Литературный марафон в рамках интеллектуальной игры «Совенок»

Разделы: Начальная школа, Внеклассная работа, Логопедия

Классы: 1, 2, 3, 4


Методический комментарий

Интеллектуальная игра - это коллективное выполнение заданий, требующих применения продуктивного мышления в рамках ограниченного времени и в условиях соревнования. Во внеурочной работе интеллектуальная игра имеет давние традиции и особенно популярна у школьников начальной школы.

Игра «Литературный марафон» была разработана для обучающихся 1-4-х классов в рамках традиционной интеллектуальной игры «Совенок».

В мероприятии участвуют все классы начальной школы. Задания, которые учащиеся получают на станциях литературного марафона разноуровневые.

Планируемые результаты:

  • личностные: совершенствование духовно-нравственных качеств личности, воспитание уважительного отношения к русской и зарубежной литературе;
  • метапредметные: умение понимать проблему, подбирать аргументы для подтверждения собственной позиции, выделять причинно-следственные связи в устных высказываниях, общаться в группах, формулировать выводы;
  • предметные:
    • в познавательной сфере: умение анализировать литературные произведения, владение литературоведческой терминологией;
    • в ценностно-ориентационной сфере: приобщение к духовно-нравственным ценностям русской литературы и культуры;
    • в коммуникативной сфере: умение отвечать на вопросы по прочитанным текстам, создавать устные монологические высказывания, умение вести диалог;
    • в эстетической сфере: эстетическое восприятие изученных литературных произведений, произведениям живописи; формирование эстетического вкуса.

Цель: познакомить школьников с юбилярами 2021-2022 учебного года: писателями, поэтами, учеными; создать условия для знакомства школьников с книгами из доступного им круга чтения, формирование соответствующего возрастным возможностям и индивидуальным особенностям ребенка интереса к книгам, желания и умения их осознанно выбирать и осмысленно читать.

Задачи:

  • расширить круг чтения детей средствами литературы и книжного искусства развить способность мыслить и чувствовать;
  • сформулировать устойчивый интерес к книгам, привить желание обращаться к ним за недостающим опытом;

Формируемые УУД:

Предметные:

  • создавать условия для развития умения эмоционально и осознанно относиться к прочитанным литературным произведениям;
  • продолжить формирование интереса учащихся к литературе;
  • развивать художественный вкус и интерес к чтению
  • учить детей давать полные развёрнутые ответы на вопросы;
  • закрепить знание и понимание детьми пословиц;
  • обогащение словарного запаса за счет уточнения малознакомых слов и изучения новых.

Метапредметные:

Познавательные:

  • развитие умений и навыков осуществлять деятельность в разных видах и формах;
  • стимулировать развитие логического мышления, памяти, внимания.

Регулятивные:

  • способствовать развитию волевых качеств учащихся при включении детей в викторину.

Коммуникативные:

  • создание ситуаций для высказывания своей точки зрения в обсуждении вопросов в паре и коллективе;
  • обеспечение условий для формирования собственного отношения к литературному произведению.
  • учить детей работать сообща, помогать друг другу.

Личностные:

  • воспитание уважительного отношения к книге;
  • развитие высокой творческой активности при выполнении коллективных и индивидуальных заданий.

Оборудование: презентация, книги писателей - юбиляров, словари (орфографический, словарь фразеологизмов, этимологический словарь, словообразовательный словарь, , толковый словарь словарь Даля, словарь антонимов, словарь синонимов, англо - русский словарь.), игра «Рифмушки», конверты с «осколочными картинками», карточки со скороговорками, игрушки из кукольного театра, ребусы, листы бумаги А5, клей.

Ход игры

1. Сообщение цели (линейка в холле школа)

Логопед: «Сегодня мы проводим традиционную интеллектуальную игру «Совенок». Осенью мы путешествовали по математическим станциям. А сегодня у нас пройдет «Литературный марафон». - Как вы думаете, что это такое?

Марафон - это спортивные гонки на самой длинной дистанции.

Литературный марафон - это соревнование на знание литературных произведений.

