Программа факультативного курса "Элементарные основа элементарной физики"

Разделы: Физика


1. Пояснительная записка

Программа факультативного курса по направлению общеинтеллектуальное развитие личности «Экспериментальные основы элементарной физики» для 7-11 классов является авторской программой, рассчитана на 170 часов (5 лет по 1 часу в неделю) и разработана в соответствии с нормативными документами:

  • Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации";
  • Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 29.12.2010 №189 «Об утверждении СанПин 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях».
  • Приказ Министерства образования Российской Федерации от 17 декабря 2010 № 1897 «Об утверждении ФГОС ООО».
  • Основная образовательная программа основного общего образования муниципального бюджетного образовательного учреждения «Гимназия №1» г. Ангарска;
  • Программа развития гимназии «Школа социального опыта» (2017-2022 гг.).

Актуальность

Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования (ФГОС ООО) нацеливает современ­ную школу на развитие исследовательских умений обучающихся, организацию проектной деятельности школьников, интеграцию урочных и внеурочных форм работы. В проекте концепции развития образования по физике рассмотрены теоретические основы, содержание, методы и технологию организации внеурочной проектной деятельности учащихся основной школы, направленной на совершенствование экспериментальной составляющей школьных уроков физики.

Исходя из идеи непрерывности естественнонаучного образования и ориентируясь на структуру содержания школьного обучения физике, данный курс позволяет реализовать принцип развивающего обучения на основе системно-деятельностного подхода, который позволяет реализовать развитие личности учащегося на основе освоения универсальных учебных действий, познания и освоения мира.

Образовательная деятельность и учебное сотрудничество в ходе изучения курса служит достижению целей личностного и социального развития обучающихся. В ходе его изучения они вовлекаются во все этапы научного познания: от наблюдения явлений и их эмпирического исследования до выдвижения гипотез и экспериментальной проверки теоретических выводов.

Изучение курса позволяет освоить экспериментальные методы познания явлений, изучаемых в курсе физики в 7-11 классах, применять полученные знания в предметных олимпиадах и конкурсах.

Курс знакомит учащихся с многочисленными явлениями физики через наблюдения, эксперименты, моделирование. Программа курса направлена на повышение интереса к физике и способствует лучшему усвоению материала, на создание условий для самостоятельной творческой деятельности учащихся, на развитие интереса к практической деятельности на материале увлекательных опытов и экспериментальных работ.

Поскольку наблюдения и опыты являются источниками знаний о природе, ученики выступают в роли физиков-исследователей. Выполнение самостоятельных практических работ обеспечивает связь физического эксперимента с изучаемым теоретическим материалом, что позволяет детям, самостоятельно делать обобщения и выводы.

Логика подачи материала в программе выстроена от наблюдения и анализа окружающих явлений к выводам и знаниям через экспериментальную проверку законов.

В работе с данным содержанием возможны виды деятельности: фронтальный эксперимент, лабораторная работа и моделирование. Учебное исследование. В процессе научного исследования учащиеся вовлечены в деятельность, которая воспроизводит работу ученых: т.е. как думают и что делают ученые при принятии решений, например, как формулируют вопросы и планируют ход исследования. Моделирование - это деятельность, в которой учащиеся строят представление (модель) концепции или объекта.

При изучении курса учащиеся выполняют домашние практические задания, лабораторные работы. Доля самостоятельной работы ученика в работе по данному курсу - время, когда он может проявить инициативу - составляет три четверти курса. Материал сгруппирован по годам обучения и блокам.

Новизна

Важнейшим вопросом дидактики физики является вопрос о том, что именно изучают школьники, осваивая школьную физику?

Многие педагоги считают, что обучающиеся усваивают так называемые основы наук, то есть знания о природе, уже известные физической науке. Но научные знания о физических объектах и явлениях систематизированы в научной теории. Отсюда делают вывод, что в школе нужно изучать, главным образом, физические теории. Недостаток этого подхода состоит в том, что при его реализации в практике обучения от физики остается лишь одна теория, адаптированная к уровню обучающихся. Но научить физике без опытов невозможно, так как физика - наука экспериментальная. Поэтому вконцепции основ наук учебный эксперимент обязательно присутствует, но на второстепенных ролях, как необходимая иллюстрация положений физической теории.

Поэтому данный факультативный курс позволяет осуществлять другой подход, который заключается в том, что в школе нужно изучать не готовые знания о физических явлениях, а сами явления средствами, которые доступны обучающимся. Иными словами, школьники, пользуясь знаниями и методом современной физической науки, совместно с учителем должныисследовать физические явления исоздавать физические теории, объясняющие эти явления и предсказывающие новые.

В.Г.Разумовский о содержании физического образования в школе писал так: «Объектом изучения физики, как и всех естественных наук, является не учебник и содержащиеся в нем формулировки и формулы, а явления природы, и целью обучения являются не только знания и умения решать задачи по заданным данным, а приобретенный опыт самостоятельной познавательной и творческой деятельности. Поэтому в содержание школьного образования должны входить не только важнейшие открытия явлений и законов природы, но и способы, которыми они были достигнуты, и накопленный опыт научных исследований в историческом развитии науки».

