Выявление одарённостей учащихся начальной ступени образования в рамках урочной и внеурочной деятельности

Разделы: Начальная школа, Внеклассная работа, Общепедагогические технологии


«Каковы бы ни были способности детей в раннем возрасте,
без активной поддержки и специальных методов обучения,
они вряд ли достигли бы тех высот,
покорив которые, они стали знаменитыми».

(Американский исследователь А.Блум)

Выявление детских способностей в раннем возрасте - это интересное и необходимое для педагогического опыта практика. Она используется в работах педагогов, психологов и методистов в разных областях. Выявлением, развитием и диагностикой детского таланта уже многие десятилетия занимались ведущие педагоги, психологи, такие как В.А.Крутецкий, Б.М.Теплов, С.Л.Рубенштейн, Дж.Рензулли, Дж.Фельдхьюсен, Лейтес Н.С., Савенков А.И. и др. В настоящее время эта проблема остается актуальной. В соответствии с требованиями ФГОС НОУ Второго поколения, одним из важнейших направлений в образовательном процессе школы должно стать развитие личности обучающихся, которая может развиваться, самосовершенствоваться. В основе дифференциации учебного процесса лежит выявление способных детей в раннем школьном периоде.

Школа предназначена для всестороннего развития всех учащихся, а также для выявления и учета наиболее ярких способностей каждого из них. Термин «способности» используется учителем в различных комбинациях: «Он имеет большие способности», «Он имеет природные возможности», «Талантливый ученик», «Умелый ученик», «Одаренный ученик», «Способный ученик» и так далее. В дидактике и методологии обучения предметов начальной ступени мы говорим про творческие, исследовательские, познавательные способности, о способностях к счету, выразительности и так далее.

Цели работы педагогов школы с талантливыми детьми:

  • выявление способных детей;
  • создание условий для их оптимального развития.

Для достижения первой цели нужно решать следующие вопросы:

  • ознакомление учителей с научной информацией о психологической специфике и методическом подходе, эффективном для работы с одаренными детьми;
  • проводить целенаправленные наблюдения за учебными и внеклассными занятиями обучающихся, чтобы выявить детей со склонностью и показателями высокого результата в различных сферах деятельности,
  • подбирать материалы и проводить специальные тесты, позволяющие определить одаренность.

Успешность занятий с одаренными учениками сильно зависит от особенностей занятий с младшими школьниками, поэтому она является основой стратегии обучения начальных классов.

Детство - это жизненный период, который обладает наивысшей самостоятельной ценностью. Основной проблемой в отношении незаурядных детей является не предварительное предчувствие степени их будущего успеха, а то, что уже сейчас уровень умственного напряжения и вид занятий соответствуют их возможностям. Очень важно, чтобы малыш с необычной способностью прожил детские годы, получая радость от полного и своевременного применения сил. Наиболее внимательно следует рассматривать признаки таланта у подрастающего человека. Из вышеупомянутого выделяем цели, задачи воспитательной и образовательной работы с талантливыми детьми начальной школы.

Цели:

  • развитие общих способностей ребенка как базы всех особых талантов, поскольку в определенном благоприятном возрастном периоде можно развить природные задатки;
  • развитие умения ребенка - мышление, память, речь и другие интеллектуальные функции.

Задачи:

  • выявление талантливых детей, показавших высокий результат в учебном процессе психологическими диагностиками и анализа результативности умственных трудов, методов экспертной оценки учителя и родителя;
  • оберегать и сохранять душевное здоровье и психическое благополучие детей как необходимое условие успешной деятельности, в особенности для школьников;
  • заботиться о здоровье ребенка: полноценное функционирование нервной системы, обеспечивающее способность сосредоточиться на умственных работах, соблюдение режима умственной деятельности и отдыха и достаточную физическую активность, чтобы удовлетворить возрастные потребности;
  • сохранение высокого уровня самооценки талантливого ребенка, напрямую связанного с развитием интереса к любознательности, а также в целом - с личностным развитием;
  • организовать развивающую среду, стимулирующую любознательность детей, и, обеспечивая возможность их удовлетворения лекциями, кружками, экскурсиями, примерами взрослых;
  • стратегия ускорения подготовки одарённых детей, позволяющая обеспечить возможность экстерната системы и перехода через класс на отдельные предметы в случае принятия решения психологического и педагогического советов.