Наш литературный марафон посвящается юбилярам этого года: писателям, поэтам, ученым.

Писатели-юбиляры 2021-2020 учебного года:

1. Е.И.Чарушин 120 лет
2. Ломоносов М.В. 310 лет
3. В.И.Даль 220 лет
4. Н.А.Некрасов 200 лет
5. А.Н.Толстой 140 лет
6. К.И.Чуковский 140 лет
7. В.А.Осеева 120 лет
8. Агния Барто 110 лет

Сегодня вам предстоит путешествие по 8 станциям на которых вам предстоит выполнит увлекательные задания. Если команда правильно выполнит задание, она получает «осколочную картинку» (часть общей картины). После прохождения всех станций из «осколочных картинок» можно будет сложить одну большую картину.

Всего будет 8 команд и у каждой команды будет капитан, который выбирается всеми членами команды.

Перемещаться вы будите по путевому листу. Время пребывания на каждой станции 3 минуты. Как только вы услышите звуковой сигнал, сразу отправляйтесь на другую станцию.

На последней 8-ой станции, после выполнения задания, каждой команде надо будет подготовить небольшое выступление об одном из юбиляров.

Презентация пройдет в физкультурном зале.

2. Выбор капитанов

После сообщения целей игры капитаны получают путевые листы.

Станции:

  1. Литературная гостиная
  2. Театральная студия
  3. Кладовая слов
  4. Салон Шарад
  5. Кладезь народной мудрости
  6. Библиотечный зал
  7. Поэтический салон
  8. Английский клуб

Станция 1. Литературная гостиная

1. Вариант (для 1-2 кл.)

Разминка


2. Вариант (для 3-4 кл.)

Чей портрет?

  1. Очень английская и очень хорошо воспитанная девочка из сказок писателя, священника и профессора математики. Немного зануда. Но её это даже украшает. Однажды она погналась за Белым кроликом и оказалась в Чудесной стране. Кто это? (Алиса. Л.Кэрролл «Алиса в стране Чудес».)
  2. Очень самостоятельный современный мальчик. Умеет варить суп. Организовал ферму в деревне. Хозяйство у него зажиточное, современное. Есть кот и пес. Кто это? (Дядя Фёдор. Э.Успенский «Дядя Фёдор, Пес и кот».)
  3. «Он заслонил собой солнце, и стало темно, как в сумерки. Он был огромного роста, голова его была как купол, руки - как вилы, ноги - как придорожные столбы, рот - как пещера, а глаза метали искры.» Кто это? (Джинн из сказки «Алладин и волшебная лампа».)
  4. «Между тем росла, росла
    Поднялась - и расцвела,
    Белолица, черноброва,
    Нраву кроткого такого.» Кто это? (Царевна. А.С.Пушкин «Сказка о мёртвой царевне и семи богатырях».)
  5. «Одна из них, побольше, упала на край цветочного ящика и начала расти, расти, пока, наконец, не превратилась в женщину, закутанную в тончайший белый тюль, сотканный, казалось, из миллионов снежных звёздочек. Она была так прекрасна и нежна, но изо льда…, и всё же живая! Глаза её сияли, как звёзды, но в них не было ни теплоты, ни покоя.» Кто это? (Снежная королева. Г.Х.Андерсен «Снежная королева».)
  6. «Неужели это он? Глаза у него стали маленькие, как у свиньи, огромный нос свешивался ниже подбородка, а шеи как будто и совсем не было. Голова ушла глубоко в плечи, и он почти совсем не мог её повернуть, а ростом он был такой же, как и семь лет назад, - совсем маленький.» Кто это? (Карлик Нос. В.Гауф «Карлик Нос».)
  7. «Лицо Головы было гладкое и лоснящееся, с полными щеками, с огромным носом, с крупными, плотно сжатыми губами. Голый череп сверкал, как выпуклое зеркало. Голова казалась безжизненной: ни морщины на лбу, ни складки у губ, и на всём лице жили только глаза. Они с непонятным проворством повернулись в орбитах и уставились в потолок. Когда глаза вращались, в тишине зала слышался скрип.» Кто это? (Гудвин Великий и Ужасный. А. Волков «Волшебник Изумрудного города»)
  8. Самоуверенный, невежественный, но вместе с тем храбрый мальчишка. Возможно, в будущем станет хорошим актёром или даже главным режиссёром. Недаром он сумел сплотить вокруг себя целую группу актёров-единомышленников, которые справились со злым директором театра. (Буратино. А.Толстой «Золотой ключик, или Приключения Буратино».)

