Конспект непосредственной образовательной деятельности по подготовке к обучению грамоте. Тема: «Знакомство с согласными звуками [М] и [М'] и буквой «М»

Разделы: Работа с дошкольниками, Логопедия

Класс: д/с


Цель: познакомить детей с согласными звуками [М] и [М'] и буквой (М).

Образовательные задачи:

  • характеристика звука с использованием схем;
  • упражнять в различении твердых - мягких согласных звуков в слогах, словах;
  • совершенствовать фонематический слух (определять место звука в слове);
  • выделение заданного звука из потока звуков;
  • закреплять умение отвечать на вопросы;
  • познакомить с буквой М;
  • активизировать словарь;

Развивающие задачи:

  • развивать зрительное восприятие, движение органов артикуляционного аппарата, фонематический слух, память, внимание, мышление, мелкую моторику рук.

Воспитательные задачи:

  • воспитывать умение уступать друг другу, быть внимательными к ответам других детей;
  • воспитывать навыки оказания взаимопомощи в коллективе.

Материалы и оборудование:

  • Демонстрационный материал: магнитная доска, картинки для артикуляционной гимнастики, карточки с гласными буквами (6 букв) (шрифт черный), картинки «Ветерок», «Дракон»; карточки молоток и перышко, белый лист, с написанной свечой буквой М, кисть, акварель, карточка с изображением буквы «М» (шрифт чёрный), предметные картинки, где присутствует звук «М».
  • Раздаточный материал: зеркала для артикуляционной гимнастики, карточки для определения твёрдых и мягких звуков (молоток и перышко), альбомы для записи букв.

Ход занятия

Воспитатель: Здравствуйте, дети! Сегодня мы познакомимся с новым звуком и буквой, но сначала, как всегда мы сделаем артикуляционную гимнастику. Сели ровно. Приготовились.

Первое упражнение «Бегемотик» - учимся широко и спокойно открывать и закрывать рот.

Бегемотик рот открыл,
Подержал. Потом закрыл.
Подразним мы бегемота -
Подшутить над ним охота.

Следующее упражнение - «Улыбка» - широко разводим уголки губ, открыв сжатые зубы. Потом возвращаем губы в спокойное положение.

Улыбается щенок,
Зубки напоказ.
Я бы точно так же смог,
Вот, смотри. Сейчас.

Молодцы!

Упражнение «Хоботок» - вытягиваем губы вперёд, как для поцелуя, держим в таком положении, а потом возвращаем губы в спокойное положение.

Хоботок слонёнок тянет,
Он вот - вот банан достанет.
Губки в трубочку сложи
И слонёнку покажи.

Замечательно! А теперь соединяем два упражнения «Улыбка - трубочка»

За бананом потянулись
И, конечно, улыбнулись -
То слонёнок, то щенок.
Я бы точно так же смог.

Отлично!

Следующее упражнение «Лопата» - широко открываем рот, кладём мягкий, спокойный язычок на нижнюю губу.

Устала собачка и дышит устало.
И даже за кошкою бегать не стал.
Широкий язык отдохнёт, полежит,
И снова собачка за кошкой бежит.

Великолепно!

Упражнение «Качели» - широко открываем рот, кладём на нижнюю губу спокойный расслабленный язык, переводим его на верхнюю губу, возвращаем на нижнюю, снова поднимаем на верхнюю.

Выше дуба, выше ели
На качелях мы взлетели.
А скажите, вы б сумели
Язычком «качать качели»?

Молодцы!

Упражнение «Часики» - открываем ром, растягиваем губы в улыбку, вытягивает язык, напрягаем его, касаемся острым кончиком языка то левого, то правого уголков губ.

Язык, как мятник часов,
Качаться вновь и вновь готов.
Котёнок улыбается,
Он, как и вы, старается.

Хорошо!

И последнее упражнение «Орешек» - при закрытом рте упираем напряжённый кончик языка то в левую, то в правую щёку.

Белка щёлкает орешки
Обстоятельно, без спешки.
Упираем язычок
Влево - вправо, на бочок.

Воспитатель: Замечательно, ребята! Мы уже познакомились с некоторыми буквами нашего алфавита. Давайте вспомним их. Посмотрите на доску и назовите буквы, которые вы видите.

(на магнитной доске прикреплены 6 гласных)

Дети: А, О, И, У, Э, Ы.

Воспитатель: Молодцы! Как эти звуки можно назвать, одним словом. Какие это звуки?

Дети: Гласные.

Воспитатель: Верно. А почему это гласные звуки?

Дети: Когда мы произносим, нам ничего не мешает: ни губы, ни зубы, ни язычок.