Методика и форма работы с талантливыми учениками должна сочетаться, конечно, с методикой и формой работы со всеми учащимися школы, но при этом варьироваться и, безусловно, различаться. За многолетний опыт развития педагогики человек накопил огромное количество тестов и упражнений, чтобы выяснить предметные способности, удовлетворить интерес учащихся, имеющих эти таланты. Это, как правило, не те задачи, которые в школе решаются на основном уровне. И надо отметить, что в программном базовом материале недостаточно включено указанные интересные, увлекательные задание.

Известный математик и популяризатор Я.И.Перельман считает одной из особенностей интеллектуальной науки ту, которая, по его словам, заключена в том, что «приемы ее не исключают работы ума, а, напротив, пробуждают мысль работать».

У учащихся особое значение имеет развитие элементов логики, образовательных инициатив, выраженных в стремлении самому искать способы и средства решения проблемы; сообразительность, гибкость, находчивость, логичность и критика ума являются задачами для развития смекалки.

Несомненно, занимательные упражнения не только показывают способности учеников, но также являются движущей силой интереса к различным предметам. Учитывая множество различных увлекательных занятий и задач-шуток, для их эффективности и целесообразности их применения, проводится классификация занимательных задач математики:

  • задачи, которые не требуют математического знания или практически не требуют знания, которые основаны на догадках и соображениях;
  • задачи, которые требуют элементарного математического знания, помимо смекалки, или заставляют вспомнить это знание;
  • задачи, которые предназначены для проверки и уточнения знаний.

В основном учителя начального звена используют:

  • задачи, относящиеся к школьной математике, но с повышенной сложностью (олимпиады);
  • задачи (математические развлечения).

Это задания различного уровня сложности и тренинги, развивающие инициативу математики, то есть предназначены для людей, которые делают только первый шаг в мир математики: тренинги, которые используются для различных занятий.

Вот некоторые задания:

  1. "Затруднительные положения" (физические действия, которые выполняются затруднительно, но могут быть выполнены с помощью математической смекалки. Интуитивный тип задач, который может быть отнесен ко всем задачам повышенной сложности, требующим описания и уточнения);
  2. "Геометрия на спичках" (конструирование модели фигур из спичек. Этот тип задач слишком прост);
  3. «Семь раз отмерь, один раз отрежь» (преобразование фигуры с помощью перекрытия);
  4. "Умение найдёт применение везде» (элементарно-технические и практические вопросы, для решения которых требуется участие логики);
  5. «С математикой или без нее» (математический способ решения может быть либо самим способом, либо сопоставленным способом решения);
  6. «Математика практически без вычисления» (действий практически нет, но решение определяется цепочкой рассуждений).

Важной группой являются задачи, называемые логическими. Надо подробно разобраться в их содержании и методах решения с детьми, поскольку они являются основой экспериментального материала для обозначения задатков математики.

Среди самых известных и часто применяемых, распространенных задач, широко применяются задачи, которые могут быть решены методом «здравого суждения», методом логического предположения, составлением различных таблиц, расчетом, схем, диаграмм. Одним из самых простых, примитивных случаев является применение метода перебора.

Ф.Митчелл выделил элементарные возможности, которые лежат в основе математики:

  • классификация;
  • понимание и операции с символами;
  • дедукция;
  • манипуляция с абстракцией без опоры для конкретное.

Компоненты математики очень обширно, полностью охарактеризованы В.Крутецким:

  1. Способность отделить форму от содержимого, абстрагироваться от конкретной количественной формы, пространственной формы и оперировать формальной структурой, структурой связей и отношений.
  2. Способность общаться с математическим материалом, выделять основное, отвлечься от несущественных, видеть общие во внешнем мире.
  3. Способность оперировать числовыми и знаковыми символами.
  4. Способность «последовательного, правильного расчлененного логического рассуждения» (А.Н. Колмогоров), связанная с потребностью доказательств, обоснований, выводов.
  5. Способность сократить процесс рассуждений, мыслить в свернутых структурах.
  6. Способность обратить мыслительный процесс к переходу от прямого к обратному ходу мысли.
  7. Гибкое мышление, способность переключаться от одного умственного процесса к другому, освобождение от шаблонности трафаретности.
  8. Логические схемы, память на обобщения, запоминание математических терминов, формул, определений.
  9. Способность для пространственных представлений, которая прямо связана с существованием математического раздела - геометрии.

