Особенности психосексуального развития детей дошкольного возраста 3–6 лет

Разделы: Работа с родителями

Класс: д/с


Консультация для родителей и воспитателей

Психосексуальное развитие - это формирование и осознание своей половой принадлежности, половой роли и ориентации. Оно начинается с рождения и заканчивается к 20-25 годам.

Это обязательная и неотъемлемая часть формирования личности и представлений о себе, важная часть социального и нравственного развития ребёнка.

Принята следующая классификация:

  • 0-5 лет. В этот период происходит формирование полового сознания ребенка под влиянием семьи, т.е. ребенок начинает осознавать свою принадлежность к тому или иному полу, понимать ее необратимость. В процессе научения ребенком на практике реализуются манеры поведения родителя своего пола.
  • 5-10 лет. Формирование половой роли в соответствии со своим полом. В норме у ребенка происходит идентификация с родителем своего пола (т.е. девочка идентифицируется с матерью, а мальчик - перенимает модель поведения отца). Однако, нередки случаи, когда этот процесс может быть искажен в силу ряда причин.
  • 10-20-25 лет. Формирование психосексуальных ориентаций, обуславливающих выбор объекта полового влечения и форм его реализации.

Вопросу полового воспитание в дошкольном учреждении сегодня отводится сопутствующая роль. В то же время, запросы к педагогу-психологу от педагогов, родителей и специалистов из года в год возрастают. Такие вопросы как поступить если ребёнок: трогает свои половые органы, онанирует в тихий час, показывает свои половые органы другому ребёнку, мальчик играет с куклами, ребёнок интересуется, откуда берутся дети и многое другое постоянно присутствуют в реестре психолога дошкольного учреждения.

Поэтому данная тема консультации «Особенности психосексуального развития детей дошкольного возраста 3-6 лет» является постоянно, востребовано актуальной.

Прежде всего необходимо помнить, что половое развитие имеет несколько стадий. В первые месяцы жизни развивается оральная зона - малыша кормят грудью, и он получает удовольствие от акта сосания. Потом анальная - приручение к горшку. Затем - фаллическая (примерно с трех лет). На этой стадии дети активно интересуются своим телом, изучает его: ощупывают, исследуют. Но это не онанизм в том смысле, который в него вкладывает взрослый человек, а попытка понять, как они устроены. Здесь преобладает фактор познания.

В дошкольном учреждении активное знакомство и демонстрации своих гениталий чаще всего проявляются в группах старшего возраста. Причины могут быть совершенно различны и успешное разрешение их идет в едином пространстве семьи, дошкольного учреждения, различных специалистов.

Факторы, провоцирующие активное внимание ребёнка к своему телу

1. Медицинский фактор:

  • воспалительные процессы - воспаление крайней плоти, мочеиспускательного канала;
  • аллергические реакции, дерматиты - например, на стиральные порошки, которыми постираны трусики, или на красители (материалы,
  • из которых они (трусы) сделаны;
  • гигиенические неудобства: трусы слишком свободны или тесны и во время движений возникает трение (раздражение) половых органов;
  • энтеробиоз (глисты - острицы);
  • перегрев (потливость, зуд).

*** ребёнку необходимо почесать место раздражения, становится легче, возникают чувство радости от данного действия, хочется повторять и повторять…

Что делать?

Варианты действий конкретны и очевидны:

  • консультация детского хирурга - соскоб на энтеробиоз;
  • клинический анализ мочи;
  • нижнее бельё должно быть из натуральных тканей (льняные или хлопчатобумажные); достаточно плотные, но не давящие трусы с резинками;
  • не допускать перегрева в промежностях и др.

2. Психологический фактор:

  • неверная реакция и действия взрослых на проявления элементов психосексуального развития ребёнка (подавление детской сексуальности, ускорение за счет пока недоступных ребёнку знаний, формирование ложных представлений о сексуальности);
  • резкая смена привычных норм и правил;
  • затянувшееся стрессовое состояние, если семья находится в ситуации «развода»;
  • из-за чрезмерной строгости родителей (авторитарный стиль воспитания), недостатка любви, заботы и нежности с их стороны;
  • появление младшего ребенка в семье. Родители не могут уделять старшему столько же внимания, как раньше. В итоге, первенец чувствует себя заброшенным, нелюбимым. И пытается получить удовольствие «подручным способом»;
  • подражание взрослым с поощрением и др.
  • невротическая симптоматика. У маленького ребенка мастурбация - средство эмоциональной разрядки. Они прибегают к такому «успокоительному методу» в моменты волнения, тревоги.

3. Социальный фактор:

  • смена места жительства, семьи, группы в дошкольном учреждении (стресс);
  • большая загруженность родителей;
  • мама переодевается перед ребёнком до полного обнажения;
  • мама моет его и целует раздетого в области гениталий, в губы;
  • ребёнок сосет продолжительно соску, палец, края одежды;
  • доступность к средствам СМИ и ТV «18+»;
  • поощрение данного поведения ребёнка;

Рекомендации

Помним, что ознакомление со своим телом - это очередной, возрастной период созревания, это познание своего физического или эмоционального дискомфорта.

Не искать явного виновного как такового, а выстраиваем единую тактику по формированию полового воспитания ребёнка.

Не ругаем, не стыдим, не запугиваем.

В период появления у ребёнка признаков активного внимания своими гениталиями, принимаем единую семейную стратегию нивелирования данного фактора.

Повышаем информационную базу по данному вопросу возрастного периода развития. Посещаем специалистов дошкольного учреждения, для организации единого воспитательного пространства с учетом запроса.

Отвлекаем, вынимаем ручки из штанишек, держим их в своих и говорим на отвлеченные темы.

Не читаем нотаций, не фиксируем внимание на его «безобразном поведении», а принимаем сторону ребёнка и ведем себя так, словно ничего не произошло. В противном случае мы можем только повысить интерес ребёнка к этому действию.

Выбираем подходящий момент, когда ребенок будет спокоен, чтобы объяснить ему: все части тела хороши, но трогать половые органы в присутствии других людей не принято.

Чаще хвалим за старательную деятельность, развивая фактор успешности.

Таким образом, психосексуальное развитие детей дошкольного возраста - это возрастной этап личностного взросления ребёнка. Отнестись к нему необходимо с должным уважением, терпением, с применением всех профессиональных компетенций участников воспитательно-развивающего пространства.