Воспитатель: Верно. А ещё гласные звуки можно так отличить. Чем громче мы произносим звук, тем шире открывается рот. Попробуйте произнести сначала тихо, а потом громко звук А.

Дети пробуют, проверяют.

Воспитатель: Хорошо. А сегодня мы познакомимся с новым звуком и буквой. Послушайте, какая история произошла с этим звуком.

Вы знаете, что у нас в ротике живёт свободолюбивый Ветерок. Любит он летать, где ему захочется, никого Ветерок не боится! Узнал об этом правитель страны злой Дракон, разозлился и запер Ветерка в своей огромной пасти, будто в тёмной и сырой пещере. Выбраться из плена Ветерку было очень трудно. Путь ему преграждают надёжные стражники пещеры - Зубы и Губы. Они не выпускают Ветерка на волю.

Но вдруг вверху тёмной пещеры ловкий Ветерок находит тайный тоннель и вырывается на свободу через Нос. (Рассказ сопровождается показом картинок, в конце воспитатель произносит звук М). Так получился звук М. Ребята, все вместе произнесём звук М.

Произносится хором этот звук.

Воспитатель: Воздух свободно проходит через рот?

Дети: Нет

Воспитатель: Что мешает воздуху?

Дети: Губы

Воспитатель: Верно, губы плотно сомкнуты и мешают выйти воздуху. Где проходит воздух?

Дети: через нос.

Воспитатель: Давайте проверим. Закроем нос и произнесём звук М. Получается? Нет, не выходит звук М. Ребята, а звук М гласный?

Дети: нет.

Воспитатель: Почему вы так думаете?

Дети: При произнесении мешают губы.

Воспитатель: А ещё…

Дети: Чем громче мы произносим, тем плотнее будут сжиматься губы.

Воспитатель: Проверим.

Произносится звук М сначала тихо, а потом громко.

Воспитатель: Верно. Звук М - это согласный звук! А сейчас мы поиграем. Я буду называть сначала звуки, а вы будете хлопать, когда услышите звук М: а, с, м, л, о, ш, ж, м, ы, м, д, м. Молодцы! А теперь я буду называть слоги, а вы будете топать, если услышите слог со звуком М: ма, ро, ды, му, он, зя, би, ом, су, ге, мо. Замечательно!

И теперь я называю слова, если услышите звук М, то вы поднимаете руки вверх: Дом, кот, мак, нос, альбом, чай, аквариум, стол, мышь, торт, очки, машина. (на доску вывешиваются картинки, где в слове есть звук М).

Воспитатель: Вы замечательно справились с этим заданием. Но я знаю, ещё один секрет. Звук М может звучать твёрдо - М, а может и мягко - Мь. (на доску прикрепляются кртинки с изображением молотка (твердый звук) и перышка (мягкий звук). Послушайте слова и покажите нужную карточку, где звучит твёрдо - молоток, а где мягко - перышко. Машина, мяч, Матрёшка, метро, медведь, мышка, гном, семь. Молодцы!

Звуки М, Мь обозначаются буквой ЭМ. Эта буква очень похожа на молнию. Вы сейчас сами убедитесь. Смотрите перед вами чистый лист бумаги, как чистое небо над головой. Но вот стали собираться тучи. Их становится всё больше и больше Тучи столкнулись и сверкнула молния.

(на чистом листе бумаги делается заготовка - пишется буква М свечой. Затем, когда идёт рассказ, постепенно, вокруг буквы закрашивать тёмно - синей краской, в последнюю очередь саму букву. Т.о. перед детьми она появляется после закрашивания)

Воспитатель: Похожа буква М на молнию? (ответы детей) А сейчас я покажу, как пишется эта буква.

Показ на доске написания буквы М.

Воспитатель: А теперь вы напишите на своих листочках букву М.

Дети пишут в тетрадях букву М.

Воспитатель: Молодцы! Ребята, с какими звуками и буквой мы сегодня познакомились? Какой это звук гласный или согласный? Произнесите его мягко, твёрдо. Очень хорошо. Кто может придумать слова со звуком М, Мь?

Ответы детей.

Литература

  1. Кузнецова М.И. Вслушиваемся в звуки: рабочая тетрадь для старших дошкольников/ М.: Вентана - Граф, 2016. -48с.
  2. Нищева Н.В. Весёлая артикуляционная гимнастика. - СПб.: ООО «Издательство «Детство-Пресс», 2010. - 32с.
  3. Ткаченко Т.А. Коррекция фонетических нарушений у детей. - М.: Гуманитар. изд. цент Владос, 2014. - 112с.