Урок литературного чтения по теме "Н.Сладков «Весенний гам»". 2-й класс

Разделы: Начальная школа

Класс: 2

Ключевые слова: литературное чтение, Н.Сладков, Н.Сладков «Весенний гам»


УМК, Авторы: «Начальная Школа XXI века», Ефросинина Л.А.

Класс: 2

Тип урока: урок открытия новых знаний.

Цель урока: прикоснуться к удивительному творчеству Николая Ивановича Сладкова, убедиться в разнообразии мира природы, анализировать произведение.

Планируемые результаты:

Предметные: Формирование навыка работы с текстом; уметь анализировать; понимать смысл произведения.

Метапредметные результаты:

  • Регулятивные: понимать учебную задачу, сформулированную самостоятельно и уточненную учителем; сохранять учебную задачу; планировать свои действия в течение урока.
  • Познавательные: воспроизводить по памяти информацию, необходимую для решения учебной задачи; применять полученную информацию при выполнении заданий учебника или заданий, предложенных учителем.
  • Коммуникативные: включаться в диалог с учителем и сверстниками; формулировать ответы на вопросы; слушать партнёра по общению (деятельности), не перебивать, не обрывать на полуслове, вникать в смысл того, о чём говорит собеседник; излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения.
  • Личностные: уважительное отношение к иному мнению.

Образовательные ресурсы

Ход урока

Этапы

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Формируемые УУД

І. Организационный момент

Прозвенел звонок и смолк
Начинается урок

Тогда внимательно слушай, дружок,
Чтоб все задания выполнить смог.

Приветствуют учителя. Настраиваются на работу

Личностные: уважительное отношение к иному мнению.
Регулятивные: понимать учебную задачу, сформулированную самостоятельно и уточненную учителем

II. Постановка цели и задач урока

1 этап. Работа с текстом до чтения

Посмотрите, пожалуйста, на портрет писателя, прочитайте фамилию какие произведения этого автора мы читали? («Скворец-молодец», «Снег и Ветер»)

Прочитайте заголовок. Предположите по названию, о чем будет говориться

Посмотрите на иллюстрацию, может она поможет разобраться, какова тема этого произведения (о природе)

Коммуникативные: включаться в диалог с учителем и сверстниками; формулировать ответы на вопросы; слушать партнёра по общению (деятельности), не перебивать, не обрывать на полуслове, вникать в смысл того, о чём говорит собеседник.

Личностные: уважительное отношение к иному мнению, истории и культуре других народов на основе знакомства с многообразием стран и народов на Земле.

Познавательные: воспроизводить по памяти информацию, необходимую для решения учебной задачи; применять полученную информацию при выполнении заданий учебника или заданий, предложенных учителем.

Регулятивные: понимать учебную задачу, сформулированную самостоятельно и уточненную учителем; сохранять учебную задачу; планировать свои действия в течение урока.
Коммуникативные: включаться в диалог с учителем и сверстниками; формулировать ответы на вопросы

III. Освоение нового содержания и его применение

Цели: Сегодня мы прикоснемся к удивительному творчеству Николая Ивановича Сладкова, убедимся в разнообразии мира природы, будем анализировать произведение.
Весь рассказ мы сразу читать не будем, будем читать с остановками.

2 Этап. Работа с текстом во время чтения осмысление содержания.
Цель: понимание текста и создание его читательской интерпретации.
Изучающее чтение вслух. Приём «Диалог с автором» (= ребёнок с книгой)
Чтение текста 1 абзац

1 остановка
- Как понимаете «развязал язык всему живому»?
- Как понимаете «Загремел в лесу май»
- Как потоки звуков затопили лес?

2 остановка. (от «Бормочут..» до «до зари»)
- Кто какие звуки издавал? Прочитать.

3 остановка. («А в..» до «чуть слышно»
Что такое «парная чащоба»?
-Где пропищал комар?
- О каких растениях говорит автор? Что о них мы узнали?

4 остановка (чт.до конца)
- Кто догадался, после какого природного явления описывает автор эту картину? (после грозы)
- Как догадались?
- Что изменилось после дождя? (воздух стал чище, животные радуются)
- Расскажите о дождевых каплях
- Как радуются весне прошлогодние листья?

3 этап. Работа с текстом после чтения.

Цель: корректировка читательской интерпретации авторским смыслом.
Беседа по тексту.
- Ваши впечатления от рассказа?
- Как автор назвал текст?
-Что же такое гам?
- как бы вы назвали текст?
- Подтвердились наши предположения в начале урока?
- Что же произошло в лесу? (наступила весна, лес ожил)
- Какой жанр произведения?
- Кто-нибудь догадался, какой тип текста? (описание)
- О чем важном хотел нам рассказать писатель?
- Какие чувства испытывал человек в лесу?(радость, вдохновение, гордость за природу)
- как нужно относиться к природе, чтобы хотелось снова и снова приходить в лес? (бережно)

О весеннем лесе, о звуках природы весной; о том, как шумит лесной лес.

IV. Выводы и обобщения.
Рефлексия

У Н.И.Сладкова есть замечательные слова : «Лес не школа, а учит!»
- Как вы их понимаете?
- Чему учат нас произведения Сладкова? (лучше понимать природу, бережно относиться, охранять)

Рисование обложки
РТ с.74 - работа в парах

- Ребята, сегодня мы с вами будем знакомиться с творчеством замечательного писателя Николаем Ивановичем Сладковым.
Замечательный русский писатель Николай Иванович Сладков всё своё творчество посвятил природе. Родился Николай Иванович в 1920 году в Москве, но всю жизнь прожил в Ленинграде. С детства он любил и интересовался природой. Со второго класса начал вести дневники, куда записывал свои первые впечатления и наблюдения.

VII.Домашнее задание

Подготовить художественный пересказ отрывка произведения «Весенний гам»

Дети задают вопросы
Дети записывают задание в дневники.

Регулятивные: понимать учебную задачу.