Формирование основ математической грамотности младших школьников средствами учебных заданий и проблемных ситуаций. Конспект урока математики во 2-м классе по теме «Сложение и вычитание чисел в пределах 100»

Разделы: Начальная школа, Общепедагогические технологии

Класс: 2

Ключевые слова: математика, сложение и вычитание в пределах 100


Данный урок разработан в рамках педагогической концепции «Формирование основ математической грамотности младших школьников средствами учебных заданий и проблемных ситуаций».

Учебник: Гейдман Б.П. Урок 79( стр. 24-25)

Тип урока: урок закрепления и применения предметных знаний и умений.

Цели.

Образовательная:

  • формирование ценностного отношения к совместной познавательной деятельности по повторению приемов сложения и вычитания от 1 до 100,
  • развивать умение решать задачи на основе жизненных ситуаций.

Воспитательная:

  • способствовать воспитанию дружеских взаимоотношений, умения работать в паре;
  • воспитанию интереса к предмету, адекватно оценивать результат своей работы.

Планируемые результаты:

Личностные:

  • Осознание практической важности знания математических навыков сложения и вычитания от 1 до 100
  • Ценностное отношение к умению выявлять проблему;
  • определять цель урока; выбирать действия по достижению цели; контролировать и оценивать свою работу и полученный результат;
  • работать в паре.

Метапредметные:

Регулятивные УУД:

  • Умение выявлять проблему
  • Умение определять и придерживаться цели
  • Умение контролировать и оценивать свою работу и полученный результат.

Познавательные УУД:

  • Умение работать с информацией
  • Умение сравнивать, классифицировать, делать выводы, оценивать альтернативы, выбирать оптимальный вариант решений, составлять план.
  • Коммуникативные УУД:
  • Умение задавать вопросы и формулировать ответы на них, комментировать высказывания собеседников и давать им критическую оценку
  • Умение работать в парах.

Предметные:

  • Повторить умение выполнять вычисления вида от 1 до 100,
  • Закрепление знаний нумерации, случаев сложения от 1 до 100,
  • Применение знаний в жизненных ситуациях.

Этапы урока

1. Оргмомент

Приветствие.

- Любое дело нужно начинать с хорошего настроения.

Подарите улыбки друг другу - передайте своё хорошее настроение. Спасибо.

Я уверена, у нас с вами всё получится!

Садитесь.

2. Создание ситуации успеха

- Ребята, а вы помните, что сегодня последний день …недели! Всю неделю мы работали как пчелки. Совсем скоро наступят выходные. Время отдыха с семьёй и самыми близкими друзьями. Но сейчас мы поработаем.

Сегодня у нас необычный урок математики. Мы будем вспоминать всё, над чем работали достаточно долгое время, мы трудились, много умеем выполнять самостоятельно, применять знания и умения в жизни.

3. Постановка цели и задачи

- Посмотрите на доску:

Записаны выражения:

На доске числовые выражения типа 30+2, 40+8, 76-6, 82-80.

- Какой теме урока соответствуют эти выражения?

Ответ: Сложение и вычитание чисел в пределах 100

- Сегодня урок повторения и обобщения полученных знаний.

- Какие цели вы ставите перед собой?

Ответ: повторить нумерацию чисел, вспомнить случаи сложения в пределах 100, закрепить полученные знания, научиться быстрее считать, без ошибок считать…

- Скажите, а зачем нам это нужно?

Ответ: пригодится в жизни - в старших классах будут более сложные задания, которые надо высчитывать быстро и правильно, при покупке в магазине и т.д.

4. Повторение изученного материала, необходимого для введения в проблемную ситуацию

Цель - «включение» в тренировочную деятельность.

- Для того чтобы выполнить эти задачи, давайте для начала выполним такое задание: перед вами на столах задания на розовых листочках.

83

10

40

30

10

83

50

20

80+3 = О

43-3 = И

12-2 = Д

10 +20 = Н

20+30 = М

60-40 = А

Работая в паре, ваша задача решить примеры и расшифровать слова.

