Система работы МДОУ по формированию этнокультурной компетенции у детей старшего дошкольного возраста

Разделы: Работа с дошкольниками, Краеведение, Патриотическое воспитание

Класс: д/с

Ключевые слова: фольклор, старшие дошкольники


Согласно ФГОС дошкольного образования деятельность МДОУ выделяет специфику национальных и социокультурных условий, в которых должна осуществляется образовательная деятельность. Также раскрывается этнокультурная направленность деятельности МДОУ.

Этнокультурная направленность является особенностью основной образовательной программы МДОУ согласно этому целевые установки, и содержание образования направлены на реализацию его этнокультурного компонента во всех разделах.

Поскольку этнокультурная социализация ребенка происходить на основе освоения и присвоения образцов и ценностей национальной культуры, то включаются в образовательный процесс задачи воспитания чувства национальной гордости, бережного отношения к национальным богатствам страны, языку, культуре, традициям.

Город Волжск Республики Марий Эл является многонациональным городом, здесь проживают марийцы, татары, русские, чуваши и другие национальности. Введение в педагогический процесс МДОУ разных видов искусства марийского народа: фольклора, народно-прикладного искусства, языка способствует возникновению интереса у детей к истокам марийского народа.

«Красота родного края, открывающаяся благодаря сказке, фантазии, творчеству - это источник любви к Родине. Понимание и чувствование величия, могущества Родины приходит к человеку постепенно и имеет своими истоками красоту.»

Эти слова В.А.Сухомлинского как нельзя точно отражают специфику и суть работы педагогического коллектива детского сада по духовно-нравственному воспитанию детей дошкольного возраста.

Учитывая ФГОС ДО МДОУ выделяет специфику национальных и социокультурных условий, в которых должна осуществляется образовательная деятельность.

Основные принципы дошкольного образования включают:

  • приобщение детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства;
  • учёт этнокультурной ситуации развития детей.

Первоначальной целью было определение критериев, показателей и уровней сформированности этнокультурной компетентности детей дошкольного возраста. По итогам диагностики знаний национального компонента, мы отметили, что дети, дошкольного возраста, имеют знания о родном городе, стране, растительном и животном мире края, но страдают дефицитом знаний о марийском фольклоре, о глубинах его нравственности.

После изучения нормативных документов, а также диагностирования педагогический коллектив поставил перед собой следующую цель работы в направлении духовно-нравственного воспитания.

Создание системы духовно-нравственного воспитания и социокультурных ценностей детей дошкольного возраста для развития личности и патриота, обладающего чувством национальной гордости, т.е. формирование этнокультурной компетенции у детей старшего дошкольного возраста на основе изучения народной культуры, народного фольклора, национальных обычаев и традиций.

Цель раскрывают следующие задачи:

  • Скоординировать работу по формированию основ духовно-нравственного сознания детей дошкольного возраста, используя потенциал педагогического коллектива детского сада.
  • Организовать развивающую среду детского сада наиболее функциональным образом для более целостного восприятия детьми дошкольного возраста многолетней истории, многогранной жизни марийского народа
  • Пропагандировать работу Музейной комнаты детского сада, центров краеведения среди родителей воспитанников, через поисковую и созидательную деятельность.

Очень важно, чтобы в детском саду обобщался и систематизировался педагогический опыт, по формированию этнокультурной компетенции у детей старшего дошкольного возраста».

Но никакие знания воспитателя не дадут эффекта, если сам он не будет любить свою страну, свой город, свой народ.

В детском саду работает коллектив единомышленников и заинтересованных людей, патриотов своей малой Родины.

Взаимодействие педагогов детского сада и социума по формированию духовно-нравственных ценностей можно предоставить в следующей схеме.

Это взаимосвязанная работа всего педагогического коллектива, а также работа с социальными институтами, которые могут предоставить детям информацию по формированию этнокультурной компетенции.

Основные направления по духовно-нравственному воспитанию предусмотрены вариативной программой «Программа по обучению государственному марийскому языку в детском саду» авторы Ж.К.Иванова, Л.И.Кошкина, О.Н.Логинова с учетом связей по образовательным областям.

  • «Познавательное развитие»
  • «Социально-коммуникативное развитие»
  • «Речевое развитие»
  • «Художественно-эстетическое развитие»
  • «Физическое развитие»

«Познавательное развитие» - В процессе реализации познавательного развития дети знакомятся дошкольников с историей, культурой и бытом марийского народа, его традициями; расширение представлений о стране, символике, флаге президенте государства, формирование чувства патриотизма через изучение истории, географии своего края, в которой живет ребенок; даются элементарные сведения об их историческом прошлом, национальных и культурных особенностях; географическом положении (рельеф, климат, название рек, озер, лесов).

«Социально-коммуникативное развитие» воспитание уважительного отношения к окружающим; углубление представлений ребенка о семье и ее истории в контексте истории родной страны в разные ее периоды; создание простейшего генеалогического древа с опорой на историю семьи; формирование уважительного отношения к культуре марийского народа; воспитание свободной и творческой личности, осознающую свои корни, национальные истоки.

«Речевое развитие» повысить интерес к марийской художественной литературе разных жанров; развитие навыков речевого самоконтроля.

Учить пересказывать небольшие художественные произведения; выразительно читать стихотворения, потешки. Различать жанры марийского художественного произведения, понимать главную идею, оценивать поступки героев; принимать участие в драматизации художественных марийских произведений.