Станция 2. Театральная студия

1. Задание. «Скороговорю». Разбиться на тройки (или пары), проговорить заданную скороговорку хором 3 раза так: медленно, быстрее, очень быстро (2 минуты на подготовку).

2. Проговорить скороговорку от лица забавных персонажей:

Баба Яга, Лиса, Лягушка-квакушка, Медведь, Рыбка

(Дети выбирают игрушки из кукольного театра и озвучивают героев)

Станция 3. Кладовая Слов

Умеете ли вы работать со словарями? С какими словарями уже приходилось встречаться? (дети рассматривают разные словари: орфографический , словарь фразеологизмов, этимологический словарь, словообразовательный словарь,, толковый словарь словарь Даля, словарь Ушакова, словарь антонимов, словарь синонимов, англо-русский словарь.)

Выполните задания со словарями.

Задания:

  • Найдите толкования слов: гравюра, автограф, словарь, плагиат, манускрипт.
  • Расставьте ударения в словах: каталог, торты, жалюзи, звонит, включишь, столяр

Станция 4. Салон Шарад

Что такое ребусы? (Ребус - это загадка, головоломка, состоящая из сочетания букв, слов, цифр, картинок и знаков препинания)

Задание: Разгадайте ребусы (набор ребусов).

Станция 5. Кладезь народной мудрости

1. Как вы понимаете выражение «кладезь мудрости»?

Кладезь - это колодец, в переносном смысле - источник чего-то, сокровищница. Кладезь мудрости -сокровища знаний, мыслей о человеке.

2. «Пословицы»

Какие вы знаете пословицы?

3. Задание: Собрать пословицу из 2-х половинок. Объяснить значение.

Станция 6. Библиотечный зал (книги юбиляров)

  1. Что такое библиотека? (С греческого языка это переводится как «книжный дом».)
  2. В Толковом словаре В.И.Даля к одному слову дано такое определение: «Это человек, читающий книги для себя». Кто это? (Читатель.)
  3. Ходите ли вы в библиотеку?
  4. Для чего библиотекарь каждый день не единожды задаёт один и тот же вопрос: «Фамилия, имя, класс?» (чтобы найти и заполнить формуляр читателя.)
  5. Что такое титульный лист, что по нему можно узнать о книге? (Это первая страница книги, на ней помещены основные сведения об издании: название, имена авторов, наименование издательства, место и год издания.)
  6. Что значит: «прочитать книгу от корки до корки»
  7. Как в библиотеке разложены книги?
  8. Разложить книги по алфавиту (можно на доске картинки)

Отгадайте загадки:

  1. Хорошо видит, а слепой. (Неграмотный)
  2. Мал малышок, да мудрые пути указывает. (Перо, ручка)
  3. Чёрные птички на каждой страничке.
    Молчат - ожидают, кто их отгадает. (Буквы)
  4. Без ног приходит, без языка рассказывает. (Письмо)
  5. Я оставляю тонкий след, но жить он может много лет. (Ручка, карандаш)

Проговорить правило обращения с книгой.

7. Станция «Поэтический салон»

Задания:

1. Дидактическая игра «Рифмушки». Дети собирают рифмующиеся картинки.

2. Придумывание четверостиший с составленными рифмовками.

8. Станция «Английский клуб»

Подготовка презинтаций писателей.

После прохождения литературных станций и получения «осколочных картинок2, дети составляют большую картину юбиляра и готовят короткое выступление о писателе.

Презинтации Писателей.

Чарушин Евгений Иванович (120 лет)

Выдающийся советский писатель и художник.

