Формирование коммуникативно-речевых умений младших школьников в процессе проектной деятельности

Разделы: Начальная школа


Успех - социализации ребенка немыслим без формирования речевых навыков.

Без них невозможно полностью сформировать не только отдельные психические функции, процессы и свойства человека, но и личность в целом.

Речь - является главнейшим средством коммуникации и определяет успешную социализацию человека в обществе. Язык и речь традиционно рассматривались в психологии, философии и педагогике, как «узел», в котором сходятся различные линии психологического развития - мышление, воображение, память, эмоции.

Сегодня много говориться о формировании жизненных компетенций.

Общение, письмо, чтение - это жизненная необходимость. Следовательно, формирование коммуникативной компетенции - это важнейшая миссия школы.

Проектная деятельность не является новшеством. Сегодня данный метод относится к педагогическим технологиям ХХI века. Метод творческого проектирования ориентирован прежде всего на средние и старшие звенья школьного обучения, в начальной школе до недавнего времени использовался редко.

Коммуникация - это своего рода сотрудничество. "То, что ребенок сегодня умеет делать в сотрудничестве и под руководством, - утверждал выдающийся психолог Л.С.Выготский, - завтра он способен выполнить самостоятельно». Выполнение проектов (как индивидуальных, так и групповых) погружает детей в коммуникативно - речевую ситуацию и ситуацию сотрудничества.

Принимая на себя роль проектантов, они учатся работать с книгой и другими источниками, слушать учителя, товарища, самостоятельно обращаться к вопросам и заданиям учебника. У учащихся формируются умения и навыки, связанные с культурой устной и письменной речи (связно отвечать по плану, пересказывать и излагать свои учебные действия, как устно, так и письменно, вести записи в дневнике наблюдений и т.д.)

Анализируя учебники, которыми мы пользуемся, я отметила, что при завершении раздела или темы детям предлагается выполнить проект. Очень сложная работа, требующая, больших усилий, навыков самостоятельной деятельности, программирования и анализирования!

Эта работа сложна! Естественно, ученики, вступая в проектную деятельность, нуждаются в дополнительной поддержке.

Подводя итоги, я могу с уверенностью сказать, что это очень трудно, но интересно и актуально. Совместное участие в проектной деятельности учит детей организовывать взаимодействие в группе (распределять роли, договариваться друг с другом и т.д.); оформлять свои мысли в устной и письменной речи с учётом своих учебных и жизненных речевых ситуаций, уметь задавать уточняющие вопросы, оценивать различные точки зрения. В результате такого взаимодействия развиваются коммуникативные умения: постановка вопросов, обращение за помощью к людям, умение быть вежливым.

Во время защиты проекта дети учатся выступать перед аудиторией, подбирать слова и строить фразы в спонтанной монологической речи, владеть различными формами публичных выступлений, уметь составлять план выступления, связно выступать по плану. Когда ребёнок видит результаты своей работы, представляет их окружающим, то он чувствует уверенность в своих силах, гордость, а это очень важно для детей!

Для ребенка хорошая речь - залог успешного обучения и развития. Вот почему так важно создавать условия для речевой деятельности детей, для общения, для выражения своих мыслей.