Методическая разработка: «Программа профилактики ПАВ среди детей и подростков»

Разделы: Классное руководство, Работа с родителями, Школьная психологическая служба, Социальная педагогика

Ключевые слова: профилактика употребления психоактивных веществ


Номинация: «Школа - территория ЗОЖ»

Введение

Одой из острых проблем нашего общества является употребление психоактивных веществ. Основной возраст первое знакомство наркотиками наступает 11-17 лет, случаи приобщения к употреблению алкоголя, табака, токсических веществ еще раньше в возрасте 8-10 лет.

Актуальность: Статистические данные и информация о детской наркомании постоянно встречается в журналах и газетах. По данным Госнаркоконтроля РФ в 2022 году в России выросло число наркопреступлений среди несовершеннолетних, в 2,5 раз выросло число инцидентов с гибелью несовершеннолетних из-за употребления наркотиков за последних пять лет. Начальник Главного Управления по контролю за оборотом наркотиков МВД, заместитель председателя Государственного антинаркотического комитета Иван Горбунов, говорит о том, что впервые за четыре года в России выросло число наркопреступлений среди несовершеннолетних. За 2022 год численность соучастий в подобных преступлениях детей и подростков выросло на 56% с 2017 года. Особую обеспокоенность вызывает рост количества отравлений, в том числе с летальным исходом, от употребления наркотиков особенно в подростковой среде. Так, начиная с 2017 года, число таких смертей среди несовершеннолетних возросло в 2,5 раза. Подростковая наркомания, как утверждает статистика, стала настоящей эпидемией в стране.

Данные Министерства внутренних дел России свидетельствуют, что 70% употребляющих наркотики - это подростки и молодежь. По крайней мере, один раз принимали наркотические или токсикоманические вещества 56% мальчишек и 20% девчонок, а продолжают их употреблять 45% мальчиков и 18% девочек.

Цель: Создание условий для реализации в образовательном учреждении эффективной программы профилактики ПАВ среди детей и подростков.

Задачи:

  • Реализация программы антинаркотического воспитания;
  • Формирование у обучающихся стойкой негативной установки по отношению к употреблению психоактивных веществ;
  • Привлечение родителей к решению вопросов профилактики вредных привычек;
  • Создание информационного поля по профилактике ПАВ;
  • Вовлечение в кружковую деятельность.

Этапы реализации программы:

  1. Диагностический этап проведение комплексной диагностики) проведение анонимного тестирования, опрос, анкетирования для изучения проблем в школе как курения, употребления психоактивных веществ, школьной дезадаптации. Также проводиться индивидуальная диагностика детей группы риска;
  2. Организационный этап обсуждение выявленных групп учащихся на медико-педагогическом консилиум, коллегиально с медицинским работником, психологом. На консилиум приглашаются родители для собеседования, и ознакомления с план работы с детьми;
  3. Практический этап - реализация программы, проведение мероприятий по приобщению к ЗОЖ и профилактике ПАВ для всех учащихся 8-10-х классов. Профилактические мероприятия проводятся в течение учебного года на занятиях кружковых, классных часах, родительских собраниях, на больших переменах. Занятия индивидуальные и групповые, форматы занятий лекции, круглые столы, конференции, дискуссии, видеолектории, видеопрезентации, художественные фильмы.

Результаты работы обсуждаются на медико-педагогическом консилиуме, методическом объединение классных руководителей, на родительских собраниях, а так же педагогическом и профилактических советах школы.

Направление реализации программы направлено на работу с педагогическими коллективом, с учащимися и родителями.

Основные мероприятия по профилактике наркомании

Сроки проведения

Форма проведения

Содержание работы

Ответ-е

Сентябрь

1

1 неделя

Диагностические мероприятия

Составление социального паспорта класса, сбор сведений о семье, условиях жизни ребенка, медицинских данных и социально-психологических особенностей развития ребёнка.

Социальный педагог, классный руководитель, медработники.