«Художественно-эстетическое развитие» формирование знаний о разных видах марийского орнамента, о марийской народной вышивке, узорном ткачестве, резьбе и росписи по дереву, лепке из глины. Об искусстве народов других национальностей, проживающих в республике, о труде народных умельцев, способах их работы, используемых материалах; развитие предпосылок к восприятию и пониманию произведений искусства. Музыкальная деятельностиь: марийская музыка, песни, танцы.

«Физическое развитие» - дети развивают ориентировку в пространстве при выполнении основных движений, играя в марийские народные подвижные игры, способствующие развитию психофизических качеств (ловкость, сила, быстрота, выносливость, гибкость), координации движений. В марийских подвижных играх: продолжают знакомство с национальными особенностями, с традиционными видами спорта марийского народа (стрельба из лука, прыжки в длину, в высоту, ходьба, бег).

Педагогами детского сада выявлены оптимальные формы и методы по формированию этнокультурной компетенции. Внедрения марийского народного фольклора в воспитательно-образовательный процесс для достижения целей нашей работы.

  • Проведение занятий, бесед, праздников, развлечений.
  • Продуктивная деятельность детей, выставки творческих работ.
  • Организация музейной комнаты «Марийская изба» центров краеведения в группах.

Педагогический коллектив несет разнообразную нагрузку в осуществление работы по формированию этнокультурной компетенции: проведение занятий, бесед, праздников, развлечений.

Наиболее важным являются занятия, которые могли бы способствовать воспитанию любви к Родине, к своему родному городу, которые знакомят с историй края, с праздниками и традициями народа мари.

Это: праздники «Шыжепазар», «День Республики», «Марийская елка».

Используются разнообразные формы занятий: викторины, посиделки, в увлекательной и доступной форме детям передаются сведения о духовных наставниках народа, былинных богатырях, героях и других людях, которыми гордится отечество.

Продуктивная деятельность детей, выставки творческих работ в обязательном условие воспитания начал нравственности - это забота педагога о том, чтобы обучение на занятиях было связано с детской деятельностью и практическими делами, чтобы они видели результат свой работы.

Для этого дети создают образы в рисунках, лепке из глины, аппликации, художественной вышивке, в изготовление поделок из бумаги.

Музейная комната «Марийская изба» в детском саду соответствует определенным требованиям: целесообразность размещения экспонатов, доступность, эстетичность, научность, достоверность представленного материала. Работа в музейной комнате «Марийская изба» развивает у дошкольников воображение, мышление, расширяет кругозор, способствует нравственному становлению личности, расширяет область духовно-нравственных ориентаций и чувств, пробуждая любовь к родному городу, краю.

Музейная комната «Марийская изба» - это мини музей марийского быта с элементами убранства марийской избы. Марийское искусство представлено вышивкой, изделиями из дерева, бересты, лыка. Здесь хранятся старинные вещи: одежда, посуда, изделия народных промыслов, старинные фотографии. В марийской избе дети могут играть с расставленной внутри мебелью, предметами быта, то есть использовать их для самостоятельных игр.

Содержание материалов в групповых центрах краеведения зависит от возраста детей. Этот вариант позволяет выстраивать материал центра постепенно по мере накопления.

  • Альбомы: «Наша семья», «Наш город» «Народы Поволжья», «Россия».
  • Предметы искусства народов.
  • Предметы одежды и быта народов Поволжья.
  • Художественная литература (стихи, рассказы, произведения самих детей).
  • Традиции, обычаи, фольклор марийского народа (описания, иллюстрации).
  • Флаги, гербы и другая символика городов Волжска, РМЭ, России.
  • Аудио- и видеокассеты: «Моя Родина».
  • Рисунки детей о жизни в детском саду, дома, о раз­личных праздниках и т.д.
  • Куклы в национальных костюмах (марийский, русский, татарский).
  • Рукоделие: вышивка, ткачество, вязание и т.д.

Перспективы работы по формированию этнокультурной компетенции детей старшего дошкольного возраста.

  • научить ребенка понимать, что и у людей, и у вещей есть своя история;
  • пробудить у юных граждан чувство любви к своей малой Родине, уважение к его традициям и обычаям;
  • формировать единство эстетических чувств и нравственных ценностей;
  • пробуждать в детях эмоциональную отзывчивость, приобщая их к искусству, музыке, литературе, народной культуре;
  • развивать потребность в самостоятельном освоении окружающего мира путем изучения культурного наследия разных эпох у народа.

Будут достигнуты при систематической плодотворной работе всего коллектива детского сада:

У всякого дерева глубоко в земле есть, крепкие корни.
И у всякого народа есть корни - это его история.

Сквозь сито веков просеял народ свое культурное достояние, оставив самое ценное в фольклоре, художественных промыслах, декоративно-прикладном искусстве.

И следуя этим словам, мы стремимся внедрять в работу марийский народный фольклор.

Литература

  1. Технология воспитательной работы с детьми на основе марийского народного фольклора. Учебно-методическое пособие под ред. И.А.Чурикова, Е.В.Улановой. Йошкар-Ола, 1994 год.
  2. Ознакомление детей с марийской литературой, с природой марийского края, с фольклором и театром сост. С.Р.Петрухина Л.С.Ильина Г.В.Васильева. г. Йошкар-Ола, 1997 год.
  3. Мочалова Э.П. Нравственное воспитание детей дошкольного возраста посредством христианской этики. Редакция журнала Марий Эл учитель. Йошкар-Ола, 1995 год.