Формирование гражданской идентичности учащихся через сеть внеурочных мероприятий патриотической направленности

Разделы: История и обществознание, Внеклассная работа


Субъект РФ

Республика Коми

Муниципальное образование

МОГО «Сыктывкар», МОГО «Инта»

Наименование организации

Государственное образовательное учреждение дополнительного профессионального образования «Коми республиканский институт развития образования» (ГОУДПО «КРИРО»)
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Гимназия № 2» (МБОУ «Гимназия № 2»)

Должность

старший методист Центра научно-методического сопровождения инновационной деятельности,
конкурсного движения, программ и проектов в области образования ГОУДПО «КРИРО»;
заместитель директора по научно-методической работе МБОУ «Гимназия № 2», учитель истории высшей категории

Аннотация

В работе обобщается педагогическая практика внедрения коллективом МБОУ «Гимназия № 2» (Республика Коми, г. Инта) - опорной школы Республики Коми сети образовательных событий и проектов, направленных на формирование гражданской идентичности учащихся.

Актуальность

В последнее время перед российским обществом стоят важнейшие задачи: сохранение преемственности поколений, активизация патриотического воспитания молодёжи. Истоки современного российского патриотизма во многом связаны с духовным наследием Великой Отечественной войны. Великая Отечественная война в сознании многих поколений людей неразрывно связана с исторической памятью нашего народа, она напрямую касается духовных устоев российского общества. Память о ней составляет основу национальной гордости за страну, общности и сплоченности. История Великой Отечественной - приоритетная основа формирования и восстановления в нашем обществе преемственности поколений, сохранения победных традиций, обеспечения международного авторитета нашей страны. В современных условиях одним из важнейших приоритетов обновления содержания образования является модернизация и развитие гражданского и патриотического воспитания.

Характеристика

В настоящей работе обобщается муниципальная практика деятельности МБОУ «Гимназия № 2» (Республика Коми, г. Инта) в статусе опорной школы Республики Коми, направленная на формирование гражданской идентичности учащихся через сеть образовательных событий. Автор настоящей работы является региональным куратором проекта «Опорные школы Республики Коми» и руководит реализацией проекта «Опорная школа» в МБОУ «Гимназия № 2». Одним из направлений деятельности Гимназии в статусе опорной школы является патриотическое воспитание, в основе которого лежит сеть следующих образовательных событий и проектов:
1. Проект «Мы помним, мы гордимся».
2. Патриотическая игра «Призывник».
3. Уроки мужества и памяти.
4. Отчетные концерты Гимназии.
Разработанные мероприятия являются одним из этапов реализации программы воспитания Гимназии, в основу которой положены в том числе культурно-исторический и системно-деятельностный подходы, предполагающие построение воспитательного процесса с опорой на активную позицию учащегося, его ценностно-смысловые ориентиры, мотивацию индивидуально-творческого развития, самосовершенствования. Работа над образовательными событиями и проектами, вовлеченность в этот процесс большого количества учащихся и других участников образовательных отношений создают творческую развивающую среду, которая учитывает различные социально-культурные и педагогические факторы, отмеченные в воспитательной программе Гимназии

1. ВВЕДЕНИЕ

Понятие «гражданская идентичность» относительно недавно вошло в педагогический лексикон. Широко заговорили о нем в связи с принятием федеральных государственных образовательных стандартов, в числе главных приоритетов, поставивших перед школой задачу формирования основ гражданской идентичности учащихся. Гражданскую идентичность можно определить как осознание принадлежности к сообществу граждан того или иного государства, имеющие для индивида значимый смысл.

Формирование гражданской идентичности учащихся - актуальная задача современной системы образования. Сейчас у современной молодежи наблюдается недостаток знаний своего родного края, не в достаточной степени сформированы традиционные ценности семьи, уважение и любовь к своему Отечеству. Внимание к данной проблеме не является случайным. Ежегодно проводимые Государственным образовательным учреждением дополнительного образования «Коми республиканский институт развития образования» (далее - КРИРО) мониторинги воспитательной деятельности в образовательных организациях Республики Коми указывают на наличие такой проблемы.