Диагностика:

  1. «Адаптация детей к обучению» методика Нуменко.
  2. Диагностика типа темперамента и типа мышления Л.А.Сиротюк.
  3. Диагностика степени развития интеллектуальных способностей методом Т.Е.Рыбакова.
  4. Анкета «Уровень воспитания учащихся» (методика изучения социолизированностей личности ребёнка М.И.Рожкова).
  5. Методика исследования связной речь В.П. Глухова.
  6. Проверить зрительную память с помощью карты Сперлинга.
  7. Методика диагностик одаренности учеников младшей ступени (А.И.Савенков).
  8. Методы выявления уровней интеллектуальной активности.
  9. Лаборатории наблюдений по формированию УУД и модификация методов Дембо и Рубинштейна.
  10. Диагностика отношений ребенка к ЗОЖ.
  11. Диагностика «Тип менталитета и диагностики» и «Тип мышления» (Л.А.Сиротюк).
  12. Тест о социальном благополучии и личности по А.А. Антоновскому.
  13. Методика переключение внимания. Диагностика «Кем бы я хотел быть и почему?».
  14. Тест «Вы умеете вести здоровую жизнь».
  15. Анкетирование «Взаимодействие с здоровьем».
  16. Метод по Векслеру, матрица Равена, Зак.

Педагогические методы:

  • метод проектирования по Выготскому;
  • метод индивидуальной подготовки Пассова, Китайгородской;
  • личностно-ориентированная и развивающая подготовка Якиманской;

Портрет талантливых детей:

  • проявляют любопытство к множеству вещей и постоянно задают вопросы для себя и окружающих;
  • предлагают множество идей, решений задач и ответов;
  • свободно высказывают своё мнение, постоянно, энергично его отстаивают;
  • склонны к риску;
  • у них богатая фантазия и воображение;
  • у них хорошее чувство юмора, они видят комичность в ситуациях, которые не кажутся смешными для остальных;
  • чувствуют красоту, внимательно относятся к вещам с присущим им эстетическим вкусом;
  • не конфликтуют и не боятся быть не похожими на других людей;
  • конструктивнокритичны, не принимают авторитарных указов без критического исследования;
  • стремятся выразить собственное мнение и творческий подход к предметам.

Цели и задачи работы с одаренными детьми

Цели: выявление одаренных детей, создание условий для развития и формирования одаренной личности.

Для реализации целей необходимо решить следующие задачи:

  • познавание научных данных по психологическим особенностям и методическим приемам работы с детьми одаренными;
  • ознакомление с методиками целенаправленного наблюдения и диагностики;
  • организация различных внеклассных конкурсов и интеллектуальных олимпиад, которые позволяют учащимся проявлять свои умения, способности;
  • проводить различные внеклассные конкурсы, интеллектуальные игры, олимпиады, позволяющие учащимся проявлять свои таланты;
  • выбор между различными системами обучения методик и методов, способствующих развитию самостоятельного мышления, активности и творческой деятельности;
  • оказание возможности для совершенствования способностей в совместных работах со своими ровесниками, учителями, через самостоятельное творчество.

Принцип максимального разнообразия предоставляемых возможностей развития человека:

  • принцип повышения роли внеучебной деятельности;
  • принцип индивидуального и диапазонного обучения; формирование условий совместной деятельности учащихся с минимальным участием педагога;
  • принцип свободного выбора для учащихся дополнительного образования, помощи и наставления.