Изложение ведётся нетрадиционно - опыт и эксперимент являются основным средствам подачи материала. Большая часть занятий уделено эксперименту и моделированию. Экспериментальная часть программы базируется на исследовательском методе, что позволяет развивать мыслительную деятельность (анализ, синтез, сравнение, обобщение, классификацию и др.)

Методологическая основа программы базируется на личностно-ориентированном системно-деятельностном подходе с учётом возрастных особенностей обучающихся 13-17 лет.

Основополагающие принципы обучения:

  • Здоровьесберегающее обучение;
  • Преемственность в обучении;
  • Интеграция с другими предметами;
  • Научность.

Цель: осмысление и расширение личного опыта обучающихся в области естествознания, приучение к научному познанию мира, развитие у обучающихся интереса к изучению физики и подготовка их к систематическому, углублённому изучению курса физики.

Задачи:

  • образовательные: способствовать созданию условий для формирования первоначальных представлений о физической сущности явлений природы (механических, тепловых, электромагнитных), ознакомить обучающихся с простейшими механизмами и увлекательно-познавательными опытами, в основе которых лежат физические законы; раскрыть закономерности наблюдаемых явлений, их практическое применение.
  • развивающие: развивать внимание, умение наблюдать физические явления, проводить простейшие естественнонаучные эксперименты, сопоставлять экспериментальные и теоретические знания с объективными реалиями жизни.
  • воспитательные: способствовать формированию уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению; развивать мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности.

Мониторинг освоения программы базируется на:

  • методах психолого-педагогической диагностики (наблюдение, анкетирование, собеседование);
  • методе контроля и самоконтроля выполнения творческих заданий, практических работ.

Межпредметные связи программы факультативного курса

Программа факультативного курса «Экспериментальные основы элементарной физики» носит комплексный характер, что отражено в межпредметных связях, с такими учебными дисциплинами, как информатика, математика.

2. Планируемые результаты освоения программы «Экспериментальные основы элементарной физики»

В процессе обучения у обучающихся формируются познавательные, личностные, регулятивные, коммуникативные универсальные учебные действия.

Личностными результатами программы факультативного курса является формирование следующих компетенций:

  • сформированность познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей учащихся;
  • убежденность в возможности познания природы, в необходимости разумного использования достижений науки и технологий для дальнейшего развития человеческого общества, уважение к творцам науки и техники, отношение к физике как элементу общечеловеческой культуры;
  • самостоятельность в приобретении новых знаний и практических умений;
  • готовность к выбору жизненного пути в соответствии с собственными интересами и возможностями;
  • мотивация образовательной деятельности школьников на основе личностно ориентированного подхода;
  • формирование ценностных отношений друг к другу, учителю, авторам открытий и изобретений, результатам обучения.

Метапредметными результатами программы факультативного курса является формирование следующих универсальных учебных действий (УУД):

Регулятивные УУД:

  • Определять и формулировать цель деятельности.
  • Ставить учебную задачу.
  • Учиться составлять план и определять последовательность действий.
  • Учиться высказывать своё предположение (гипотезу) на основе наблюдений.
  • Учиться работать по предложенному плану.
  • Учиться самостоятельно формулировать проблему и пути поиска решения.
  • Составлять самостоятельно план выполнения эксперимента.
  • Учиться отличать верно выполненное задание от неверного.
  • Учиться совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности

Познавательные УУД:

  • Добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя схемы-опоры, ПК, учебный текст, свой жизненный опыт и информацию, полученную на занятиях.
  • Перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всей группы.
  • Преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять рассказы на основе простейших моделей (предметных, рисунков, схематических рисунков, схем); находить и формулировать решение задачи с помощью простейших моделей (предметных, рисунков, схематических рисунков).

Коммуникативные УУД:

  • Уметь донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и письменной речи (на уровне одного предложения или небольшого текста).
  • Слушать и понимать речь других.
  • Совместно договариваться о правилах общения и поведения в школе и следовать им.
  • Учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика).

Содержание программы

Список используемой учебно-методической литературы

  1. Федеральный Государственный образовательный стандарт основного общего образования (ФГОС ООО, М.: «Просвещение», 2011 год).
  2. Перышкин А.В. Физика. 7, 8, 9 кл.: учебник для общеобразоват. учреждений. - М.: Дрофа, 2018.
  3. Иванов Ю.В., Сысоева Б.П. Опыты по равномерному и неравномерному движениям // Учебная физика. - 2003. - № 4.
  4. Физика: пер. с англ. / под ред. А.С.Ахматова. - М.: Наука, 1965.
  5. Майер В.В., Вараксина Е.И. Мощный компьютерный стробоскоп //Учебная физика. - 2016. - № 1.
  6. Майер В.В., Вараксина Е.И. Ученический проект: демонстрация взаимодействия тел // Учебная физика. - 2016. - № 3.
  7. Майер В.В. Реакция вытекающей и втекающей струй // Квант. - 1978. - № 9.
  8. Майер В.В., Мамаева Е.С. Несколько новых опытов для седьмого класса // Учебная физика. - 2007. - № 1.