В настоящей работе обобщается муниципальная практика деятельности МБОУ «Гимназия № 2» (Республика Коми, г. Инта) в статусе опорной школы Республики Коми, направленная на формирование гражданской идентичности учащихся через сеть образовательных событий. Автор настоящей работы является региональным куратором проекта «Опорные школы Республики Коми» и руководит реализацией проекта «Опорная школа» в МБОУ «Гимназия № 2» (далее - Гимназия).

Гимназия является опорной школой Республики Коми с 2018 года по настоящее время. Одним из направлений деятельности Гимназии в статусе опорной школы является патриотическое воспитание, в основе которого лежит сеть следующих образовательных событий и проектов:

  • Проект «Мы помним, мы гордимся».
  • Патриотическая игра «Призывник».
  • Уроки мужества и памяти.
  • Отчетные концерты Гимназии.

Координатором реализации сети образовательных событий и проектов является творческая рабочая группа педагогических работников Гимназии, в которую входят учителя истории и обществознания, русского языка и литературы, музыки, хореографии под общим руководством автора данной работы, в которой представлена педагогическая практика.

Разработанные мероприятия являются одним из этапов реализации программы воспитания Гимназии, в основу которой положены в том числе культурно-исторический и системно-деятельностный подходы, предполагающие построение воспитательного процесса с опорой на активную позицию учащегося, его ценностно-смысловые ориентиры, мотивацию индивидуально-творческого развития, самосовершенствования. Работа над образовательными событиями и проектами, вовлеченность в этот процесс большого количества учащихся и других участников образовательных отношений создают творческую развивающую среду, которая учитывает различные социально-культурные и педагогические факторы, отмеченные в воспитательной программе Гимназии:

  • поддержка активной позиции родителей (законных представителей) учащихся, объединение усилий семьи и Гимназии в организации воспитательного процесса;
  • создание инновационной образовательной среды;
  • формирование культурной и национальной идентичности;
  • создание поликультурного воспитывающего пространства.

Таким образом, в настоящей работе обобщается педагогическая практика, состоящая из серии образовательных событий, главной целью которых является формирование гражданской идентичности учащихся, их приобщение с истории и культуры своей страны, малой Родины, семьи.

2. МЕТОДОЛОГИЧЕСКАЯ ОСНОВА ПРАКТИКИ

Методологической основой обобщаемой практики явились работы Г.Ф.Гаврилычевой, Э.Г.Захаровой, Е.Н.Землянской, М.В.Шакуровой, в которых определяются особенности деятельности и позиции педагога как участника процесса формирования гражданской идентичности школьников.

На этапе выбора тематических направлений образовательных событий и проектов (формирование гражданской идентичности), и также основных инструментов его реализации (сеть различных мероприятий) возникла необходимость обращения к теоретическим аспектам возрастной психологии учащихся. Шакурова М.В., профессор Воронежского государственного университета, в статье «Российская гражданская идентичность как личностный результат образования» указывает, что в педагогически значимом смысле траектория формирования гражданской идентичности должна выстраиваться сообразно возрасту учащихся.* Так, гражданская идентичность младшего школьника формируется, прежде всего, под влиянием семьи, этнической группы; подростка - представлений о малой Родине как освоенном пространстве, образе территории, которую он называет своей. Лишь в юношеском возрасте складываются возможности для формирования идентичности в гражданском и национальном смысле. В рамках педагогического сопровождения особое значение приобретает поддержание персональной значимости учащегося в становлении гражданской идентичности. Учитель может и должен принять позицию партнера по организации акции, участию в патриотических мероприятиях, в осмыслении проблемных ситуаций в жизни страны. Грамотно организованное педагогическое сопровождение дает возможность школьникам максимально продуктивно перейти от «детской» гражданской идентичности к «взрослой».

