович работал фельетонистом в местной газете. Этому событию мой друг посвятил статью «Сергей Есенин. К приезду в Батум». А через несколько дней я опубликовал стихотворение «Льву Повицкому».

6 ученик читает стихотворение «Льву Повицкому».

Учащиеся раскрашивают листы.

7 ученик: Я знаю, что В.В.Маяковский называл меня балалаечником. А я и не обижался, ведь я выходец из крестьян. Крестьянские поэты имеют родственную связь с фольклором и вместе с тем ориентируются на классические произведения. Я всегда привольно чувствовал себя на родных просторах. Особенно любил бывать в лугах во время сенокоса. В эти дни село словно вымирало, все перебирались за Оку, жили там дружной артельной семьей в шалашах, привольно, весело, шумно. Часто вместе с деревенскими ребятами я отправлялся на Оку поить лошадей.

Стихотворение «Заиграй, сыграй, тальяночка, малиновы меха…» я написал в 1912 году.

8 ученик читает стихотворение «Заиграй, сыграй, тальяночка, малиновы меха…».

Учащиеся раскрашивают листы.

9 ученик: В 1924 году я посетил Грузию и Азербайджан. Сверкающие девичьи очи, народные инструменты и пения - восточный колорит оказался мне так близок. Неосуществимая мечта побывать в Персии и случайное знакомство со школьной учительницей, Шаганэ Тальян, - всё это способствовало появлению на свет цикла «Персидские мотивы», куда входит стихотворение «Шаганэ ты моя, Шаганэ».

10 ученик декламирует стихотворение «Шаганэ ты моя, Шаганэ».

Учащиеся раскрашивают листы.

11 ученик: В 1923 году я посвятил стихотворение «Заметался пожар голубой» женщине, которая была мной очень сильно желанна, но недосягаема. Оно написано для актрисы Августины Миклашевской. Я много страдал в отношениях, познал горести неразделенной и безответной любви. Встретившись с актрисой впервые, я понял, что влюблен без памяти. Первые строки я написал на следующий день после знакомства. Это ещё раз подчеркивает то, насколько сильно покорила меня эта девушка. Она была особенной, не такой, как все. Но и здесь все сложилось не так гладко, как хотелось бы. Актриса была безразлична и ко мне, и к моему творчеству. Всему виной была не очень хорошая слава, которая шла впереди меня. Я уже прославился скандальным характером, своим порой эпатажным поведением и выходками.

12 ученик читает стихотворение «Заметался пожар голубой».

Учащиеся раскрашивают листы.

13 ученик: Произведение «Письмо к женщине» появилось на свет в 1924 году как поэтическое покаяние и посвящено моей первой супруге. В стихотворении слово «тогда» относится к событиям 1919 г., а слово «сейчас» - к событиям второй половины 1924 г.

В моей жизни было множество женщин - любимых и нелюбимых. Одной из них была и Зинаида Райх - красавица с исключительным талантом и магнитной притягательностью. Мы обвенчались летом 1917-го года в маленькой церкви в селе Кирики-Улита. Вернувшись в Петроград, стали вести счастливую семейную жизнь, где Райх играла роль не только прекрасной жены, но и моей музы. Семейная идиллия продлилась недолго. Через три года я ушел из семьи ради нового увлечения, оставив беременную Зинаиду с полугодовалой дочерью Татьяной одну. А в 1920 году Зинаида родила сына Константина. В 1922 году Райх повторно вышла замуж за режиссера Всеволода Мейерхольда, который взял обязательства по опеке над моими детьми на себя. Новый супруг Зинаиды смог полюбить детей, словно родных. А я всю жизнь испытывал огромное чувство вины перед детьми и их матерью.

Это стихотворение-покаяние, в котором я прошу у бывшей супруги прощения за свой поступок.

14 ученик читает стихотворение «Письмо к женщине».

Учащиеся раскрашивают листы.

Учитель: Спасибо всем выступившим! Итак, а теперь мы с вами должны ответить на вопрос, поставленный нами в начале урока: Какими красками оформлено творчество Сергея Есенина? Для этого посмотрите на нашу палитру и на экран (на экране выводится слайд с символикой цветов).

Рефлексия:

  • Мы ответили на поставленный нами вопрос?
  • Какие эмоции вы испытали на уроке?
  • Чему научились на уроке?

Учитель: Я желаю вам пронести творчество С.Есенина через всю свою жизнь, потому что это не просто стихотворения, а любовь к другу, женщине, матери и самое незыблемое - это любовь к своей Родине!