Подготовительный этап в работе с талантливыми детьми в начальном звене

Успешность деятельности с одаренными детьми весьма важно зависит от четкости организованного труда с данной категорией детей на начальной стадии образования, а также от грамотности организованного труда с данной категорией учеников начальной школы. Для выявления талантливых детей необходимо учитывать успехи их изучения математики, русского языка, окружающего мира, литературного чтения. На данном этапе характерны охотные овладения детьми умениями и навыками, которые они осваивают под руководством педагога, а также сами. Кроме того, уроки и внеклассные занятия организуются как единое мероприятие, направленное на развитие творчества и познавательного потенциала учеников. При проведении недель учебных предметов, конкурсов и олимпиад нужно постоянно привлекать учащихся начальной ступени.

На подготовительном этапе необходимо:

  • сформировать навыки научной организации работы;
  • организовать участие в активных формах познавательной деятельности;
  • формировать познавательный интерес;
  • выявить способных учеников.

Например:

Тест "Способности ученика"

Цель: выявить склонности ученика к тому или иному роду занятий, уровень творческого развития, социальные способности.

Оборудование: распечатанные контрольные листы, карандаши или ручки.

Инструкция: ученику выдают разграфленный контрольный лист с номерами вопросов, рядом с которыми школьнику нужно вписать знак «+», если ответ положительный, и знак «-», если ответ отрицательный. Вопрос зачитывает учитель.

Контрольный лист:

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

15

16

17

18

19

20

21

22

23

24

25

26

27

28

29

30

31

32

33

34

35

36

37

38

39

40

41

42

43

44

45

Правда ли, что в детстве ты очень любил:

  1. Подолгу играть в подвижные игры?
  2. Придумывать игры и быть в них главным?
  3. Играть в шашки, шахматы?
  4. Ломать игрушки, чтобы посмотреть, что в середине?
  5. Читать стихи или петь песни?
  6. Разговаривать с незнакомыми или задавать вопросы?
  7. Слушать музыку и ритмично танцевать под нее?
  8. Рисовать или наблюдать, как рисуют другие?
  9. Слушать или сочинять сказки, истории?

Тебе нравится сейчас:

  1. Заниматься на уроках физкультуры или в спортивной секции?
  2. Добровольно брать на себя обязанности организатора дела?
  3. Помогать друзьям решать математические задачи?
  4. Читать об известных открытиях и изобретениях?
  5. Участвовать в художественной самодеятельности?
  6. Помогать другим людям разбираться в их проблемах?
  7. Читать или узнавать что-то новое об искусстве?
  8. Заниматься в изостудии, художественном кружке?
  9. Писать сочинения на свободную тему?

Получаешь ли ты особое удовольствие:

  1. От участия и борьбы в спортивных соревнованиях?
  2. Своего умение управлять людьми, распределять работу?
  3. Решения сложных математических задач?
  4. Починке бытовых электро-или радиоприборов?
  5. Игры на сцене?
  6. Общение с людьми?
  7. Знакомств с новыми музыкальными инструментами, музыкальными произведениями?
  8. Посещение художественной выставки?
  9. Перевода какого-то события, прочитанного или увиденного?

Тебя часто тянет:

  1. К длительным физическим упражнениям?
  2. Дел в группе, требующим твоей инициативы или настойчивости?
  3. Разгадывание математических шарад?
  4. Изготовлению каких-нибудь изделий (моделей)?
  5. Участвовать в постановке спектакля?
  6. Помочь людям, посочувствовать им?
  7. Поиграть на музыкальном инструменте?
  8. Порисовать красками или карандашами?
  9. Писать стихи, прозу или просто вести дневник?

Ты можешь длительное время:

  1. Заниматься спортом или физическим трудом?
  2. Энергично работать вместе с другими?
  3. Заниматься черчением или шахматной комбинацией?
  4. Копаться в механизмах, приборах?
  5. Заботиться о молодых, слабых или больных людях?
  6. Думать о судьбах людей, героев книг, что понравилось?
  7. Исполнять музыкальные произведения?
  8. Рисовать, лепить, фантазируя при этом?
  9. Готовиться к докладу, сообщению, сочинению?

Обработка полученных результатов. Каждый столбик контрольного листа характеризует одно из направлений развития способностей личности ученика. При обработке данных подсчитывается сумма положительных ответов в каждом столбце.

