Развитие орфографической зоркости на уроках русского языка

Разделы: Начальная школа


Усилия многих ученых, психологов, методистов направлены на поиск причин недостаточно высокой орфографической грамотности школьников. Да и большинство учителей русского языка так или иначе ищут возможности повышения уровня орфографической грамотности и приходят к выводу, что для этого необходимо работать над развитием орфографической зоркости.

Существует несколько определений понятия «орфографическая зоркость». Но суть их сводится к одному: орфографическая зоркость - это умение видеть свои ошибки в написанном тексте и исправлять их.

Важно начинать работу над развитием орфографической зоркостью еще в начальной школе, так как в этом возрасте дети знают еще далеко не все правила русского языка, но, обладая орфографической зоркостью, интуитивно будут видеть места возможных ошибок и научатся их исправлять.

Учащиеся начальной школы должны понимать, что при письме на месте одного и того же безударного гласного звука (или другой орфограммы) бывают разные буквы (о или а, е или и), но для конкретного слова верна только одна из них, и ее надо уметь выбрать. Если закрепить в их сознании опознавательные признаки «опасных» мест, то база для развития орфографической зоркости младших школьников на начальных этапах обучения будет обеспечена.

Учитель начальных классов, начиная работу над развитием орфографической зоркости на уроках русского языка должен принимать во внимание следующие аспекты:

  • чем реже ребенок пишет слова с ошибками, тем чаще и лучше он запоминает зрительно правильный образ слова. Исходя из этого нужно приучать учеников при возникшем сомнении в написании слова сначала обращаться к учителю или к орфографическому словарю для уточнения правильного написания, а затем уже записывать слово. Еще одним рекомендуемым приемом является пропуск буквы, в которой ребенок сомневается;
  • чем чаще ребенок правильно записывает слова на бумаге, тем лучше рука механически запоминает правильный образ слова. Исходя из этого рекомендуется как можно чаще писать в обычных тетрадях и избегать таких видов работ, как выполнение заданий в современных рабочих тетрадях, где большая часть уже записана, и, тем более, как можно меньше в начальной школе печатать текст на компьютере. Так как при этом не происходит рукодвигательного запоминания;
  • чем чаще ребенок при записи слов проговаривает его правильное написание, тем лучше происходит артикуляционное запоминание. Исходя из этого нужно следить, чтобы дети произносили вслух слова, которые они записывают.

Овладение учащимися начальной школы орфографической грамотностью невозможно без систематической тренировки учеников в нахождении орфограмм. Для этого следует на каждом уроке предлагать специальные упражнения. Одним из самых эффективных упражнений, на наш взгляд, является списывание по технологии, которая была предложена П.С.Жедек. В данном упражнении сочетается два вида упражнений: письмо по памяти и списывание. Несмотря на то, что работа по данной технологии вначале требует больших временных затрат и кропотливой работы, но постоянное использование ее приводит к становлению как орфографической зоркости, так и орфографической памяти, и помимо этого формируется такое важное умение как проверять написанное.

Подводя итог, хочется отметить, что, конечно же, большинство учителей русского языка работают над развитием орфографической зоркости, но одной из главных трудностей продолжает оставаться неумение учащихся видеть место, где следует применить то или иное правило.