Сияние красок в живописи, музыке, поэзии. «Образ ночи» в произведениях. 2-й класс

Разделы: Литература, Музыка, МХК и ИЗО

Класс: 2


Постановка учебной задачи. Создание проблемной ситуации

Начинаем урок, который даст возможность получить и объединить знания литературы, музыки, искусства.

- Прочитайте названия произведений, о которых пойдет сегодня речь. («Тиха украинская ночь», «Лунная соната», «Лунная ночь на Днепре»).

- Что объединяет эти названия? (эти названия связаны с ночью, луной)

- Чему будем посвящен наш урок? (создание образа ночи)

- Сегодня мы познакомимся с разными по жанру произведениями, посвященными ночи. Попробуем разобраться, какие чувства рождаются у авторов и есть ли в произведениях что-то общее.

- Одно из перечисленных произведений является литературным творчеством, другое музыкальным, а третье относится к живописи. Можно ли по этим названиям определить, какое из произведений относится к литературе, какое к живописи, а какое к музыке? (Версии детей)

Выдвижение гипотез

Версии детей («Лунная соната» - относится к музыке, так как «соната» - музыкальное произведение. Определить жанр произведения по названиям «Тиха украинская ночь» и «Лунная ночь на Днепре» учащиеся затрудняются).

Проверка гипотез. Решение проблемы, открытие нового знания

- Обратимся к толковому словарю.

«Соната - музыкальное произведение, состоящее из нескольких частей, объединенных одним замыслом».

- Определив, что соната - это музыкальное произведение, мы можем сказать, что «Лунная соната» относится к музыкальному творчеству.

- Сейчас я назову авторов данных произведений, покажу их портреты. Попробуйте узнать портреты великих людей. (ПОРТРЕТ А.С.Пушкина.)

- Кто такой А.С.Пушкин? Что вы о нем знаете? (Пушкин - великий русский поэт, автор «Сказки о рыбаке и рыбке», «Сказке о мертвой царевне и семи богатырях» и т.д.)

- Сегодня мы познакомимся с отрывком из поэмы А.С.Пушкина «Полтава» - «Тиха Украинская ночь».

(Портрет Л.В.Бетховена)

- На слайде портрет великого немецкого композитора Л.В.Бетховена.

Сравните годы жизни Пушкина и Бетховена.

- Сегодня мы познакомимся с произведением Бетховена «Лунная соната». Это произведение он написал в 1801 году, когда ему было 30 лет.

(Портрет А.Куинджи)

- На слайде портрет знаменитого русского художника-пейзажиста А.Куинджи. Кто такой пейзажист? (художник, который пишет пейзажи. Пейзаж - это картина, на которой изображена природа)

- Куинджи очень любил родную природу. Произведение, с которым мы сегодня познакомимся - «Лунная ночь на Днепре»

- Вернемся к нашим названиям, нашему проблемному вопросу. Можете ли сейчас сказать, какое из произведений является произведением литературы, музыки или живописи? (Ответы учащихся «да». «Лунная ночь на Днепре - произведение относится к живописи, автор этой картины А.Куинджи. «Тиха украинская ночь» А.С.Пушкина - произведение литературы, «Лунная соната» - музыкальное произведение, автор Л.В.Бетховен)

Работа по теме урока. Формулировка темы и целей урока

- Итак, сегодня мы говорим о красоте поэтической, музыкальной и художественной

А посвящен наш урок, как мы уже сказали - ночи.

Тема урока: Образ ночи в живописи, поэзии и музыке

Цель урока:

Проанализировать стихотворение, рассмотреть картину, послушать музыкальный фрагмент и найти общее и отличное в образах, созданных художником, композитором и поэтом.

Работа над стихотворением А.С.Пушкина «Тиха украинская ночь»

Подготовка к восприятию стихотворения.

Прежде чем начать работу над этими произведениями, я хотела бы вас «окунуть» в летние дни, в воспоминания. Доводилось ли вам видеть звездное ночное небо? Какое оно? Опишите его. (Красивое, спокойное, таинственное, тихое, волшебное…). Какие слова вы использовали для описания неба? Как называются такие слова в русском языке? (имена прилагательные). Какую роль имена прилагательные играют в нашей речи?

А вот как А.С.Пушкин сумел увидеть и передать в поэтическом тексте свои воспоминания.

Чтение стихотворения учителем.

