Сообщение из опыта работы по пособию Яворской О.Н «Занимательные задания учителя-логопеда для школьников»

Разделы: Начальная школа, Работа с дошкольниками, Логопедия

Класс: д/с


Пособия Яворской О.Н. «Занимательные задания» представляют собой серию книг, рассчитанную на детей от дошкольного возраста до окончания начальной школы.

В пособии «Занимательные задания для дошкольников» в увлекательной игровой форме предлагаются разнообразные упражнения. Которые помогут ребятам освоить произношение трудных звуков, научиться различать смешиваемые в речи звуки, освоить род существительного, некоторые правила изменения и образования слов, расширить активный и пассивный словарь, научиться составлять словосочетания, предложения, краткие рассказы по картинке и по серии картинок.

Учитывая, что игра для ребенка - и учеба, и труд, и способ познания окружающего мира, для привлечения детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста, автор включила в пособие различные игровые задания: «Звуковой шкаф», «Незнайкины ошибки», «Звуковичок» и другие.

Многие задания (раскрашивание, соединение картинок линиями) направлены не только на разработку мелкой моторики, но и на развитие сообразительности ребенка. Стихотворения, считалки, скороговорки будут способствовать формированию у ребенка чувства ритма, памяти, фантазии и воображения.

В пособии «Занимательные задания для школьников (2-3 классы)» представлено 159 комплексов разнообразных заданий для учащихся 2-3 классов общеобразовательной школы, у которых имеются нарушения письменной речи различных видов или «ошибки роста», то есть трудности в усвоении правил русского языка.

Задания даны в последовательности, соответствующей образовательным программам по русскому языку и логопедическим коррекционным программам. Учитывая возрастные особенности детей, автор включила в пособие полезные игровые задания на основе лексики, предложений, текстов и иллюстративного материала, а также филлворды, кроссворды и т.д. Игровые упражнения будут интересны школьникам, повысят уровень их самостоятельности в решении учебных задач, помогут им закрепить материал, изученный в ходе занятий.

В книгу включено перспективное планирование по работе со школьниками, у которых имеется смешанный характер дисграфии (акустическая, осложненная недоразвитием языкового анализа и синтеза; оптическая, осложненная недоразвитием языкового анализа и синтеза).

В пособии «Занимательные задания для школьников (3-4 классы)» представлены задания для учащихся 3 и 4-го классов общеобразовательной школы, у которых имеются нарушения письменной речи различных видов или «ошибки роста», то есть трудности в усвоении правил русского языка.

Задания даны в последовательности, соответствующей образовательным программам по русскому языку и логопедическим коррекционным программам. В книге содержится перспективное планирование по работе со школьниками, у которых имеется смешанный характер дисграфии (оптическая дисграфия, осложненная недоразвитием языкового анализа и синтеза, и акустическая, осложненная недоразвитием языкового анализа и синтеза).

Упражнения, данные в I части книги, предназначены для работы с детьми, у которых обнаружен сложный вид дисграфии, обусловленный недоразвитием языкового анализа и синтеза, оптико-пространственных представлений, нечеткими дифференцировками согласных по твёрдости/мягкости и звонкости/глухости.

Упражнения, данные во II части книги, предназначены для детей со сложным видом дисграфии, обусловленным нарушениями фонемного распознавания, недоразвитием языкового анализа и синтеза.

В своей работе использую пособия «Занимательные задания для школьников (2-3 классы)» и «Занимательные задания для школьников (3-4 классы)». Занятия провожу в групповой и индивидуальной форме с учащимися 2-3 классов. Пользуюсь материалами для закрепления, обобщения знаний и выдачи домашних заданий. Материал пособий помогает систематизировать и обогатить знания по русскому языку. Обучающиеся с интересом выполняют задания, разноуровневость заданий помогает каждому ученику быть успешным.

Приложение 1

Приложение 2

Литература

  1. О.Н.Яворская «Игры, задания, конспекты занятий для развития письменной речи у школьников (7-10 лет)». Практическое пособие для учащихся начальной школы, учителей, логопедов и родителей. КАРО, СПб, 2007.
  2. О.Н.Яворская Занимательные задания логопеда для школьников (3-4 классы). СПб.: КАРО, 2010.
  3. О.Н.Яворская Занимательные задания логопеда для школьников (2-3 классы). СПб.: КАРО, 2014.