____________

* Шакурова, М. В. Российская гражданская идентичность как личностный результат образования / М.В.Шакурова // Классный руководитель. - 2014. - №1. - С. 52.

Безусловно, в образовательной организации в рамках воспитательной деятельности необходимо проводить цикл продуктивных мероприятий, поскольку именно такие мероприятия станут важнейшим инструментом формирования этих основ гражданской идентичности.

Реализация сети образовательных событий и проектов силами педагогического коллектива в содружестве с учащимися 1-11 классов Гимназии, таким образом, представляется эффективным инструментом формирования целого ряда личностных универсальных учебных действий, включая основы гражданской идентичности.

ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ, ИСПОЛЬЗУЕМЫЕ В ПРОЕКТЕ

Гражданская идентичность - осознание принадлежности к сообществу граждан того или иного государства, имеющие для индивида значимый смысл.

Образовательный проект - комплексная, протекающая в условиях взаимодействия с внешней средой, деятельность коллектива специалистов, связанная с достижением в определенные сроки и при определенных ресурсах, запланированной совокупности целей (задач) и мероприятий, направленных на достижение конкретного образовательного результата.

Социально-культурная адаптация - приспособление социальных групп и отдельных индивидов к меняющимся историческим (социальным) условиям их жизни посредством изменения стереотипов сознания и поведения, форм социальной организации и регуляции, норм и ценностей, образа жизни и элементов картин мира, способов жизнеобеспечения, направлений и технологий деятельности, а также механизмов коммуникаций и трансляции социального опыта.

Инновационная образовательная среда - образовательное пространство образовательной организации, объединенное корпоративной культурой, комплексно воздействующее на развитие личности, способствующее педагогическому творчеству, формированию нетрадиционного мышления.

3. ОПИСАНИЕ ПРАКТИКИ

3.1. Проект «Мы помним, мы гордимся»

В последнее время перед российским обществом стоят важнейшие задачи: сохранение преемственности поколений, активизация патриотического воспитания молодёжи.

Истоки современного российского патриотизма во многом связаны с духовным наследием Великой Отечественной войны. Великая Отечественная война в сознании многих поколений людей неразрывно связана с исторической памятью нашего народа, она напрямую касается духовных устоев российского общества. Память о ней составляет основу национальной гордости за страну, общности и сплоченности. История Великой Отечественной - приоритетная основа формирования и восстановления в нашем обществе преемственности поколений, сохранения победных традиций, обеспечения международного авторитета нашей страны. В современных условиях одним из важнейших приоритетов обновления содержания образования является модернизация и развитие гражданского и патриотического воспитания.

Создание Книги Памяти «Мы помним, мы гордимся» в контексте формирования основ гражданской идентичности имеет колоссальное значение в деле воспитания и формирования личности учащихся, воспитания гражданина и патриота. Этот проект раскрывает ценности семьи и Родины.

Целью проекта является создание условий для формирования гражданской идентичности через приобщение учащихся к работе по оформлению Книги Памяти.

Задачи:

  • сформировать у учащихся устойчивый интерес к истории и культуре России, событиям Великой Отечественной войны, истории своей семьи;
  • продолжить формировать у учащихся навыки исследовательской и проектной деятельности, аналитического мышления при работе с дополнительным материалом и историческими документами;
  • собрать и изучить материалы семейной истории, связанной с событиями Великой Отечественной войны;
  • создать полиграфическую версию Книги Памяти с использованием возможностей мини-типографии Гимназии, а также электронную версию;
  • увеличить количество участников Всероссийской акции «Бессмертный полк» из числа учащихся и работников Гимназии.

В процессе решения задач широко используются материалы, предоставленные участниками проекта по созданию Книги памяти, а также материалы официальных сайтов, архивов, содержащие информацию о Великой Отечественной войне и ее участниках.