Чарушина знают и любят во всем мире. Его книги напечатаны в Англии, Франции, Болгарии. Японии, США, Индии, Австралии и в других странах.

Рассказы писателя про животных и природу. К своим рассказам он сам рисовал иллюстрации. Чарушин всегда изображал то, что сам сильно любил и хорошо знал.

Еще мальчиком он часто бывал с отцом на охоте, бродил по полям и лесам. Он знал повадки животных и птиц, сам приручал их, поил, кормил.

Его рассказы.

Михаил Васильевич Ломоносов (310 лет)

Великий русский ученый, химик, физик, художник, историк, поэт и писатель, труды которого стали известны во всем мире.

Сын простого рыбака из захудалой деревни на дальней северной окраине России, простолюдин и мужик, стал членом Российской и Шведской академий наук, дворянином, учёным, признанным в России и всей Европе. За всю историю России ни один крестьянин не прошёл такой путь.

Великие открытия в области химии, физики, астрономии и географии. Разработал правила русского языка, составил книгу «Русская грамматика». Писал стихи и прозу. Был почетным членом Петербургской Академии художеств.

По инициативе Ломоносова и по его проекту был основан Московский университет.

Владимир Иванович Даль (220 лет)

Подарил русской литературе два уникальных и наиважнейших сочинения, которые и по сей день считаются лучшими в своём жанре: «Пословицы русского народа» и «Толковый словарь живого великорусского языка», на составление которого у Даля ушло 53 года.. Такие грандиозные работы, вошли в историю русской литературы и сделали имя Владимира Даля бессмертным.

Корней Иванович Чуковский (140 лет)

Советский поэт, переводчик, журналист и литературный критик. Является самым издаваемым автором детской литературы в России.

За свою творческую биографию он написал множество известных произведений, среди которых «Мойдодыр», «Айболит» и «Федорино горе».

Николай Алексеевич Некрасов (200 лет)

Классик русской поэзии, писатель и публицист. Он был революционным демократом (людей, которые хотели дать народу равноправие, называли революционерами.), редактором журналов «Современник» и «Отечественные записки».

Одним из самых главных и известных произведений писателя является поэма «Кому на Руси жить хорошо». Также Некрасов написал поэму «Мороз, Красный нос», «Русские женщины», стихотворения «Дедушка Мазай и зайцы», «Железная дорога»

Агния Львовна Барто (115 лет)

Стихи Агнии Львовны Барто в нашей стране знает каждый ребенок и каждый взрослый. За свою жизнь она написала очень много стихотворений. Стихи начала писать еще в гимназии.

Агния Барто писала стихи для самых-самых маленьких детей. А что малыши любят больше всего? Правильно. Игрушки. Цикл ее стихов так и называется «Игрушки»:

А еще стихи Агнии Барто были переведены на разные языки мира. Ведь ее стихи любили не только в нашей стране, но и во всем мире.

Валентина Александровна Осеева (120 лет)

Валентина Александровна детская писатльница. Она 16 лет работала педагогом и воспитателем. В свободное время Осеева сочиняла рассказы, стихи и сказки для детей. Очень любила играть в эти сказки вместе с детьми, показывать театральные представления.

Алексей Толстой (140 лет)

Русский и советский писатель из знаменитого графского рода Толстых - автор романов «Петр Первый», «Хождение по мукам», «Хлеб».

Также его перу принадлежат научно-фантастические повести и рассказы. Именно он познакомил детей с историей Пиноккио, адаптировав её для русского читателя в «Золотой ключик, или Приключения Буратино».

3. Подведение итогов

Игра «Лотерея»

Логопед: «Очередность ваших выступлений определим игрой «Лотерея». От каждой команды приглашаются капитаны.»

Дети рассказывают о писателях юбилярах (мини-презентация на 2-3 минуты)

Дети награждаются памятными подарками.

Логопед: «Наш Литературный марафон завершен. Вы проявили себя как грамотные читатели и дружная команда. Желаем вам как можно больше читать и знакомиться с разными писателями»