2

2,3,4 неделя

Анкетирование с родителями и учащимися,
весь класс

«Семейная анкета» изучение уровня осведомленности по проблеме табакокурения, наркомании и токсикомании

Социальный педагог, классный руководитель

Октябрь

1

1 неделя

Анкетирование всех учащихся

Изучение социальных установок подростков, информация о подростках

Социальный педагог, классный руководитель

2

2 неделя

Тестирование всех учащихся

«Круг общения подростков
и его влияние на формирование нравственного поведения»

Социальный педагог

3

3 неделя

Конкурс плакатов с участием всех детей класса
и по желанию родителей.
Лекция - беседа для всех учащихся

1.Конкурс плакатов «Правда о рекламе табака»
2.Лекция - беседа «Формирование у подростка правосознания»

Социальный педагог

4

4 неделя

Профилактическая консультация для учащихся, состоящих на ВШК

«Как научиться быть ответственным за свои поступки»

Социальный педагог, инспектор ОДН, родители

Ноябрь

1

1 неделя

Посещение семей выделенной «группы риска» с целью определения досуга подростков

Беседа «Мое свободное времяпровождение»

Социальный педагог, классный руководитель, родители (законные представители)

2

2 неделя

Просмотр и обсуждение фильма группой учащихся «Жизнь»

«Жизнь» а нтинаркотический клип для школ, профилактика пав, наркотиков.
https://vk.com/video-
158621927_
456239024

Социальный педагог, классный руководитель.

3

3 неделя

Лекция для группы детей

Лекция «Разрушители здоровья»

Социальный педагог

4

4 неделя

Размещение наглядной агитации на стенде для всех учащихся класса «Правовой уголок»

«Стремимся к здоровому образу жизни. Нет - алкоголю, наркотикам, курению!»

Социальный педагог

Декабрь

1 неделя

Индивидуальная беседа с учащимися

Консультация по запросу классных руководителей

Социальный педагог

2 неделя

Групповая беседа

Профилактика правонарушений (с приглашением специалиста наркологического диспансера)

Социальный педагог, нарколог Галеев Рамиль Кафильевич

3 неделя

Анкетирование группы учащихся

«Основы безопасности жизнедеятельности»

Социальный педагог

4 неделя

Тестирование группы учащихся

«Тест на проверку знаний по проблеме наркомании», автор Л.И.Бабенко

Социальный педагог, педагог психолог

Январь

1-2 неделя

Посещение семей учащихся группы риска с целью определения досуга подростков

Беседа «Мое свободное времяпровождение»

Социальный педагог, Родители (законные представители)

3 неделя

Лекторий для группы учащихся «Подросток. Улица. Компании»

«Подросток. Улица. Компании»

Социальный педагог

4 неделя

Просмотр и обсуждение фильма для учащихся всего класса

Профилактический фильм МВД "Решай Сам".
https://www.youtube.com/
watch?v=rC2llOlqf4I

Социальный педагог

Февраль

1 неделя

Размещение наглядной агитации на стенде «Правовой уголок»

«Уголовный кодекс РФ. Статья 228»

Социальный педагог

2 неделя

Индивидуальная беседа с подростком

«Ответственность за поступки»

Социальный педагог

3 неделя

Анкетирование для группы учащихся

«Подросток и конфликт»

Социальный педагог

4 неделя

Беседа в группе детей

«Агрессия, справляемся с негативными эмоциями»

Социальный педагог, педагог психолог

Март

1 неделя

Просмотр и обсуждение фильма с учащимися всего класса

«Дорога к счастью», 2009 г., США, реж. Т.Лекстон https://www.youtube.com/
watch?v=PLEbJNOdJGw

Социальный педагог

2 неделя

Индивидуальная профилактическая беседа с учащимися

«Конфликты в нашей жизни и способы их преодоления»

Социальный педагог

3 неделя

Тестирование всех учащихся класса

«Изучение социальных установок подростков»

Социальный педагог, педагог психолог

4 неделя

Посещение семей учащихся группы риска с целью определения досуга подростков

Беседа «Стоп - курению!» Курение. Взгляд изнутри - Айкос. Вейп. Электронные сигареты.

Социальный педагог, классный руководитель, родители (законные представители ребенка)

Апрель

1 неделя

Беседа - групповая

«Иллюзии наркотиков»

Социальный педагог

2 неделя

Беседа - индивидуальная

«Влияние на организм подростков вредных привычек»

Социальный педагог

3 неделя

Тестирование

Тест «Проблемы наркомании», проверка знаний по проблеме наркомании.

