Учебный проект «Самиздат газета "Юные поварята"»

Разделы: Внеклассная работа


Воспитание детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в современном российском обществе реализуется, в основном, в детских домах.

Особенности жизнедеятельности детей в сиротских учреждениях таковы, что все воспитанники детских домов получают питание исключительно в столовых, сами не участвуют в приготовлении пищи и планировании меню. В результате, многие воспитанники даже не имеют понятия, как готовить еду и что для этого нужно, из каких ингредиентов она состоит, сколько стоят продукты и какая польза и выгода самостоятельного приготовления пищи. В детских домах дети полностью изолированы от любых «финансовых вопросов» и не имеют представления, как составлять бюджет на питание и самостоятельно совершать покупки продуктов в магазине. И как итог - испытывают большие трудности, вступая в самостоятельную жизнь.

В целях подготовки воспитанников к самостоятельной жизни и формирования у них определенных знаний и практических умений и навыков на базе квартиры №5 ГУ РК «Детский дом №2» г.Ухты воспитателем Мизгирёвой Е.В. уже в течение 5 лет ведется системная работа с воспитанниками по формированию у них навыков приготовления блюд из доступных продуктов. Учебно-практические занятия с детьми проводятся в рамках реализации программы курса внеурочной деятельности «Готовим дома».

Представленный учебный проект «Самиздат газета «Юные поварята»» является продолжением системной работы воспитателя с детьми по данному направлению.

Организованный учебный проект многофункционален, т.к. не только способствует формированию у детей необходимых навыков социально-бытовой ориентировки в области кулинарии, а также развивает навыки общепользовательской и специальной ИКТ-компетентности, коммуникативные навыки и навыки работы с информацией. Кроме всего перечисленного, мероприятия учебного проекта содействуют профессиональной ориентации воспитанников детского дома, знакомя детей с профессиями повар, кондитер, фотокорреспондент, редактор, интервьюер и др.

В данной разработке представлено обобщение опыта работы по социально-бытовой ориентировке воспитанников детского дома 15-17 лет (раздел - «Кулинария»), по развитию ИКТ-компетентности и ряда универсальных учебных действий у воспитанников через реализацию учебного проекта «Самиздат газета «Юные поварята»».

Описание учебного проекта «Самиздат газета "Юные поварята"»

Авторы проекта:

  • воспитатель ГУ РК «Детский дом №2» г.Ухты Мизгирева Елена Владимировна.
  • методист ГУ РК «Детский дом №2» г.Ухты Сурнина Ольга Владимировна.

Название проекта:

  • Творческое название учебного проекта: «Самиздат газета «Юные поварята»».
  • Рабочее название учебного проекта: «Познаем азы кулинарии».

Краткая аннотация проекта

Данный проект является локальным проектом по формированию навыков социально-бытовой ориентировки и профессиональной ориентации, реализуемым с малой группой детей 15-17 лет квартиры №5 ГУ РК «Детский дом №2» г. Ухты. Сроки реализации учебного проекта: ноябрь 2022 г. - октябрь 2023 г.

Данный учебный проект является продолжением системной работы воспитателя по формированию навыков приготовления блюд из доступных продуктов, реализуемой в рамках программы курса внеурочной деятельности «Готовим дома».

Проектом предполагается издание ежемесячной тематической газеты, посвященной следующим вопросам (рубрикам): «Рецепты любимых блюд от сотрудников детского дома», «Мы готовим», рецепты «Кухни народов мира», «Проверено на себе: полезные советы», «Интересные факты или коротко о…».

Организованный учебный проект многофункционален, т.к. не только способствует формированию у детей необходимых навыков социально-бытовой ориентировки в области кулинарии, а также развивает навыки общепользовательской и специальной ИКТ-компетентности, коммуникативные навыки и навыки работы с информацией. Кроме всего перечисленного, мероприятия учебного проекта содействуют профессиональной ориентации воспитанников детского дома.

Ожидаемым практическим результатом в рамках данного проекта является знакомство воспитанников детского дома с различными рецептами кухни народов мира, полезными советами в кулинарии, а также возможность пополнить собственную «копилку рецептов» рецептами приготовления блюд по принципу «быстро-сытно-вкусно».

Тип проекта: групповой, информационный и практико-ориентированный.

Цель проекта: формирование у детей необходимых навыков социально-бытовой ориентировки в области кулинарии, профессиональная ориентация, а также развитие навыков общепользовательской и специальной ИКТ-компетентности, коммуникативных навыков и навыков работы с информацией средствами проектной деятельности.