  • I - физические (спортивные) (1, 10, 19, 28, 37);
  • II - организаторские (2, 11, 20, 29, 38);
  • III - математические (3, 12, 21, 30, 39);
  • ІV - конструкторско-технические (4, 13, 22, 31, 40);
  • V - эмоционально-изобразительные (артистические) (5, 14, 23, 32, 41);
  • VI - коммуникативные (6, 15, 24, 33, 42);
  • VII - музыкальные (7, 16, 25, 34, 43);
  • VІІІ - художественно-изобразительные (8, 17, 26, 35, 44);
  • ІХ - филологические (9, 18, 27, 36, 45).

Тест на творческие способности

Цель: определить характер творческих способностей ученика.

Возраст учащихся: 7-12 лет.

Оборудование: распечатанные бланки текста, карандаши или ручки.

Инструкция: ученик должен внимательно прочитать каждое утверждение, обвести слово «да», если он согласен, слово «нет», если написанное не совпадает с его мнением.

Да Нет 1. Я люблю сочинять собственные песни.

Да Нет 2. Я люблю гулять один.

Да Нет 3. Мои мама и папа любят играть со мной.

Да Нет 4. Я задаю много вопросов.

Да Нет 5. Сочинение рассказов и сказок - никчемное занятие.

Да Нет 6. Я люблю, чтобы у меня было один или двое друзей.

Да Нет 7. Я ничего не имею против, если иногда меняются правила игры.

Да Нет 8. У меня есть несколько действительно хороших идей.

Да Нет 9. Я люблю рисовать.

Да Нет 10. Я люблю дела, которые трудно делать.

Так нет 11. Солнце на рисунке должно быть всегда желтым.

Да Нет 12. Я люблю разбирать приборы и игрушки, чтобы понять, как они работают.

Да Нет 13. Мне больше всего нравится раскрашивать рисунки раскрасок, чем рисовать самому.

Да Нет 14. Легкие загадки - самые интересные.

Да Нет 15. Иногда папа или мама занимаются чем-нибудь вместе со мной.

Да Нет 16. Я люблю узнавать новое о животных.

Да Нет 17. Мой папа любит делать что-нибудь по хозяйству.

Да Нет 18. Я не люблю, когда другие дети задают много вопросов.

Да Нет 19. Трудно найти себе занятие, когда находишься в одиночестве.

Да Нет 20. Мой папа считает, что я обычно поступаю правильно.

Да Нет 21. Я люблю рассказы о древности.

Да Нет 22. Я охотнее играю в старые игры, чем в новые.

Да Нет 23. Если то, что я хочу сделать оказывается трудным, я отказываюсь от этой идеи и берусь за что-нибудь другое.

Да Нет 24. Я всегда играю с друзьями, один я не люблю играть.

Обработка полученных результатов.

За каждый положительный ответ (обведенное слово «так») начисляется 1 балл, за отрицательные ответы (обведенное слово «нет») - 0 баллов.

Внимание! В пунктах 5, 6, 11, 13, 14, 18, 19, 22, 23, 24 оценка проводится следующим образом: за ответ «да» начисляется 0 баллов, а за ответ «нет» - 1 балл. Это делается потому,что в указанных пунктах утверждается признак, противоположный определяемому. Склонность ребенка к творчеству состоит из таких его качеств, как разнообразие интересов, независимость и гибкость ума, любознательность, настойчивость. Наконец, существенное значение имеет и обстановка в семье ребенка.

Проанализируем эти качества.

1. Разнообразие интересов.

Подсчитать общую сумму баллов ученика в пунктах 1, 5, 9, 16, 21. Количество набранных баллов соответствует степени выраженности разнообразия интересов ребенка:

  • I ступень - 0-1 балл (слабо выраженный);
  • II ступень - 2-3 балла (выраженный средне);
  • III ступень - 4-5 баллов (явно выраженная).

2. Независимость.

Подсчитать общую сумму баллов за ответы ребенка в пунктах 2, 8, 11, 13, 19, 24. Количество набранных баллов соответствует уровню независимости ребенка:

  • I ступень - 0-1 балл (слабо выраженный);
  • II ступень - 3-4 балла (выраженный средне);
  • III ступень-5-6 баллов (явно выраженная).

