Использование мнемотаблиц для заучивания стихотворений в работе логопеда

Разделы: Логопедия

Ключевые слова: мнемотаблицы


В статье представлена серия мнемотаблиц, разработанная педагогами и учителем изобразительной деятельности. Стихотворения для мнемотаблиц подобраны с учетом изучения детьми признаков времен года и знакомства с картинами знаменитых художников. При изучении темы «Осень», дети знакомятся с художественными произведениями И.Т.Хруцкого «Цветы и плоды», И.И.Левитана «Золотая осень», «Золотая осень Слободка» «Поздняя осень. Стог», «Поздняя осень. Усадьба», А.А.Пластова «Первый снег». Зимой дети изучают картины И.И.Шишкина «Зима в лесу», «На севере диком», Л.И.Бродской «Морозное утро», И.Э.Грабарь «Февральская глазурь», Б.И.Кустодиева «Ярмарка». Весенние и летние картины - И.И.Левитан «Март», «Весна. Большая вода», «Цветущие яблони» А.К.Саврасов «Грачи прилетели», В.Поленов «Московский дворик», И.И.Шишкин «Рожь», «Утро в сосновом лесу», Ф.Васильев «Мокрый луг» и А.Пластов «Сенокос»

В подобранных для рассмотрения картинах, дети находят признаки времени года, которые прослеживаются и в стихотворениях. Например, при запоминании стихотворения Е.Трутнева «Осеннее утро» дети знакомятся с картиной И.Левитана «Золотая осень», а при заучивании стихотворения И.Бутримовой «Май», с картиной «Цветущие яблони». Или наоборот, картина А.К.Саврасова «Грачи прилетели» будет детьми более понятна после разучивания стихотворения О.Костиной «Грачи прилетели!»

При работе с мнемотаблицей для разучивания стихотворений используются различные приемы. Самый традиционный прием - разучивание стихотворения по опорным картинкам таблицы, уточняя при этом значения незнакомых слов, объясняя значение фразеологизмов. Детям старшего дошкольного возраста можно предложить самостоятельное составление мнемотаблиц.

Когда стихотворение уже усвоено детьми, для долговременного запоминания, проводятся следующие игры:

- «Разложи картинки правильно» (части мнемотаблицы разрезаются на составляющие мнемокартинки);

- «Чего не хватает?» (детям предлагается мнемотаблица с частично пустыми окошками);

- «Собери два стихотворения» (перемешиваются картинки двух разных мнемотаблиц):

- «Вспомни и нарисуй» (дети вспоминают стихотворение и зарисовывают мнемокартинки в окошки пустой матрицы.

Представленная методика по разучиванию стихотворений с использованием мнемотаблиц имеет высокую эффективность в работе с детьми любого возраста. Это интересный вид работы, который увлекает детей и превращает занятие в творческий, игровой процесс.

Мнемотаблицы к лексической теме «Осень

А.Рождественская «Звездочка»