Этнокультурные технологии как средство развития духовности

Разделы: Начальная школа, Конкурс «Фольклорные традиции в образовании»


Вопросы нравственного развития и воспитания волновали общество во все времена. Наличие ошибок в этом нелегком деле связано с изменившейся жизненной позицией подрастающего поколения: представление о главных человеческих ценностях и идеалах вытесняются материальными. Отсутствие духовного развития, как мы сейчас видим, ведет к нравственному опустошению. Из данной проблемы вытекает уход из детского лексикона слов милосердие, великодушие, справедливость, и таких слов можно перечислять множество. Так утрачивается духовность. Люди перестают доверять друг к другу.

Маленький ребенок еще не знает, что хорошо, а что плохо. Такие, необходимые нужные и важные качества как нравственность, духовность. Патриотизм закладываются еще с детства. Младший школьный возраст является важнейшим периодом в духовно-нравственном воспитании и становлении личности. Именно в этот период нужно сеять и развивать доброе зерно, возродить нравственные ценности, чувство любви к Отечеству, истории и своему народу. Великая русская культура, богатая событиями история серьезная основа для воспитания этих качеств.

Основная идея: организация учебного процесса урочной, а так же внеурочной деятельности детей младшего школьного возраста, направленных на развитие ценностных ориентаций, воспитания любви к Родной Северной культуре, Малой Родине через ознакомление с народным творчеством, культурой и возрождением народных традиций

Фольклор относится к числу основных средств народной педагогики, наилучшим образом отвечает задачам духовно-нравственного воспитания, способствует формированию лучших человеческих качеств.

То, что мы заложим в ребенка сейчас, позднее проявится и будет его ориентиром в жизни. Что же делаю я как педагог? Нравственное воспитание включает в себя разные виды деятельности. Как классный руководитель я провожу классные часы на тему духовности. Региональное содержание программ помогает знакомить с местным колоритом:

  • на уроках литературного чтения мы не только знакомимся с произведениями фольклора, но и создаем проекты, инсценируем сказки, басни;
  • изобразительного искусства, технологии, окружающего мира, мы знакомимся с декоративно-прикладным искусством;
  • и, конечно, посещаем Онежский историко-мемориальный музей.

Народное художественное творчество включает в себя совокупность художественных произведений различных видов и жанров, созданных народом на основе его самобытных традиций. Но мое сердце принадлежит музыке! Народное музыкальное творчество Николай Васильевич Гоголь образно называл «звучащей историей», «звонкими живыми летописями».

Дмитрий Сергеевич Лихачев считал, что «… любовь к родному краю, знание его истории - основа, на которой только и может осуществляться рост духовной культуры всего общества. Культура как растение: у нее не только ветки, но и корни, чрезвычайно важно, чтобы рост начинался именно с корней…».

Неуважение к предкам - и есть безнравственность. Необходимо знать и уважать историю своей семьи, помнить свои корни. Мои корни берут начало из села Дорогорского Мезенского района.

Моя мама, Анна Борисовна, родилась в этом селе в многодетной (7 детей) и очень музыкальной семье. Все в семье пели, играли на музыкальных инструментах, танцевали и почитали северную народную песню. Для трех сестер музыка стала призванием и делом жизни: две из них стали руководителями хора русской песни. Оба коллектива получили звание НАРОДНЫЙ коллектив. В этой большой, дружной семье была традиция собираться вместе за большим столом и петь народные песни, всегда открывали окна, и все село слушало прекрасный семейный хор. И сейчас, когда наша семья собирается, мы также любим петь!

Я пела всегда: и в детстве, и сейчас пою в хоре русской песни, которым руководит моя мама, поет мой папа, сестра. Наше с сестрой детство прошло в стенах Дворца Культуры. Мы посещали все мероприятия, занимались во многих кружках. Меня всегда окружали интересные, творческие люди. Одним из них был руководитель оркестра народных инструментов Анатолий Серафимович Баев. В оркестре он научил меня игре на домбре, ложках, (не игре на 2 , а на 3), художественному свисту.

Любовь к музыкальному творчеству мне хочется передать своим ученикам. В этом мне помогают занятия в хоровом кружке «Одноклассники».

В музыкальном фольклоре неразрывно связано - музыка, пение, движение и игра на доступных народных инструментах. Поэтому можно выделить четыре аспекта музыкального фольклора.

Русская песня - это не только произведения для исполнения и слушания, но и игровые модели, на основе которых может развернуться увлекательная игра. Это потешки, частушки, заклички и др.

Народные подвижные игры формируют у детей внимание, умение контролировать свои действия, подчиняться правилам игры, но в тоже время быть раскованными. В такой игре ребята забывают о трудностях интонирования и сложности достижения ритмической точности. Но самое главное, в этих песнях-играх дети приобщаются к народным традициям, учатся общаться, проявляют взаимовыручку.

Народная хореография - русский народный танец - это яркое, красочное творение народа, являющееся эмоциональным художественным отображением быта народа. Мы тесно сотрудничаем с хором русской песни. Посещаем репетиции, участвуем в совместных выступлениях. Участники хора Русской песни помогают нам в постановке танцев и песен. Вот уже третье поколение моих воспитанников с удовольствием разучивают старинные хороводы «Болван», «Онежскую кадриль», «Кресты», «На горике, на горе», «Ланце».

Многим детям игра на музыкальных инструментах помогает передать свой чувства. Это прекрасное средство не только эмоционального развития, но и развития мышления, творческой инициативы. Мы используем шумовые инструменты - ложки, трещетки, рожки, бересту, шаркунки, на которых ребята с удовольствием играют.

Наш коллектив активно принимаем участие в школьных и муниципальных проектах, фестивалях, концертах.

Так, приобщая детей к духовным ценностям, мы воспитываем в них чувство Патриотизма, а оно неотделимо от чувства гордости за страну, город, в котором мы живем, нашу историю и культуру, пробуждаем внутренний мир человека, развиваем систему собственных ценностей.

Мы только создаем условия для саморазвития. Цветок растет сам. Да, его надо поливать, обогревать, освещать солнцем. Необходимо удовлетворять его внутренние нужды и запросы. И именно тогда цветок вырастет здоровым и как ему приписано природой.

И для того, чтобы давать цветку свет, то надо самому быть им. Для того, чтобы воспитать в ребенке патриота, необходимо самому любить свою Родину.

«Мы не выживем физически, если погибнем духовно».
Дмитрий Сергеевич Лихачев