Формирование универсальных учебных действий на уроках физкультуры в рамках ФГОС

Разделы: Спорт в школе и здоровье детей

Класс: 5


Аннотация: Представлены универсальные учебные действия (УУД), формирующиеся у учащихся на определённых этапах урока физической культуры, которые разработаны автором. Акцентируется внимание на том, что формирование УУД приводит к становлению способности к самостоятельному приобретению новых знаний, умений и навыков, в том числе к самостоятельной организации учебного процесса, то есть к эффективному процессу обучения.

Характерной чертой новых ФГОС стал их деятельностный подход, который ставит в качестве основной задачи формирование личности обучающегося. Формулировка стандартов содержит описание конкретных видов деятельности, которые должны быть освоены учащимися к завершению обучения. При этом требования к результату обучения изложены в форме личностных, метапредметных и предметных результатов.

Важнейшей составляющей нового стандарта являются универсальные учебные действия. Под УУД подразумеваются общие познавательные умения, способы деятельности и межпредметные связи.

В настоящее время значение УУД велико. Это комплекс действий ученика, которые обеспечивают его умение самостоятельно осваивать новое знание, в том числе и непосредственно организацию процесса обучения. Универсальные учебные действия могут быть объединены в 4 главных блока: 1) личностно-ориентированный; 2) нормативный; 3) когнитивный; 4) коммуникативный.

Эксперты в сфере физического воспитания констатируют, что ставший традиционным урок физкультуры позволяет достичь в первую очередь 2 цели - оздоровительную и воспитательную. На их взгляд, решающим моментом в области модернизации физического воспитания становится увеличение общего образовательного статуса дисциплины "Физическая культура". В связи с отсутствием акцента на общеобразовательную направленность, предмет "выбыл" из общеобразовательной системы, в то же время поставленные перед уроком физической культуры задачи реализуются не полностью, что отрицательно влияет на эффективность физического воспитания в школе.

В педагогической деятельности немало сложностей, с которыми учитель встречается на уроках физкультуры, сопряжены с неполным формированием у учащихся компетенций: нежелание выслушать задачу, понять замысел ее исполнения, неспособность к командной, коллективной работе; ученики отвлекаются от ключевых положений в разучиваемом действии и не могут сравнивать с ранее изученными упражнениями и т.д. При этом выполнение движения оказывается неточным, не замечаются нюансы техники, или возникают основания для непроизводительности, что ведет к понижению уровня качества образования по предмету.

Итак, целесообразность проведения работы по сформированности УУД на уроках физкультуры определяется следующими обстоятельствами: педагогикой, учебной практикой и стандартами.

Приведем для примера небольшой план урока в пятом классе "Основы теории и практики игры в баскетбол" и описание УУД, которые формируются на данном занятии.

Типология урока: урок открытия нового знания.

Цель урока: создание на уроке условий для формирования общетеоретических знаний по вопросам истории баскетбола и практических умений и навыков.

Задачи:

  • формирование навыка ловить и передавать мяч двумя руками от груди, передачи мяча на месте одной рукой;
  • тренировка опорно-двигательного аппарата, развитие внимательности, формирование навыка общения, воспитание культуры выполнения движений, уверенности в собственных силах;
  • развитие навыков игры в команде.

Планируемые результаты обучения

  • Предметные: представление об истории баскетбола, способность использовать знания теории в практической деятельности, умение выбирать физкультурные упражнения в соответствии с их функциональным направлением.
  • Метакогнитивные: способность использовать знания теории на практике, быстрота реакции.
  • Личностные: стойкость, скоростные качества, согласованность действий, укрепление коллективного настроя.

Ниже приведены универсальные учебные действия (УУД), которые формируются на этапах данного занятия:

Первый этап. Личностные: сформированность необходимости занятий физкультурой, независимость и персональная ответственность за собственные действия, установка на ЗОЖ.

Второй этап: Когнитивный: учебный - извлечение необходимых сведений из повествования учителя, из своего личного опыта; мыслительный - осуществление поиска информации.

Третий этап: Регулятивный: правильно понимают позицию учителя; выполняют поэтапный контроль своих действий.

Четвертый этап: Коммуникативный: способны договориться и приходят к единому мнению; Регулятивные: правильно понимают учительскую оценку, предсказывают результат степени овладения изучаемым материалом; Индивидуальные: анализируют свою деятельность на занятии.

Подводя итог, заметим, что на уроке физкультуры необходимо иметь достаточно высокий уровень двигательной активности, следовательно, нужно развивать методику, а именно определить такие способы и технологии, с использованием которых можно реализовать формирование УУД у школьников при отсутствии ущемления других задач урока физкультуры.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Гимазов, Р.М. Современные требования к учителю физкультуры в условиях перехода на ФГОС нового поколения / Р.М.Гимазов, Г.А.Булатова // Урок физической культуры в XXI веке, Сургут, 24-25 октября 2014 года / Редколлегия: Н.И.Синявский, Л.А.Семенов, Н.Н.Сетяева; Р.М.Гимазов (ответственный редактор). - Сургут: Сургутский государственный педагогический университет, 2014. - С. 106-108. - EDN XSJXDD.
  2. Гранатов, М. В. Формирование универсальных учебных действий на уроках физкультуры в начальной школе в условиях реализаций ФГОС / М.В.Гранатов // Начальная школа: проблемы и перспективы, ценности и инновации : Сборник статей по материалам XI Всероссийской научно-практической конференции, Йошкар-Ола, 18 ноября 2019 года. Том Выпуск 11. - Йошкар-Ола: Марийский государственный университет, 2019. - С. 76-81. - EDN XLSSVN.
  3. Калмыков, С.А. Особенности проектирования урока физкультуры в условиях реализации ФГОС / С.А.Калмыков // Стратегия развития физического воспитания, спортивной тренировки, оздоровительной и адаптивной физической культуры: Материалы I Международной научно-практической конференции, Тамбов, 15-17 ноября 2021 года / Отв. редактор Е.Ю.Мукина. - Тамбов: Издательский дом "Державинский", 2021. - С. 243-249. - EDN YPTMFI.
  4. Несмиян, Ю.В. Спортивно-оздоровительная деятельность как средство повышения интереса к урокам физкультуры в условиях реализации ФГОС общего образования / Ю.В.Несмиян, Т.И.Жилина // Современный взгляд на проблемы педагогики и психологии: Сборник научных трудов по итогам международной научно-практической конференции, Уфа, 11 сентября 2017 года. Том Выпуск IV. - Уфа: Инновационный центр развития образования и науки, 2017. - С. 28-30. - EDN ZXLJNX.