В результате работы над проектом у учащихся формируется устойчивый интерес к истории и культуре России, событиям Великой Отечественной войны, истории своей семьи; навыки исследовательской и проектной деятельности, аналитического мышления при работе с дополнительным материалом и историческими документами; собраны и изучены материалы семейной истории, связанной с событиями Великой Отечественной войны. Совместными усилиями учащихся, родителей (законных представителей) и педагогического коллектива Гимназии создана печатная и электронная версии Книги Памяти. Проводимая работа ведет к увеличению количества участников Всероссийской акции «Бессмертный полк» из числа учащихся и работников Гимназии.

В рамках проекта «Мы помним, мы гордимся» реализуется акция «Стихи и песни о войне». Акция запускается в канун празднования Великой Победы, когда учащиеся, родители, учителя имеют возможность снять видеоролик, в котором исполняют стихи и песни о войне.

Материалы электронной версии Книги Памяти, а также акции «Стихи и песни о войне» расположены на сайте Гимназии по ссылкам:

  1. http://frschool.ucoz.ru/index/bessmertnyj_polk/0-237 (дата обращения: 13.10.2022)
  2. http://frschool.ucoz.ru/index/stikhi_i_pesni_o_velikoj_otechestvennoj_vojne/0-238 (дата обращения: 13.10.2022)
  3. https://vk.com/video-90035915_456241727 (дата обращения: 13.10.2022)

3.2. Патриотическая игра «Призывник»

Ежегодно с 2017 года в Гимназии реализуется муниципальный проект «Призывник». Реализация данного проекта проходит в форме патриотической игры с элементами ОБЖ «Призывник» и проводится Отделом образования администрации муниципального образования городского округа «Инта» совместно с МБОУ «Гимназия № 2».

Цель Игры: формирование у молодежи личностных качеств необходимых для военной службы и отработка действий в условиях чрезвычайной ситуации.

Задачи:

  • способствовать сохранению и укреплению традиций, связанных с патриотическим воспитанием учащихся в рамках военно-патриотических игр;
  • подготовка подростков к службе в вооруженных силах РФ, правоохранительных органах, в пожарной охране и спасательных службах;
  • организация досуга, вовлечение учащихся в различные виды спортивно-оздоровительной деятельности: пропаганда здорового образа жизни;
  • воспитание уважения к памятным датам российской истории.

К участию в игре приглашаются команды учащихся в количестве 5 человек (3 юноши и 2 девушки) из 8-10 классов муниципальных образовательных организаций.

Игра построена в форме исторического квеста по контрольным пунктам, посвященного различным датам Великой Отечественной войны (примеры общих тем игры - Московская битва, Сталинградская битва, Курская битва, освобождение Севастополя, юбилей Великой Победы и т.д.). Отличительной чертой игры «Призывник» является использование ресурсов сетевого взаимодействия, когда к ее проведению привлекаются специалисты правоохранительных органов, ветераны пограничных войск, боевых действий и локальных конфликтов, сотрудники МЧС, сотрудники краеведческого музея, родители (законные представители).

Контрольный пункт 1 «Центральный архив». Проходит в форме блиц-турнира «Дорогами войны». Для подготовки к этому испытанию команды получают задание заранее. Задания отражают общую тематику игры.

Контрольный пункт 2 «Оружейная». На этой станции команды соревнуются в навыках сборки и разборки макета автомата Калашникова АК-74, решают тесты на тему «Российское оружие времен Великой Отечественной войны».

Контрольный пункт 3 «Ворошиловский стрелок». На станции работает Интерактивный лазерный тир, в котором проводятся беспулевые (лазерные) стрельбы.

Контрольный пункт 4 «Автономка». На станции команды соревнуются в умении ориентироваться по азимуту, работают с картами, в том числе топографическими.

Контрольный пункт 5 «Полевой госпиталь». «Зеленая аптека». Работа на станции организована в форме демонстрации командами навыков оказания первой помощи при кровотечениях, носовом кровотечении, переломах, инородном предмете в теле человека, а также знаниях о лекарственных растениях и их целебных свойствах.

Контрольный пункт 6 «Военный переводчик». На станции команды работают над расшифровкой текстов с использованием шифра, составленного на основе знаний английского языка.

