Воспитательный аспект на уроках литературы (из опыта работы)

Разделы: Литература


В последнее время очень актуальна тема патриотизма. На мой взгляд, в школе она тем более необходима, так как современные дети очень далеки от этого понятия. Главное, что бы он проявлялась на деле, а не на словах. И кто, как не учитель литературы, может в этом помочь. Работаю в школе почти 40 лет, сама росла и была воспитана на примерах реальных людей и художественных образах послевоенных лет. Для нас патриотизм не был пустым словом, он был в нашей жизни настоящей реальностью в делах и поступках. Годы «шли», страна развивалась, многое в нашей жизни поменялось. На смену книгам и доверительным беседам «пришел»компьютер и интернет, которые многое «отодвинули» на второй план. Не могу сказать, что это плохо или не нужно, ведь прогресс движется, наша жизнь меняется. Детей нужно учить пользоваться интернетом с пользой, и в этом, помимо родителей, может помочь учитель-словесник. Большое количество произведений в школьной программе, к счастью, как раз о любви наших великих писателей и поэтов (каких нет ни в одной стране) к Родине. Как я изучаю эти темы с учениками, я и хочу поделиться.

И начинаю я делать уже в 5 классе, так как и возраст очень благодатный (дети 10-11 лет), и программа по литературе тоже. Начинаем эту работу со стихотворения М.Ю.Лермонтова «Бородино», ведется длительная предварительная работа, включающая в себя историю, географию, ИЗО, ОДНКНР. Дети готовятся по группам, сами находят нужный материал, и на уроках, предшествующих чтению самого стихотворения, рассказывают подготовленный материал. Читаю стихотворение сама, после спрашиваю о первых впечатлениях от услышанного.Не буду вдаваться в подробности о последующей работе, скажу только о том, что на этапе урока - рефлексии на заданный мною вопрос: какова же основная мысль стихотворения, «лес» рук, пятиклассники наперебой отвечают, что в прославлении героизма и самоотверженности русских воинов в Отечественной войне 1812 г. О том, чтобы выучить «Бородино»все наизусть, конечно, проблем не возникает. Далее по программе изучение творчества великого Л.Н.Толстого, а именно, отрывка из романа «Война и мир» «Петя Ростов» и «Кавказский пленник». Добавляем историческую справку о партизанском движении, кратко пересказываю содержание романа-эпопеи. Ученики с восхищением говорят о Пете, который стремится к подвигу, мечтает совершить героический поступок. Несмотря на, что герой погибает, и гибель эта неизбежна, рассказываю детям, что по-другому быть и не могло, когда страна в беде, на её защиту встают от мала до велика. Да, писатель показывает неестественность, жестокость, разрушающую силу войны, а значит, призывает к МИРУ.

Вопрос рефлексии, как бы поступили на месте Пети, вызывает очень бурное обсуждение. Об этом же и рассказ «Кавказский пленник»,где Толстой показывает, что внутренней вражды между народами существовать не должно. Каждый народ имеет свои традиции, к которым должен относиться человек другой национальности. Есть война, вызванная враждой, но есть и уважение к храбрости, чувству собственного достоинства, уверенности в себе другого, чужого человека. Автор показывает нам, читателям, что судьба человека во многом зависит от него самого, он сам отвечает за неё, но чаще в ответе за судьбы других людей и всей страны в целом, а это и есть проявление патриотизма. Ученики правильно отвечают на вопросы, а значит, правильно мыслят и делают выводы. Очень важно не упустить этот момент, поэтому вопросы, связанные с патриотизмом, задаются фактически на каждом уроке.

Чем старше становятся ученики, тем более серьёзными и «глубокими»даются произведения в школьной программе, где любовь к Родине является ведущей. Хочется остановиться на целой плеяде русских советских писателей и поэтов, ставящих патриотизм « во главу угла».Это повесть Н.С. Лескова «Левша».Ведь несмотря на то, что действие заканчивается трагически, общий настрой и основная мысль оптимистична и выражает гордость за таланты, которыми богата русская земля, за патриотизм нашего народа. Это, конечно же И.С.Тургенев, И.А.Бунин, М.М.Пришвин, В.Астафьев и много других фамилий талантливых русских классиков. Можно задать мне вопрос:» Какое же практическое применение имеет изучение литературы к теме моей статьи?»Самое непосредственное, ребенок, читающий и впитывающий с детства все те произведения, которые я называла, будет стараться быть похожими на героев книг, все свои дела и поступки будет переосмысливать, сравнивая с персонажами. Перед нашим главным великим праздником - Днём Победы проводим с учениками большую подготовительную работу: дети узнают историю своей семьи, связанную с годами Великой Отечественной войны. Это очень кропотливая работа, и что очень ценно, подключается вся семья, ищут старые фотографии, посещают архив, подробно выспрашивают всю информацию у живущих старших родственников. Приятно, когда в семьях знают, кто воевал, кто трудился в тылу. Ведь знать историю своей семьи - одна из составляющих патриотизма. И когда ребенок с гордостью рассказывает о дедах и прадедах - это уже успех, можно надеяться, что он будет не только трепетно относиться к своей настоящей и будущей семье, но и также будет любить нашу Родину - Россию.

Продолжением подготовки к дню Победы обязательные уроки и литературно-музыкальные композиции по творчеству русских советских поэтов. Особое место занимает Константин Симонов с его уникальными и проникновенными стихами. Конечно, независимо от возраста, начинаю уроки с прочтения стихотворения «Родина», любой человек не может остаться равнодушным к строчкам: « Вот, где нам посчастливилось родиться, где на всю жизнь, до смерти, мы нашли ту горсть земли, которая годиться, чтоб видеть в ней приметы всей земли…».Ученики с удовольствием учат, читают наизусть, часто на фоне звучащих фронтовых песен, и «Ты помнишь, Алеша…», и «Жди меня», и много других прекрасных стихотворений. Стала традицией завершающие уроки по военной тематике проводить накануне дня Победы и обязательно на Мемориале боевой и трудовой славы забайкальцев. Думаю, абсолютно логично, что почти в каждом классе, где я веду предмет, дети посещают Пост №1. В каждом выпуске есть ученики, которые поступают в военные училища и связывают свою жизнь с армией. Об одном из них хотелось рассказать. Максим Беланчик был воспитанником спортивного интерната «Олимпиец» и закончил школу в 2013 году.

Все три года, пока я учила этот класс, это был самый любознательный ученик, у которого ко мне, как к учителю, всегда были вопросы. Мы также, как и в других классах, много говорили на уроках о сложной судьбе русских писателей и поэтов, о том, как они любили Родину и тосковали по ней, находясь вдали. И вот во время обсуждения жизни и творчества С.Есенина он с другом принес гитару, и начали петь песни на стихи великого поэта. Это было очень трогательно. А дальше были стихи о войне, которые Максим очень читал совершенно особенно. После окончания школы он поступил в военное училище, что тоже было неудивительно, ведь у этого ученика совмещались не только физическая подготовка, но и огромное желание служить Родине. В мае 2022 года он погиб при выполнении спецоперации на Украине…

Можно много еще привести примеров того, как мои ученики «впитывают» на уроках тему патриотизма. Хочу сказать, что без непосредственного участия родителей, это было бы невозможно. Ведь именно они изначально прививают это качество своим детям собственным примером, своим отношением к происходящему вокруг нас каждый день. Я, как учитель и классный руководитель, всегда этому рада, ведь работать с учениками, которые знают, понимают и ценят свою Родину, работать легко.