Развитие наблюдательности у младших школьников в процессе ознакомления с окружающим миром

Разделы: Начальная школа, Классное руководство

Классы: 2, 3, 4

Ключевые слова: окружающий мир


В современные школьные стандарты нового поколения ориентируют не только на получение предметных образовательных программ, а так же на развитие и формирование личности, которая сможет успешно адаптироваться к социуму и окружающей его действительности. Одним из первостепенных качеств развитой личности, является наблюдательность.

Включение младших школьников в активную учебную деятельность, так же деятельность наблюдения, требует определенных педагогических условий, как от образовательного учреждения, так и от педагога.

Длительные занятия, связанные с деятельностью наблюдения, приводят к развитию наблюдательности, которая необходима ему как база для формирования логического мышления, умения ориентироваться в разнообразных ситуативных моментах, иметь достаточный обширный кругозор и непосредственно влияет на будущую профессиональную ориентацию.

Развитие у младшего школьника способности к целенаправленному наблюдению должно быть максимально естественным образом организованно как в учебной деятельности, так и в повседневной жизни каждого ученика начальной школы, например, в процессе ознакомления с окружающим миром.

Наблюдательность - это свойство человеческой личности, проявляющее себя в умении вести наблюдения. Наблюдательный человек в полной мере воспринимает явления действительности более точно и четко, что помогает ему хорошо ориентироваться в новой обстановке.

Наблюдение - это не просто «зарисовка» явления или объекта, а сложный анализирующий процесс, сравнения и обобщения. Иначе говоря, это сложный мыслительный процесс, который включает в себя восприятие. Можно сказать, что наблюдательность тесно связана с человеческой мыслительной деятельностью и напрямую зависит от качеств ума человека [2].

Так же для наблюдательности человеку необходимо умение наблюдать и подмечать действительное. Следовательно, наблюдательность непосредственно связана с умственной деятельностью и зависит от качеств ума человека.

Большое значение для всестороннего развития личности ребенка оказывают наблюдения. В процессе наблюдения у ребенка работают все основные слуховые, зрительные, обонятельные и осязательные анализаторы.

Хорошо спланированные и организованные наблюдения активно развивают познавательные способности учащегося и помогают проявлять интерес к окружающему миру.

У.Н.Сидорова, автор диагностического материала, предлагает дифференцировать уровни развития наблюдательности по следующим критериям:

  • умение целенаправленно подчинять своё восприятие природы соответственно поставленной задаче;
  • полнота наблюдения (разносторонность рассмотрения свойств и состояний объекта или явления);
  • сбор информации всеми органами чувств и фиксация результатов планомерность (определённая последовательности рассмотрения объекта или явления);
  • тонкость (умение подмечать малозаметные компоненты объекта);
  • интерпретация (осмысление воспринятого в свете прежнего субъектного опыта);
  • саморегуляция (отношение к наблюдаемому и оценка своей деятельности) [4].

Не менее важны методы проблемного обучения, методы самостоятельной работы, частично-поисковые и исследовательские методы, которые определяют, в каких формах будет организована деятельность наблюдения: самостоятельное, индивидуальное наблюдение или коллективная деятельность (в парах или группах). Таким образом, в технологии развивающего обучения заложены пути, средства и условия развития школьников, в том числе и наблюдательности. К этим можно отнести следующие:

  • Содержание учебного занятия, которое расширяет и разнообразит представления детей, даёт им возможность наблюдать, опирается на их личный опыт, оказывает помощь по адаптации в жизни;
  • Форма организации обучения (индивидуальная, парная, групповая, коллективная), которая сохраняет позицию субъективности ребёнка в процессе учения, направлена на поддержание его внутренней активности, соответствует содержанию занятия.
  • Система методов обучения, которые позволяют детям самостоятельно познавать действительность, решать поставленную задачу, дают право на ошибку, способствуют его успешности.
  • Личностные, профессиональные изменения учителя, которые предполагают его умение программировать процесс наблюдения, отбирать материал для наблюдения, инициировать учебное взаимодействие учащихся с взрослыми и ровесниками, осуществлять оптимальный отбор педагогического инструментария, осуществлять рефлексию.

Помимо названных методов, приёмов, форм обучения, необходимо упомянуть такую разновидность урока, как урок окружающего мира. Поскольку именно уроки окружающего мира позволяет реализовать на практике основные приёмы по развитию наблюдательности учащихся, способствует формированию отношения к действительности как источнику познания. С учётом выявленных организационно-педагогических средств, путей и условий развития наблюдательности младших школьников была спланирована работа в этом направлении:

  • 1-2 класс
  • 3-4 класс.

Применяют несколько методов:

  • Методы сбора диагностических сведений: мониторинг, анкетирование, опрос (основные формы опроса: устный - разговор, интервью и письменный), опыт (лабораторный и естественный, устанавливающий и формирующий), изучение документов (контент - исследования), анализ результатов работы;
  • Методы обрабатывания и оценивания диагностической данных: способ шкалирования, рейтингового оценивания, способы математико-статистического обрабатывания, многомерной группировки, факторного, кластерного и регрессивного анализа и т.д. Необходимо выделить, что для извлечения надёжных результатов, как оказалось важным, характер обработки исследований, в особенности в условиях количественного анализа (обрабатывания данных) с дальнейшим значением по различным критериям надёжности, важности и валидности приобретённых результатов;
  • Методы понятия и накапливания результатов диагностики. Обобщённые сведения педагогической диагностики представляются в варианте заключения об актуальном состоянии, особенностях личности (группы).
  • Методы применения результатов диагностики: прямое влияние, координирование и составление плана действий, прогнозирование, советы, пожелания, условия, управленческое решение и т.д.
  • Методы оценки достоверности итогов диагностики: экспертный способ, анализ результатов работы, контрольные мероприятия, контроль, статистический анализ и т.д.