Контрольный пункт 7 «Военная автомобильная инспекция». На станции в форме интерактивной игры команды демонстрируют знание правил дорожного движения.

Контрольный пункт 8 «Курс молодого бойца». К работе на данной станции традиционно привлекаются представители ветеранских организаций участников локальных конфликтов, которые знакомят команды с армейскими традициями и организуют состязания «Наряд вне очереди на кухне».

Контрольный пункт 9 «Рота, подъем!». На станции отрабатываются действия учащихся при подаче команды «Плащ в рукава, чулки, перчатки надеть, газы!» и умение использовать общевойсковой защитный комплект.

Контрольный пункт 10 «Внимание всем!». На станции команды отрабатывают действия при пожаре в здании. Как правило, к работе станции привлекаются сотрудники пожарной части и МЧС по г. Инте.

Контрольный пункт 11 «Историческая». К работе данной станции традиционно привлекаются сотрудники краеведческого музея, которые проводят историко-просветительские беседы, раскрывая различные аспекты темы «Интинский район в годы Великой Отечественной войны».

Патриотическая игра «Призывник» является одним из самых эффективных мероприятий, проводимых Гимназией, направленных на формирование гражданской идентичности учащихся, уважения к истории страны, Вооруженных сил Российской Федерации. В период пандемии мероприятие «Призывник» проводилась в форме игры с использованием дистанционных технологий.

В 2022/2023 учебном году одним из элементов игры станет минута молчания в честь павших героев специальной военной операции Вооруженных сил РФ, а также будет дополнена информацией о павшем интинце - Д. Волкове.

Материал (видеосюжет) о проведении патриотической игры «Призывник» расположен на официальном сайте информационной студии «Пятый канал» по ссылке:

  1. http://5kanal.tv/more/20191119/7800/ с 4:45 минуты (дата обращения: 13.10.2022)
  2. http://5kanal.tv/focus-event/20181122/6820/ с 3 минуты (дата обращения: 13.10.2022)

3.3. Уроки мужества и памяти

Уроки мужества и памяти обладают огромным воспитательным потенциалом, формирующим гражданскую идентичность учащихся. Особенностью таких уроков является, что это межпредметный урок, отражающий содержание Календаря образовательных событий, приуроченных к государственным и национальным праздникам РФ, памятным датам и событиям российской истории и культуры и Плана мероприятий по популяризации российской истории и информированию населения о днях воинской славы и памятных датах российской истории, ежегодно утверждаемых органами исполнительной власти.

Уроки мужества и памяти разрабатываются к знаменательным датам Великой Отечественной войны в рамках образовательных событий, реализуемых МБОУ «Гимназия № 2» в статусе опорной школы.

Материал отвечает современным требованиям к содержанию исторического образования, составлен с учетом Историко-культурного стандарта. Для проведения Урока формируется творческая группа из учащихся 5-11 классов и педагогических работников: учителя русского языка и литературы, учитель информатики, учитель изобразительного искусства, учитель музыки, учитель физической культуры, педагоги дополнительного образования (сольное пение, хореография).

Цель Уроков мужества и памяти: создание условий для формирования целостного представления о событиях Великой Отечественной войны через историко-литературную и музыкально-хореографическую интерпретацию событий.

Планируемые результаты:

Личностные:

  • осознание своей идентичности как гражданина России;
  • освоение гуманистических традиций и ценностей современного российского общества, уважение прав и свобод человека;
  • осмысление исторического, социально-нравственного опыта поколения, победившего в Великой Отечественной войне; толерантность.