Задачи проекта:

Обучающие:

  • Актуализация знаний и расширение представлений о различных рецептах кухни народов мира, рецептах приготовления блюд по принципу «быстро-вкусно-сытно», полезных советах и секретах в кулинарии.
  • Закрепление и совершенствование навыков работы с ПК и дополнительными цифровыми устройствами (осуществление поиска информации в сети интернет, ее хранение и переработка, создание на ее основе письменных и графических объектов, распечатка материалов и пр.).
  • Знакомство с особенностями профессий повар, повар-кондитер, официант, редактор, журналист, фотокорреспондент.

Развивающие:

  • Создание условий для дальнейшего развития универсальных учебных действий (познавательных, коммуникативных, регулятивных, личностных), учебной и общепользовательской ИКТ-компетентности воспитанников.
  • Содействие развитию коммуникативных навыков.

Воспитательные:

  • Содействие формированию у воспитанников ответственного отношения к профессиональному самоопределению как неотъемлемой составляющей последующей успешной адаптации к жизни и социализации в обществе.
  • Создание условий для формирования бережливости, экономичности, ответственности за выполняемое задание.

Вопросы, направляющие проект:

Основополагающий вопрос:

- Как приготовить блюдо из доступных продуктов, чтобы было «быстро-сытно-вкусно»?

Проблемные вопросы:

- Каков опыт других людей по приготовлению еды из доступных продуктов?

- Есть ли в кухни народов мира интересные и доступные рецепты?

- Какие существуют секреты и советы, применяемые в кулинарии, и, действительно ли, они работают?

- Как интересно и ненавязчиво рассказать о доступных рецептах своим товарищам?

Учебные вопросы:

- Как создать и оформить газету по теме?

Оборудование и программное обеспечение проекта:

Компьютеры (минимум 1 шт.) с доступом к сети Интернет, цветной принтер, пакет Microsoft Office (включающий текстовый редакторы), Microsoft Publisher, диктофон для взятия интервью.

Материалы по сопровождению и поддержке проектной деятельности воспитанников:

- План реализации учебного проекта «Самиздат газета «Юные поварята»» (Приложение 1).

- Перечень основных формируемых ИКТ-компетентностей и универсальных учебных действий у воспитанников в рамках учебного проекта «Самиздат газета «Юные поварята»» (Приложении 2).

Материалы по оцениванию:

- Форма «Критерии оценки проектной работы (газеты) воспитанников» (Приложение 3).

Дополнительные материалы, разработанные в процессе реализации проекта:

- Примеры разработанных выпусков газеты «Юные поварята» за ноябрь и декабрь 2022 г., январь и февраль 2023 г., а также специального выпуска, приуроченного к празднованию Нового года и Рождества (Приложение 4).

Продукт проектной деятельности учащихся:

- Ежемесячная тематическая газета «Юные поварята», посвященная следующим вопросам (рубрикам):

  • «Рецепты любимых блюд от сотрудников детского дома»,
  • «Мы готовим»,
  • рецепты «Кухни народов мира»,
  • «Проверено на себе: полезные советы»,
  • «Интересные факты или коротко о…»;

- Заметки в новостную ленту официального сайта и официальную группу в социальной сети «ВКонтакте» учреждения;

- Визитная карточка проекта - раздел на официальном сайте учреждения.

Сайт проекта/визитная карточка проекта: раздел на официальном сайте учреждения: «Воспитательная работа»/ «Проектная деятельность воспитанников»/«Учебный проект «Самиздат газета «Юные поварята»» по ссылке: https://dd2.rkomi.ru/vospitatelnaya-rabota/proektnaya-deyatelnost-vospitannikov/uchebnyy-proekt-samizdat-gazeta-yunye-povaryata

Список использованной литературы

  1. Матяш Н.В., Хохлова М.В. Творческие проекты / Н.В.Матяш, М.В.Хохлова. Брянск, Пресс - А, 1999.
  2. Примерная основная образовательная программа основного общего образования (Одобрена решением Федерального учебно-методического объединения по общему образованию, протокол 1/22 от 18.03.2022 г.).
  3. Ступницкая М.А. Критериальное оценивание проектных работ учащихся / Педагогические технологии и учебное проектирование. Сборник статей / Под научн. ред. Н.Ю. Пахомовой. М., МИОО, 2006.
  4. Ступницкая М.А. Что такое учебный проект? М., Первое сентября, 2010.
  5. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования, утвержденный приказом Министерства просвещения Российской Федерации №287 от 31.05.2021 г.