Социальный педагог, педагог психолог

4 неделя

Размещение наглядной агитации

«Уголовный кодекс РФ. Статья 229»

Социальный педагог

Май

1 неделя

Лекция на классном часе - для всего класса

«Я отвечаю за себя»

Социальный педагог, специалист УФСКН

2 неделя

Тестирование группы учащихся

«Разрушители здоровья»

Социальный педагог, педагог психолог

3 неделя

Тестирование группы учащихся

«Мое отношение к вредным привычкам»

Социальный педагог, педагог психолог

4 неделя

Групповая консультация для учащихся

«Мы - за здоровый образ жизни! Впереди каникулы!»

Социальный педагог, классный руководитель

Ожидаемые результаты

Ожидаемый результат и эффективность программы заключается в уменьшение факторов риска употребления психотропных веществ и наркотиков среди обучающихся общеобразовательного учреждения. Формирование у обучающихся навыков здорового образа жизни и эффективных поведенческих стратегий и личностных ресурсов, развитие системного подхода к профилактике злоупотребления психоактивными веществами. Совместная работа родителей и детей в комплексе дадут положительную динамику, сократится количество учащихся, которые стоят на внутришкольном учете, группа риска.

Заключение

Программа профилактики ПАВ среди детей направлена на профилактическую работу. В программе учитываются мероприятия разнообразных информационных аспектов, на образовательном уровне рассказывайте учащимся о негативных последствиях употребления ПАВ.

Формирование адекватной самооценки, освоением навыков «быть успешным», умением самостоятельно принимать решения и нести за них ответственность, прежде всего перед самим собой. Социальный аспект отвечает за моральные и нравственные ценности, которые определяют выбор здорового образа жизни, отрицательного отношения. А совместная работа родителей и детей дадут положительную динамику, сократится количество учащихся, которые стоят на внутришкольном учете, группы риска.

Считаю, что реализация данной программы будет способствовать преодолению информационно-просветительского подхода уменьшение факторов риска употребления психотропных веществ и наркотиков среди обучающихся.

Список литературы

  1. Л.Н.Разуваева, кандидат педагогических наук, доцент кафедры психологии и педагогики ГАОУ ДПО ПИРО; П.Д.Бочаров, кандидат педагогических наук, глава г. Каменка Пензенской области «Профилактика употребления курительных смесей детьми и подростками в образовательных учреждениях», Пенза, 2013.
  2. Дерягина Ю.Ю., Тетеркина Ю.П. Методическое пособие «Технологии формирования ЗОЖ в детской и подростковой среде», Екатеринбург, МУ «ЦСППД и М «Форпост», 2010.
  3. Воробьева Т.В., Ялтонская А.В. Профилактика зависимости от Психоактивных веществ. Руководство по разработке и внедрению программ формирования жизненных навыков у подростков группы риска. - М.: УНП ООН, 2008.
  4. Жирова Т.М. Твоя жизнь - твой выбор. Развитие ценностей здорового образа жизни школьников (психолого-педагогические рекомендации) - М.: «Панорама» - 2006.
  5. Маюров А.Н. Маюров Я.А. Уроки культуры здоровья: Табачный дым обмана. - М.: Педагогическое общество России, 2006 г.
  6. Змановская Е.В. Девиантология: психология отклоняющегося поведения личности: Учеб пособие. - М.: Академия, 2003. - 288 с.
  7. Психология зависимости: Хрестоматия/сост. К.В.Сельченок. - Мн.: Харвест, 2004. - 592 с. Рожков М.И., Ковальчук М.А. Профилактика наркомании у подростков: Учеб.- метод. пособие. - М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2004. - 144 с.
  8. Симатова О.Б. Первичная психолого-педагогическая профилактика аддиктивного поведения подростков в условиях средней общеобразовательной школы. - Чита: Изд-во ЗабГГПУ, 2009. - 172 с.
  9. Сирота Н.А., Ялтонский В.М. Профилактика наркомании и алкоголизма: Учебн. пособ. - М.: Академия, 2003. - 176 с.
  10. Первичная профилактика наркомании в среде старшеклассников. Сборник методических материалов для психологов, социальных педагогов Центров «Семья» / Под ред. С.В.Березина, К.С.Лисецкого. - Самара, 2006.
  11. Баева И.А., Волкова И.А., Лактионова Е.Б. Психологическая безопасность образовательной среды: Учеб. пособие/под ред. И.А.Баевой. М., 2009.
  12. Воробьева Т.В., Ялтонская А.В. Профилактика зависимости от Психоактивных веществ. Руководство по разработке и внедрению программ формирования жизненных навыков у подростков группы риска. - М.: УНП ООН, 2008.