Предметные:

  • формирование основ гражданской самоидентификации личности учащихся, осмысление им опыта российской истории как части мировой истории, усвоение базовых национальных ценностей современного российского общества: гуманистических и демократических ценностей, идей мира и взаимопонимания между народами, людьми разных культур;
  • овладение базовыми историческими знаниями; приобретение опыта исторического подхода к оценке Великой Отечественной войны как события отечественной и всемирной истории;
  • формирование умений применения исторических знаний для осмысления вклада советского народа в Великую Победу;
  • формирование важнейших культурно-исторических ориентиров для гражданской, этнонациональной, социальной, культурной самоидентификации личности на основе изучения исторического опыта российского народа;
  • развитие умений искать, анализировать, сопоставлять и оценивать содержащуюся в различных источниках информацию о событиях и явлениях Великой Отечественной войны, способностей определять и аргументировать исторически адекватное свое отношение к ней;
  • воспитание уважения к военно-историческому наследию России.

Метапредметные:

  • способность сознательно организовывать и регулировать свою деятельность: учебную, общественную;
  • владение умениями работать с учебной и внешкольной информацией, использовать современные источники информации;
  • способность решать творческие задачи, представлять результаты своей деятельности в различных формах;
  • готовность к сотрудничеству с учащимися и учителями, коллективной работе, освоение основ межкультурного взаимодействия в Гимназии и социальном окружении.

В статусе опорной школы Гимназия провела Урок мужества и памяти, посвященного полному освобождению Ленинграда от немецко-фашисткой блокады, Урок мужества и памяти «Письма, опаленный войной», а также специалисты опорной школы являлись куратором проведения аналогичных тематических Уроков мужества.

Уроки мужества и памяти в полной версии размещены на сайте Гимназии по ссылке:

  1. http://frschool.ucoz.ru/index/uroki_muzhestva/0-241 (дата обращения: 13.10.2022)
  2. Также проведение Уроков мужества и памяти широко освещалось в средствах массовой информации на муниципальном уровне:
  3. http://5kanal.tv/focus-event/20190131/6968/ с 19 минуты (дата обращения: 13.10.2022)
  4. http://5kanal.tv/focus-event/20200128/7949/ с 8:30 минуты (дата обращения: 13.10.2022)
  5. https://iskratgg.ru/index.php/novosti/88-inta-molodaya/7589-zdravstvuj-mama (дата обращения: 13.10.2022)

3.4. Отчетные концерты Гимназии

Как и Уроки мужества и памяти, особое место в формировании гражданской идентичности учащихся занимают Отчетные концерты, которые ежегодно проводятся в Гимназии как отчетно-творческое мероприятие всего коллектива Гимназии в учебном году. Традиционно Отчетные концерты носят гражданско-патриотическую направленность, формируют любовь и уважение к стране, малой Родине, старшему поколению, истории. Основной тематикой концерта являются те направления, которые лежат в основе формирования гражданской идентичности школьников. Концерт «Мы память бережно храним» был посвящен юбилею Великой Победы. Концерт «Тебе, моя Республика!» проходил в год столетнего юбилея Республики Коми. Роли женщин в истории страны был посвящен концерт 2022 г.

Надо отметить, что в последние годы наметилась устойчивая тенденция расширения национального состава в среде учащихся Гимназии. Поликультурность, таким образом, ведет к необходимости поиска эффективных путей формирования гражданской идентичности учащихся. Отчетные концерты Гимназии являются мощным инструментом этнической консолидации, когда в круг актуального внимания вовлекается множество «точек сборки», разнообразие которых (а также многообразие организационных форм мероприятий) воспитывает и поддерживает устойчивую внутреннюю убежденность в тесной взаимосвязи частей страны как единого целого.

Опыт проведения Отчетных концертов Гимназии представлен по ссылкам, указанных ниже.