На основании этого возможно образовывать программу единого познания личности с использованием персонально определенного комплекта методик.

Ученные производившие над детьми точные наблюдения, пришли к выводу, что дети малонаблюдательны. Чтобы научить ребенка мыслить, необходимо, в первую очередь в целом, обеспечить его резервом конкретных, а также четких взглядов, этим использованным материалом, который необходим для умственных операций, для построения понятий, иначе говоря, необходимо сделать его способным все подмечать, развить в нем привычку к наблюдательности к точному и отчетливому восприятию. А для этого учителю нужно знать, как школьники воспринимают, как развивается у них наблюдательность. «О ребенке говорят, - читаем мы у Бинэ, - что он хороший наблюдатель; это иллюзия. Он может быть поражен подробностью, которой мы не заметим, не он не увидит общей картины, панорамы вещей, и прежде всего он не способен отличить побочное от главного». Почти такой же взгляд высказывает и профессор Штерн, собравший очень большой и тщательно проверенный материал по этому вопросу. Он читает наблюдательность детей односторонней и неглубокой. «Дети, - по его словам, - нередко являются прекрасными наблюдателями, особенно, когда событие не выходит за пределы их интересов. Самопроизвольные наблюдения, непосредственно, поражают иной раз своей точностью. Тем не менее, ряд факторов оказывает неблагоприятное влияние на наблюдательность детей, а именно: недостаточное усваивание многих мало доступных ребенку впечатлений, неустойчивое внимание, легкая отвлекаемость, неуменье установить между отдельными переживаниями пространственную, временную и логическую связь.

Наблюдательность - это - то драгоценное свойство человека, благодаря которому он способен ориентироваться в окружающей среде, понимать разнообразный мир природы, контактировать с людьми. Как же развивать наблюдательность? Необходимо воспитывать эмоциональное начало, порождающее удивление, восхищение, желание новых встреч. При первой возможности в любое время года в хорошую погоду отправляемся в лес, поле, к реке, забираемся на холм, чтобы увидеть необозримые дали. Во время экскурсии, если встретишь живых существ, радость встречи надолго остается в памяти детей и способствует пробуждению пытливости, добрых чувств к природе. Дети ведут дневники наблюдений за погодой. Фиксируют, увиденное в специальной тетради. Если всю работу свести к простой фиксации, она будет малоценна. Важно научить детей устанавливать связи природных явлений. Например: Солнце выше поднялось - день длиннее стал, ночь короче. Нет дождя, нет влаги и т.п. Или каждое утро спрашивала, когда шли в школу, что интересного увидели, какие изменения произошли. А теперь они сами рассказывают, если что-то интересное заметят. Не далеко от школы находится лес, постоянно наблюдаем за изменениями, которые происходят в природе. В каждом времени года есть своя прелесть, свое неповторимое чудо. Календарь ведется для того, чтобы дети узнали гармонию движений и связей в природе, поняли ее мудрый жизненный ритм. Неоценимым помощником ребят становятся чудесные книги о природе: В.Бианки, М.Пришвина, Г.Скребицкого и многих других писателей, которые учат понимать и любить природу. Их рассказы богаты научными фактами. «Логика природы, - говорил К.Д.Ушинский, - есть самая доступная для детей логика». Развитие наблюдательности неразрывно связана с формированием логического мышления. Для того чтобы ребенок умел видеть, надо научить, его выделять существенные и несущественные признаки предметов. Рассматривая предмет, выделяя его существенные признаки, использую сравнения с хорошо знакомым или близко находящимся предметом. Показываю, как растут картофель и помидор. Рассказываю, что они близкие родственники, рассматриваем их строение. Чтобы развивать интерес, рассказываю, что помидоры сажали на клумбах, а цветки картофеля украшали прически богатых щеголих. Они красивы и приятно пахнут. Среди существенных признаков растений и животных обращается внимание на типичные черты их строения. Родственные виды представителей живой природы имеют общие признаки строения их органов. Если слово не связано с образом, не опирается на живые, непосредственные наблюдения, оно лишается своего содержания.

Список источников

  1. Андрагогика. Современные технологии в подготовке и проведении учебного процесса. Казань: Медицина, 2017. 64 с.
  2. Колесова В.В. Развитие наблюдательности у младших школьников на уроках окружающего мира [Текст] / В.В.Колесова // Начальная школа. - 2016. - С.119-123.
  3. Осипова О.Н. Развитие наблюдательности младших школьников на уроках окружающего мира//Проблемы современного педагогического образования. 2017. №55-1. С.258-264.
  4. Сидорова У.Н. Наблюдательность, как фактор развития важных психических функций обучающихся [Электронный ресурс] // Педагогика. 2016. URL:https://dlyapedagoga.ru/servisy/publik/publ?id=3132 (дата обращения: 21.09.2022)
  5. Титова, В.В. Пути развития наблюдательности обучающихся при изучении окружающего мира [Текст]:/ В.В.Титова // Начальная школа. - 2009. - №1. - С.65-68.