- Понравилось вам стихотворение? О чем оно? Как вы его поняли? Какую картину представили? (темное небо, на небе яркие звезды и луна, которые освещают силуэты различных предметов…)

Прочитайте название («Тиха украинская ночь…»)

Украина - южная страна, и ночи там очень темные и торжественные.

Работа с учебником. (с.18)

- Прочитайте это стихотворение самостоятельно. Найдите непонятные слова и выражения. Объяснение некоторых из них можно найти в словаре.

Словарная работа.

  • Дремота - полусон, при котором хочется спать и невольно закрываешь глаза.
  • Белая Церковь - город в Полтавской области
  • Гетман - так на Украине называли Верховного правителя.
  • Превозмочь - преодолеть
  • Блещут от слова блестеть
  • Трепещут - трепетать, дрожать, колебаться

Объясните значение выражений:

«Своей дремоты превозмочь не хочет воздух…»

«Сребристых тополей листы» (серебристый тополь - порода тополя, у которого листья с нижней стороны покрыты светлым пушком).

Анализ стихотворения. Работа над выразительным чтением.

От чьего имени ведется повествование? (от имени автора. Автор и является героем этого произведения) Такой герой называется «лирическим» героем.

- Как нужно читать это стихотворение? (тихо, спокойно). Почему? (чтобы подчеркнуть тишину, чтобы передать картину, отсутствие движений).

Где будете делать небольшие паузы - остановки, а где паузы побольше? Помните, что точка - длинная пауза, запятая - короткая.

Выразительное чтение вслух.

Удалось услышать тишину?

Можно ли сказать, что природа для поэта живая? Какой прием использовал автор для оживления природы? (олицетворение)

- Кому из вас это стихотворение напомнило личные впечатления, переживания? Расскажите.

Итак, что хотел предать А.С.Пушкин в своем произведении? (красоту окружающего мира)

Какую роль играет поэзия в жизни человека?

Поэзия помогает нам почувствовать красоту окружающего мира

Работа над произведением Л.В.Бетховена «Лунная соната»

- А можно ли музыкальными средствами создать картину ночи?

- Я хочу предложить вам послушать фрагмент из удивительного произведения Л.В.Бетховена «Лунная соната» (прослушиваем «Лунную сонату).

- Какие образы возникли у вас, слушая музыку? Какие чувства у вас вызвало это музыкальное произведение? (душевное спокойствие, чувство прекрасного).

- Какую роль играет музыка в жизни человека? (музыка помогает нам услышать красоту, в том числе и красоту духовную)

- Итак, мы с вами разобрались в средствах передачи красоты окружающего мира - поэтическом и музыкальном, а сейчас обратимся к художественному творчеству.

Знакомство с репродукцией картины А.Куинджи «Лунная ночь на Днепре»

- Прочитайте название репродукции картины, с которой мы познакомимся.

- Что такое Днепр? (река).

- Перед вами репродукция картины А.Куинджи «Лунная ночь на Днепре». Окунитесь в атмосферу летней ночи. Какие чувства вызывает эта картина? Красиво? Таинственно?

- Есть ли впечатление, что «тихо-тихо все кругом»? (да, мы видим, что река неподвижна, нет движений ни на небе, ни на земле, ни на воде)

- Как этого достигает художник? Смотрите, он рисует ровную гладь реки, нет ни людей, ни животных, лишь огоньки говорят о том, что в домах живут люди.

- Какой прием лежит в основе образа ночи? (контраста) Темный фон и яркая светлая полоса реки (вселяет надежду, дает ощущение душевного равновесия, спокойствия)

Таким образом, чему нас учат картины? (видеть и замечать красоту вокруг нас)

Обобщение.

- Что видите, слышите, чувствуете, когда слушаете стихотворение, музыку, рассматриваете картину?

- Можем ли мы сказать, что видим удивительную красоту природы, слышим звуки ночи, ее тишину, и что нас переполняют чувства радости и восторга?

Итог урока

- Что нового узнали на уроке? Какая была цель на уроке? Достигли цели?

- Что тронуло вашу душу? С каким настроением вы уйдете с урока.

- Посмотрите на экран. Я бы хотела завершить наш урок следующими высказываниями. «Красота пробуждает в нас самое лучшее»

- Давайте еще раз соединим три произведения - живописи, поэзии и музыки, прочитаем на фоне музыки Бетховена и картины Куинджи стихотворение А.С.Пушкина.

- У кого появилось желание выучить стихотворение наизусть?