3. Гибкость, приспособляемость.

Посчитать общую сумму баллов за ответы ребенка в пунктах 6, 7, 22. Количество набранных баллов соответствует степени выраженности гибкости поведения ребенка:

  • I ступень - 0-1 балл (выражен слабо);
  • II степень - 2 балла (выраженный средне);
  • III степень - 3 балла (выражен явно).

4. Любознательность.

Посчитать общую сумму баллов за ответы ребенка в пунктах 4, 12, 18. Количество набранных баллов соответствует степени выраженности любознательности ребенка:

  • I ступень - 0-1 балл (выражен слабо);
  • II степень - 2 балла (выраженный средне);
  • III степень - 3 балла (выражен явно).

5. Настойчивость.

Подсчитать общую сумму баллов за ответы ребенка в пунктах 10, 14, 23. Количество набранных баллов соответствует степени выраженности настойчивости ребенка:

  • I ступень - 0-1 балл (выражен слабо);
  • II степень - 2 балла (выраженный средне);
  • III степень - 3 балла (выражен явно).

6. Сведения о семейной обстановке.

Подсчитайте общую сумму баллов за ответы ребенка в пунктах 3, 15, 17, 20. Количество набранных баллов соответствует степени благоприятного влияния семейной обстановки для развития творческих наклонностей ребенка:

  • I ступень-0-1 балл (мало способствует);
  • II степень-2 балла (способствует средне);
  • III степень-3 балла (явно способствует).

Тест на способности к словообразованию

Цель: выявить уровень речевого развития, богатство его словарного запаса.

Возраст: 7-10 лет

Оборудование: листы бумаги, ручки.

Инструкция: ребенку предлагается составить как можно больше новых слов из какого-либо слова, что содержит большой набор букв (например, «электростанция»).

Время на выполнение задания - 5 минут.

Главное условие: использовать дважды одну и ту же букву в новом слове нельзя. Задание подается на отдельном листе, на котором ребенок записывает и свои слова.

Обработка полученных результатов. Для оценки творческой способности ребенка необходимо подсчитать количество верно составленных слов.

  • 9 слов и более-высокий уровень развития;
  • 7-8 слов - Средний уровень;
  • 6 слов и меньше-низкий уровень.

Тест "Логическое мышление"

Цель: исследовать способности ученика к воображению и словесно-логическому мышлению: умение правильно и полно отвечать на вопросы, видеть причинно-следственные связи.

Возраст учащихся: 6-13 лет.

Оборудование: распечатанные бланки опросника, чистые листы бумаги, ручки.

Инструкция: ученику предлагают пофантазировать на тему: "Что произойдет, если?». Задача ребенка-дать как можно больше полных и оригинальных ответов на поставленные вопросы:

  1. Что произойдет, если дождь будет лить, не переставая?
  2. Что произойдет, если все животные начнут говорить?
  3. Что произойдет, если все горы вдруг станут сахарными?
  4. Что произойдет, если у тебя вырастут крылья?
  5. Что произойдет, если солнце не зайдет за горизонт?
  6. Что произойдет, если оживут все сказочные герои?
  7. Что произойдет, если люди смогут читать мысли друг друга?

Обработка полученных результатов.

Чем более подробно и подробно будет отвечать ученик, тем лучше у него развиты образное мышление и воображение.

Для оценки результатов следует учитывать:

1) Фактор времени (Время, затраченное на размышления):

  • 5 минут - 1 балл;
  • 4 минуты - 2 балла;
  • 3 минуты - 3 балла;
  • 2 минуты - 4 балла;
  • 1 минута - 5 баллов;

2) активность воображения:

  • Оригинальный подробный ответ с элементами юмора - 5 баллов;
  • Необычный ответ с элементами фантазии - 4 балла;
  • Банальный ответ («ничего не будет», «такого не бывает» и др.) - 2 балла;
  • Ответ не по существу или встречным вопросом, отказ от ответа - 1 балл.

Максимальное количество баллов - 10 (фактор времени и оригинальность ответа). Чем меньше баллов наберет ребенок, тем больше он требует специальных занятий по развитию воображения и творческого мышления.

См. продолжение статьи