"Как решать?" Особенности выполнения задания 21 в ЕГЭ по обществознанию

Разделы: История и обществознание, Внеклассная работа, Общепедагогические технологии

Ключевые слова: ЕГЭ по обществознанию


Прежде чем приступать к решению 21 задания, важно вспомнить теорию, связанную с блоком "экономика".

Понятия, которые нам понадобятся:

  • равновесная цена
  • спрос
  • предложение
  • потребительский рынок

Равновесная цена - это цена, при которой объем спроса равен объему предложения, и этот объём, соответственно, является равновесным.

Когда спрос увеличивается, растет и равновесная цена, и равновесное число товаров. В случае уменьшения спроса происходит уменьшение и того, и другого. Если предложение увеличивается, равновесная цена снижается, а объем товаров возрастает. Уменьшение спроса приводит к возникновению прямо противоположной ситуации. Используя данные правила, можно при любой рыночной ситуации легко найти равновесную цену.

Спрос - объем (количество) товара определенного вида (в натуральном измерении), который покупатели готовы (хотят и могут) приобрести в течение определенного периода при определенном уровне цены на товар.

«Я хочу и могу купить этот товар».

Важно запомнить, что чем больше цена, тем меньше спрос.

Факторы, влияющие на формирование спроса:

1.Численность и половозрастной состав покупателей.

В крупных городах больше возможностей для приобретения товара. С возрастом потребность в приобретении качественных продуктов возрастает.

2. Цены на дополняющие и замещающие товары.

Если цена на сопутствующие товары понижается, то покупатель берет два товара.

Допустим, Петр пришел покупать лыжи. И тут он увидел, что лыжные палки сейчас продаются со скидкой. Именно поэтому Петр вышел из магазина с полным лыжным комплектом.

3. Доход потребителей.

Если у населения нет денег, то люди стараются покупать меньше и по необходимости. Отсутствие денег напрямую связано с экономическим кризисом и безработицей.

4. Ожидания, относительно динамики цен в будущем.

После Нового года цены на автомобили увеличиваются, поэтому потребители, планирующие покупку авто, стараются приобрести автомобиль до повышения цен.

5. Праздники, традиции, влияющие на потребление.

Так, перед Новым годом возрастает спрос на новогодние украшения.

6. Сезонность. В летнее время года покупатели приобретают купальники и купальные принадлежности чаще, чем зимой.

7. Мода. "В этом месяце тренд на экокожу, именно поэтому спрос на изделия из искусственной кожи возрос". Так, все эти факторы логичны и выходят из повседневного опыта и рационального поведения потребителя. При размышлении о спросе просто постарайтесь задуматься: «А почему бы у меня возникло желание приобрести тот или иной товар?»

Предложение - объем (количество) товара определенного вида (в натуральном измерении), который производители готовы предложить в течение определенного периода при определенном уровне цены на товар.

Факторы, влияющие на формирование предложения:

1.Цены на взаимозаменяемые товары.

Например, если производить кофе значительно проще и дешевле, то продавцы будут стараться производить именно кофе, а не чай.

2. Ожидание изменения цен.

На Новый год люди традиционно покупают красную икру. Именно поэтому продавцы намеренно убирают ее с полок в начале января, а в конце месяца выставляют обратно, но уже по завышенной цене.

То есть, если производитель будет знать, что в скором времени спрос на этот товар повысится, то он станет намеренно удерживать предложение, ожидая роста цены.

3. Налоги и дотации.

К примеру, если государство начнет поддерживать производителей бытовой техники, то именно бытовой техники на рынке будет больше всего, так как для производителя льготы это выгода.

4. Природные условия.

Засуха обильные дожди, могут привести к сокращению урожая.

5. Технология производства.

Для изготовления капсул для посудомоечной машины необходимо 10000 рублей, а изготовление жидкого аналога стоит 30000. Производитель выберет более дешевый вариант.

6. Цены на ресурсы.

Если цены на электроэнергию и/или водоснабжение повысятся, то предложение станет меньше, так как производить товар станет в разы дороже.

7. Количество продавцов.

Увеличение компаний по производству тортов предполагает увеличение предложения тортов для потребителя.

Теперь, непосредственно, к графику:

На рисунке представлен график изменения спроса. Обозначение предложения - S, S1.

Ось P - цена товара, ось Q - количество товара. Прямая D - спрос.

Линия S переместилась в положение S1, предложение увеличилось и количество товара увеличилось.

Определяем равновесную цену.

Чтобы определить, как изменилась равновесная цена, достаточно провести два пунктира от точек пересечения прямой D с прямыми S и S1. На оси Р получились две точки Р и Р1, становится ясно, что Р больше чем Р1, так располагается дальше от нуля. Именно поэтому равновесная цена уменьшилась, а, значит, и спрос тоже уменьшился.

Но на этом варианты графиков не заканчиваются. Рассмотрим еще один:

Кривая спроса переместилась из положения D в положение D1 при неизменном предложении S. (На графике P - цена товара; Q - количество товара).
Предложение на данном графике не изменилось, а вот кривая спроса стремится к основанию осей (смотрим направление стрелки).

Проводим пунктир от линий D и D1 к оси Q(вниз).

Очевидно, что спрос уменьшился, значит и равновесная цена тоже уменьшилась.

После анализа изменения спроса, предложения и количества товара важно сделать корректный вывод:

- указать причину перемены ситуации на рынке. Учитывайте категорию товаров, условия покупки(сезон, кризис, и т.д.) и используйте информацию о факторах изменения спроса и предложения, данных ранее.

Максимальный балл за данное задание - 3, при написании ответа конкретизируйте, на какой вопрос вы даете ответ - ответ на первый вопрос, ответ на второй вопрос, ответ на третий вопрос, либо указывайте номера (1), 2), 3)).

В публикации использованы изображения с сайта решу егэ soc-ege.sdamgia.ru