Духовно-нравственное воспитание: эффективные инструменты патриотического воспитания в практической деятельности классного руководителя

Разделы: Классное руководство


Развитие любого государства, а в нашем случае России, как великой державы, невозможно без формирования у граждан, а в частности детей, патриотизма. Патриотизм относится к числу определяющих компонентов духовности народа.

Россия в конце 80-х - начале 90-х годов ХХ столетия вступила в этап кардинальных социально-экономических преобразований, затронув не только сферы государственной политики и экономии, но и духовную сферу: старая идеология разрушена, новая не создана, отсутствует единая система общенациональных ценностей - духовная нищета, общественные интересы уступили место личным. В период реформирования общества было ослаблено внимание к проблемам воспитания, в том числе и патриотического воспитания.

Патриотическое воспитание - многоаспектная и многогранная проблема.

Несмотря на большую работу по реформированию и становлению новой системы образования, проделанную как учеными, так и практиками, состояние воспитания молодежи вызывает и сегодня особую тревогу.

Недавнее отсутствие четких нравственных ориентиров в обществе привело к беспризорности и безнадзорности детей, эксплуатации детского труда, насилию над детьми и многим другим факторам, отрицательно влияющим на их развитие; в результате увеличивается число правонарушений и преступлений несовершеннолетних, растет детская наркомания и алкоголизм.

Ситуация с подростками и молодежью оказалась настолько критической (беспризорность, безнадзорность, наркомания, рост преступности и прочие «черные пятна» перестройки), что и правительство, и педагогическая общественность вынуждены были обратить внимание на проблемы воспитания. Принимаются важные нормативные документы, в которых вопросы воспитания и патриотического воспитания рассматриваются на государственном уровне.

Современные социально-экономические преобразования в стране, реформирование Российской армии, возрождение духовно-нравственных ценностей народа требуют воспитания человека новой формации: гражданина и патриота, личности образованной, культурной, мобильной, готовой к творческой самореализации, сотрудничеству, способной адаптироваться к условиям быстро меняющегося мира, обладающей высокими нравственными ценностными ориентациями, готовой осознанно обеспечивать национальную безопасность страны.

Патриотическое воспитание детей рассматривается как педагогическая деятельность, в которой взаимодействуют воспитатель и воспитанник, причем в этом процессе позиция воспитанника должна быть активной.

В процессе целенаправленной педагогической деятельности у ребенка, подростка формируется чувство любви к Родине, народу, его истории, языку, национальной культуре, уважение к государственным символам: Гербу, Флагу, Гимну.

Уважение к людям и самому себе сочетается с формированием гордости за свой народ и свою страну; бережное отношение к природе вытекает из любви к своей Родине, дому, месту, где ты живешь (малой родине).

Отношение к продуктам деятельности человека в конечном итоге перерастет в гордость за историческое прошлое своего народа, его свершение, помогает формировать любовь к культуре и национальным традициям.

Сегодня воспитание патриотизма рассматривается как неотъемлемая часть работы школы, а конкретнее классного руководителя. Жизнь ставит серьезнейшие задачи в области воспитания и обучения нового поколения. Государству нужны здоровые, мужественные, смелые, инициативные, дисциплинированные, грамотные люди, которые были бы готовы учиться, работать на его благо и, в случае необходимости, встать на его защиту. В работе нашей школы одной из главных задач является воспитание подрастающего поколения. Для этого в школе создается единое воспитательное пространство, главной ценностью которого является гармоничное развитие личности с учетом возрастных особенностей, интеллектуальных способностей, развитие жизнеспособной, духовно развитой, творческой, нравственно и физически здоровой личности каждого ребенка. В свете этих задач повышается значимость военно-патриотического воспитания молодежи, так как именно оно должно внести весомый вклад, а в некоторых случаях и решающий вклад в дело подготовки умелых и сильных защитников Родины.

Основными задачами патриотического воспитания в нашей школе являются:

  • формирование интереса учащихся к многовековой истории своей Родины, а также истории родного края, через ее активное изучение (в школе действуют казачьи и кадетские классы);
  • участие в различных тематических мероприятиях, причем не только школьного уровня;
  • интереса к музею как хранителю этой истории;
  • формирование чувства любви и гордости за свой край, своих односельчан, через познание их судеб;
  • уважения к памятникам материальной и духовной культуры родного края, через их выявление, изучение и сохранение.

В качестве форм методов формирования патриотизма у обучающихся используется беседа, открытый классный час, круглый стол, волонтерская работа, участие в митингах, акциях, посвященных Дню Победы, дидактическая игра, творческие задания, экскурсии, конкурсы, концерты, лекции, музейные занятия. Главный акцент в деятельности школьников делается на получение знаний и нравственных убеждений, одной из составляющих которой является воспитание чувства любви и патриотизма к своему краю, Родине.

Патриотическое сознание, волевая готовность учащегося к патриотическому поведению, несомненно, являются важнейшими условиями становления и утверждения патриотизма. Однако это чувство не может возникнуть до тех пор, пока школьник не начнет действовать как патриот. Ибо сами по себе чувства и идеи, в том числе и патриотические, без практической силы по их реализации вообще ничего не могут осуществлять.

Воспитывать чувство патриотизма - не значит принуждать. Наоборот, суть в том, чтобы дать свободу жизненным проявлениям человека для его собственного целесообразного развития, придать определенную социальную направленность развитию личности, наладить связь между социальными ценностями и её жизненной позицией.