Развитие творческих способностей учащихся в урочной и во внеурочной деятельности

Разделы: Начальная школа

Ключевые слова: творческие способности, кружковая работа


Актуальность проблемы. На протяжении многих лет проблема развития способностей привлекает к себе пристальное внимание представителей самых различных областей научного знания: философии, педагогики, психологии и других. Это связано с тем, что творчество пронизывает почти все виды человеческой деятельности и всегда связано с созданием чего-то нового на основе преобразования познанного. Федеральный компонент государственного стандарта начального общего образования направлен на реализацию качественно новой личностно-ориентированной развивающей модели массовой начальной школы, и одна из целей ФГОС является развитие личности школьника, его творческих способностей. Современное общество испытывает потребность в творческой, самостоятельной, активной личности, с ярко выраженными индивидуальными качествами, способной, реализуя свои личностные запросы, решать и проблемы общества. Данный социальный заказ усиливает внимание к проблеме развития творческой активности учащихся, которая способствует становлению индивидуальности человека, его самовыражению, самореализации и успешной социализации.

В современной науке существуют различные подходы к определению понятия «творческие способности». Под способностями «понимаются индивидуально - психологические и двигательные особенности индивида, которые имеют отношение к успешности выполнения какой-либо деятельности, но не сводятся к знаниям, умениям и навыкам, которые уже выработаны у ребенка». К способностям относятся музыкальный слух, чувство ритма, конструктивное воображение, быстрота двигательной реакции спортсмена, тонкость цветоразличения для художника-живописца. Только благодаря определенным условиям, связанным с систематическими занятиями такими сложными видами человеческой деятельности как музыка, техническое и художественное творчество, развивают творческие способности. Как считает российский психолог В.А.Крутецкий, человек не рождается способным к той или иной деятельности, его способности формируются, складываются, развиваются в правильно организованной соответствующей деятельности, в течение его жизни, под влиянием обучения и воспитания.

Сделаем вывод, способности не могут быть ни врожденными, ни генетическими образованиями, они - продукт развития.

Один из создателей системы измерения творческих способностей - П.Торренс - говорил, что наследственный потенциал не является важнейшим показателем будущей творческой продуктивности. В какой степени творческие импульсы ребенка превратятся в творческий характер, зависит больше от влияния родителей и других взрослых. Семья способна развить или уничтожить творческий потенциал ребенка еще в дошкольном возрасте.

Основными показателями творческих способностей являются беглость и гибкость мысли, оригинальность, любознательность, точность и смелость.

  • Беглость мысли - количество идей, возникающих в единицу времени.
  • Гибкость мысли - способность быстро и без внутренних усилий переключаться с одной идеи на другую, видеть, что информацию, полученную в одном контексте, можно использовать в другом.
  • Оригинальность - способность к генерации идей, отличающихся от общепринятых, парадоксальных, неожиданных решений.
  • Любознательность - способность удивляться, любопытство и открытость ко всему новому.
  • Точность - способность совершенствовать иди придавать законченный вид своему творческому продукту.
  • Смелость - способность принимать решение в ситуации неопределенности, не пугаться собственных выводов и доводить их до конца, рискуя личным успехом и репутацией.

Сегодня вопрос о развитии творческих способностей, учащихся в теории и практике обучения стоит особенно остро, так как исследования последнего времени выявили у школьников значительно больше, чем предполагалось ранее, возможности усваивать научные понятия, применять знания и умения, как в привычной, так и в нестандартной ситуации. Формирование творческих способностей следует рассматривать как одну из ключевых проблем в совершенствовании человека и его образа жизни. От того, насколько творчески направленной является деятельность, зависит активность жизненной позиции и успешность развития личности.

Эффективность развития творческих способностей учащихся начальной школы зависит от учета их возрастных и индивидуальных особенностей. Главной педагогической задачей по развитию творческого мышления в младшем школьном возрасте является формирование ассоциативности, диалектичности и системности мышления. Так как развитие именно этих качеств делает мышление гибким, оригинальным и продуктивным.

Теоретически известно, что развитие творческих способностей детей младшего школьного возраста совершается в трех основных видах деятельности - учебной, игровой и трудовой.В учебной деятельности формирование творческих способностей учащихся начальных классов совершается при прямом участии педагога - на уроках и опосредованном - при выполнении в домашних условиях сочинений, рисунков, схем, моделей, поделок из различных материалов. Необходимо учить детей освоению произведений искусства, предметов и явлений естественной природы, общественной жизни, вырабатывая творческое отношение к ним. При обучении на творческой основе младшие школьники достигают хороших результатов и особенно в направлениях, соответствующих их потенциальным способностям, склонностям и интересам. В.А.Сухомлинский говорил, что «оригинальные детские продукты творческой деятельности подкупают свежестью, непосредственностью, яркими образами». Задачи педагога состоят в том, чтобы создать творческую атмосферу в процессе обучения, дать детям возможность внести что-то свое, новое и при этом почувствовать удовлетворение и радость от проделанного.