  1. https://www.youtube.com/watch?v=mMjSUwfC5P0 (дата обращения: 13.10.2022) Отчетный концерт «Мы память бережно храним». Первое отделение
  2. https://www.youtube.com/watch?v=ScMqvo0s7lw (дата обращения: 13.10.2022) Отчетный концерт «Мы память бережно храним». Второе отделение
  3. https://www.youtube.com/watch?v=6Uzd9NOZaUE (дата обращения: 13.10.2022) Отчетный концерт к 100-летию Республики Коми

В перечень сети внеурочных мероприятий также входят регулярно проводимые исторические викторины, посвященные памятным датам Великой Отечественной войны (победам Красной Армии под Москвой, Сталинградом, на Курской дуге и т.д.). Важно, что при разработке и проведении таких викторин принимают участие учащиеся 11 классов. Команды выполняют не только задания тематической викторины, но и готовят творческие домашние задания: исполняют песни фронтовых лет, читают стихи военного времени. Кроме этого, в Гимназии проводятся отдельные викторины и игры, связанные со знанием песен времен Великой Отечественной войны, кинофильмов, посвященных этому событию.

Любовь к русскому языку и литературе, что является наиважнейшим компонентом гражданской идентичности, прививается через такие мероприятия как литературные вечера, посвященные памятным датам со дня рождения великих российских писателей, поэтические вечера, приуроченные ко Дню матери и т.д.

Литературный вечер «Доля ты! - Русская долюшка женская!», посвященный теме женщины в творчестве Н.А.Некрасова https://www.youtube.com/watch?v=k2Nedclo0Zk (дата обращения: 13.10.2022)

4. ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Таким образом, многолетняя практика проведения мероприятий в рамках внеурочной деятельности, целенаправленность программы воспитания, позволяет получать следующие результаты:

  • постоянная включённость гимназистов в реальную позитивную социально-гражданскую и культурно-воспитательную практику, их высокая гражданская и трудовая активность и социально-значимая мотивация творческой деятельности.
  • раскрытие способностей и развитие талантов учащихся, их успешная социализация и самореализация;
  • высокий уровень социальной адаптации;
  • эффективное использование имеющегося кадрового потенциала и имеющихся ресурсов для организации муниципального социализирующего пространства, что обеспечивается возможностями и ресурсами Гимназии как опорной школы;
  • повышение профессиональной компетентности педагогических кадров по проблемам социализации и формирования гражданской идентичности учащихся;
  • создание комплекса эффективных моделей гражданской социализации учащихся, обеспечивающей системную поддержку и развитие детей всех возрастов и категорий, а также мониторинг его результативности.

СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Асмолов А.Г. Формирование универсальных учебных действий в основной школе: от действия к мысли. Система заданий [Текст] / А.Г.Асмолов. - М.: Просвещение, 2011. - 235 с.
  2. Водолажская Т. Идентичность гражданская /Т.Водолажская// Образовательная политика. - 2010. - № 5-6. - С. 140-142.
  3. Гаврилычева Г.Ф. Гражданское воспитание: опыт и перспективы / Г.Ф.Гаврилычева //Воспитание школьников. - 2010. - № 3. - С. 3 - 7.
  4. Землянская Е.Н. Теория и методика воспитания школьников / Е.Н.Землянская. - М.: Издательство Юрайт, 2015. - 507 с.
  5. Караханова Г.А., Оруджалиева, Е.Е., Панахова, А.А. Технология формирования основ российской гражданской идентичности у младших школьников // Мир науки, культуры, образования. - 2015. - № 3 (52). С. 151-154.
  6. Максименко В.А. Организация проектной деятельности: методические рекомендации/ Сыктывкар: ГАУДО РК «РЦДО», 2015. - 26 с.
  7. Хуторской А.В. Системно-деятельностный подход в обучении: Научно-методическое пособие. - М.: Издательство «Эйдос»; Издательство Института образования человека, 2012. - 63 с.
  8. Шакурова М.В. Российская гражданская идентичность как личностный результат образования / М.В.Шакурова // Классный руководитель. - 2014. - №1. - С. 44- 57.
  9. Шакурова М.В. Формирование российской гражданской идентичности личности: проблема педагога / М.В.Шакурова // Педагогика. - 2014. - №3. - С. 83 - 91.
  10. Шакурова М.В. Диагностика результатов процесса формирования гражданской идентичности школьников / М.В.Шакурова // Классный руководитель. - 2014. - №1. - С. 44-57.