Кто будет готов, поднимает зелёный сигнал светофора.

После выполнения задания на доске появляется правильный вариант:

ОДИН ДОМА.

- Кто может быть один дома?

5. Создание проблемной ситуации

Представьте такую ситуацию. Ваши родители уехали по неотложным « взрослым» делам неожиданно. Вы помните о мерах безопасности, оставаясь дома? Повторите их.

(Не открывать дверь, не баловаться спичками и электроприборами)

- А что же делать можно и нужно?

Сходить вы магазин за продуктами, совершить покупки, если разрешили родители)

Дети предлагают свои варианты. Обсуждение. Настрой на принятие правильного решения.

- Закрыли глаза и повторяем за мной: «Главное не паниковать! Я справлюсь! У меня все получится! Главное не лениться!» Открыли глазки.

Подсказка (появляется на доске слайд с копилкой).

6. Пути разрешения проблемной ситуации. Составление плана

Давайте составим план наших действий. Перед вами задания на голубых карточках. Ваша задача, работая в паре, выполнить действия по плану:

  • Первое, перевернуть карточку;
  • Второе, расставить числа в порядке возрастания;
  • Третье, расшифровать слово;
  • Четвертое, записать слово на желтом листочке;
  • Пятое, показать запись.

Тот, кто первый и красиво напишет ответ, тот пойдет к доске и прикрепит его к нашему плану действий.

Дети выполняют действия в паре. Каждый ряд расшифровывает свое слово. 1 ряд - деньги, 2 ряд - продукты, 3 ряд - магазин. По окончанию вывешиваются пункты плана на доске.

Физкультминутка.

Пальцы ставим мы к плечам,
Руки будем мы вращать.
Круг вперёд, другой -вперёд,
А потом наоборот. (Руки к плечам, вращение вперёд и назад.)
Хорошо чуть-чуть размяться.
Снова сядем заниматься. (Дети садятся за парты.)

Ребята, вспомните, как называются финансы зарабатываемые взрослыми за месяц? (Зарплата, бюджет). Что значит - разумно потратить деньги? На что должно хватить? (ЕДА, Квартплата, Одежда, Отдых)

Разумеется, родители оставили часть денег, только на продукты. И только на 1 день.

Бюджет на день - 100 рублей.

7. Творческое добывание и применение знаний в новой проблемной ситуации

Выполняем 1 пункт плана. Чтобы вовремя перекусить, сходим в магазин и решим задачу.

2 пункт плана. Идем в магазин. Выбираем продукты.

Слайд с набором продуктов. Нужно выбрать полезные.

3 пункт плана. Считаем разными способами стоимость выбранных продуктов. Хватит ли денег, чтобы рассчитаться на кассе?

8. Рефлексия этапа

  • Мы справились с задачей?
  • Что мы делали? Для чего?
  • Кто лучше всех проявил себя?

Молодцы! Похлопали себе!

9. Работа по учебнику

Нам предстоит сходить в магазин «Ткани. Всё для шитья и вязания»

- Покупая ткани и отделочную тесьму, с какими числами будем работать?

В каких единицах длины отмеряют ткань?

Повторим единицы измерения длины. Стр.24 №3 (по цепочке).

А теперь идём подготовим подарок маме и решим.

Стр. 24. №4. (у доски с объяснением)

День самостоятельности подходит к концу. Почему он прошёл незаметно? Мы работали, решали проблемы, считали деньги т.п.

Мама приехала. Она приятно удивлена работой на уроке и пледом. Вы не только справились с самостоятельным пребыванием дома, но и сделали для мамы приятный подарок. Молодцы!

Возьмите листы самооценки и отметьте, что сегодня было легко, что умели, чему сможете научит других.

10. Рефлексия Листы самооценки

- Спасибо за работу на уроке.

Д.з. стр. 24 №8, стр.25 № 4

Лист самооценки работы над пройденной темой