Игровая деятельность, которая занимает после учебной второе место в жизни ребенка младшего школьного возраста, открывает также широкие возможности для формирования творческих способностей. В игре развиваются новые, прогрессивные образования и возникает мощный познавательный мотив, являющийся основой возникновения стимула к творчеству. Особое значение имеют ролевые игры, в которых дети берут на себя какие-либо роли и разыгрывают различные жизненные ситуации. В таких условных игровых ситуациях мы наблюдаем отчетливое проявление творческих возможностей и устремлений детей. Каждая новая роль и позиция ребенка требует от него и новых самостоятельных действий. Существенную роль в проявлении творческой активности играют интерес и вдохновение. Если у ребенка нет настоящего интереса к заданию, то и выполнять это поручение он будет пассивно, равнодушно, не пытаясь сделать что-то новое. Творчество детей необходимо развивать в процессе всего обучения в начальной школе. Важным в этом процессе являются и занятия во внеурочное время, так как оно играет особую роль в развитии творческих способностей.

В процессе формирования творческих способностей во внеурочной деятельности педагог использует широкий спектр форм организации внеучебной деятельности детей, так как лишь групповая работа в различных объединениях школьников (2-7 человек), позволяет им вступать в интенсивно-формальное и неформальное, деловое и дружеское взаимодействие, кооперировать свои усилия для решения совместных задач, преодолевать возникающие межличностные противоречия. Наиболее распространенная форма внеурочной работы - кружковая. Кружковая деятельность помогает ребенку реализовать себя, использовать свои задатки и способности. Дети от природы любознательны и полны желания учиться. Успешное развитие творческих способностей во внеурочное время возможно лишь при создании определенных условий, благоприятствующих их формированию. Для эффективной организации творческой деятельности нужно руководствоваться следующими принципами:

  • восприятие ребёнка как личности вне зависимости оттого, что и как он делает, безусловное уважение и принятие его таким, какой он есть.
  • внимательное и чуткое отношение ко всем проявлениям творческой активности младших школьников.

Необходимо в каждом ребёнке видеть творческий потенциал, своеобразную индивидуальную креативность и стремиться развивать её, а также помогать детям понять самих себя, а родителям - своих детей. Предоставление ребёнку психологической свободы способствует развитию воображения, фантазии самостоятельности. При оценке творческих достижений младших школьников важно учитывать индивидуальные результаты каждого. Самое главное, чтобы ученик испытал радость собственного открытия. Чтобы развивать творческие способности младших школьников, педагог сам должен быть творческой личностью - постоянно преодолевать в себе формализм в преподавании, стремиться к открытию и применению новых методов обучения.

Отличительной особенностью индивидуально-творческой деятельности во внеурочной деятельности является то, что у каждого ученика свой темп работы, свои сроки реализации различных этапов выполнения одних и тех же заданий.

Взрослые должны быть терпимы к, порой, «странным» идеям ребенка, сначала нужно разобраться в причинах появления идеи и попытаться найти в ней «рациональное зерно». Необходимо учить ребенка уважать точку зрения других, ибо только тогда другие будут уважать его мнение. Нельзя, чтобы творчество ребенка было затушено, иначе невостребованная энергия, отпущенная на творчество, может быть направлена в нежелательное русло. И важно отмечать, и говорить ребенку то, что он занимается творчеством ради других, а не ради собственных достижений.

Все эти воспитательные установки призваны помочь ребенку развить свои творческие способности и подсказать взрослым, как лучше понять ребенка и взглянуть на мир чистыми детскими глазами.

Таким образом, для успешной деятельности и формирования творческих способностей в урочное и во внеурочное время должны быть созданы соответствующие условия. Очень важным является не только выявить задатки творческих способностей, но и пробудить в ребенке интерес к творческой деятельности, найти подход и не давать затухнуть этому интересу.

Список использованной литературы

  1. Приобщение школьников к творчеству. И.П.Волков. - М.: Просвещение, 1982.
  2. Воображение и творчество в детском возрасте. Л.С.Выготский. - М.: Педагогика, 1981.