Эффективные механизмы повышения качества образования в дошкольных образовательных организациях Белохолуницкого района

Разделы: Администрирование школы

Класс: д/с


Настоящее время - это время глобальных перемен. В жизни каждого человека дошкольное образование является первой ступенью образования. Поэтому очевидно, что совершенствование дошкольного образования - это необходимость, которая предопределит гармоничное развитие личности детей дошкольного возраста.

Повышение качества дошкольного образования в настоящее время возможно лишь на основе реализации инновационного подхода, определяющего образование современного поколения. Такой подход регламентируется Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования (ФГОС ДО), который гарантирует равенство прав каждого ребенка в получении качественного дошкольного образования.

Таким образом, возникает вопрос о повышении качества образования, его усовершенствования, что подразумевает личностный подход к развитию каждого ребенка.

На сегодняшний день в Белохолуницком районе продолжают функционировать 15 дошкольных образовательных организаций. Из них 8 детских садов и 7 дошкольных групп при школе.

Достояние системы дошкольного образования района - это её кадровый потенциал. В настоящее время в детских садах работает 99 педагогов. Укомплектованность педагогическими кадрами в ДОО района составляет 100%, хотя потребность в узких специалистах, таких как музыкальные руководители, педагоги-психологи, остаётся актуальной. Недостаточно высокий процент педагогов с высшим образованием, с категорией, мал приток молодых кадров. Введение новых образовательных программ в соответствии с ФГОС дошкольного образования требует качественной профессиональной подготовки и переподготовки кадрового состава. С этой целью мы используем различные формы и методы повышения их квалификации. Кроме курсовой подготовки, эта проблема решается и на уровне детского сада, через открытые занятия, «круглые столы», индивидуальные беседы, семинары, выступления на педсоветах.

За последние три года в детские сады прибыло 10 молодых педагогов. Одной из эффективных форм оказания методической поддержки молодым специалистам в повышении их профессиональной компетентности является «Школа молодого воспитателя», которая организуется два раза в год. Активными участниками являются как начинающие, так и педагоги со стажем. Методической помощью для молодых воспитателей являются практические занятия с дошкольниками, мастер-классы, практикумы, выступления из опыта работы. Молодым воспитателям предлагаются такие интересные формы, как квест-игра «В стране невыученных уроков», НОД в старшей группе с элементами финансовой грамоты «Кошелек Феечки-Копеечки», Мастер-класс «Технология создания мультфильма с детьми дошкольного возраста» и т.д. Как всегда, Школа молодого воспитателя дарит новые идеи для дальнейшего педагогического творчества и роста педагога. Молодые воспитатели, прошедшие через такую Школу, становятся активными участниками в районном этапе конкурса «Учитель года» в номинации «Педагогический дебют». За 12 лет это 10 человек, пройдя эту ступень, молодые специалисты, участвуют на более профессиональном уровне в номинации «Воспитатель года». Ежегодно, уже 32 года, в нашем районе проходит профессиональный конкурс «Учитель года». 13 воспитателей, победителей районного этапа, были участниками окружного и областного уровня, конкурс способствует карьерному росту педагога. Из участников конкурса 1 педагог стал методистом управления образования, 3 педагога - руководителями детских садов, 4 воспитателя стали участниками областного сетевого проекта «Авторская школа педагога». Всего участников этого проекта 6. Темы выступлений различные: «Формирование начальных естественнонаучных представлений у старших дошкольников», «Использование нейропсихологических игр и кинезиологических упражнений в логопедической работе с детьми старшего дошкольного возраста с ТНР», «В гостях у сказки» - развитие связной речи, творчества, воображения дошкольников через чтение художественной литературы», «Развитие творческих способностей у детей дошкольного возраста с использованием нетрадиционной техники изображения», «Речевое развитие дошкольников посредством использования дидактических игр» «Использование блоков Дьенеша как средство разностороннего развития детей дошкольного возраста».

Методическая работа для педагогов детских садов Белохолуницкого района организуется в форме районных методических семинаров, что позволило сделать открытым методическое пространство многих детских садов. Детский сад «Светлячок» дал старт этой работе, представив семинар по познавательному развитию детей дошкольного возраста через опытно-экспериментальную деятельность.

В апреле 2022 года прошла конференция на базе детского сада «Ромашка», где были представлены современные методы и формы организации работы с детьми. Педагоги ДОО познакомили всех участников семинара со своими проектами, например: «Бизиборд как средство всестороннего развития детей раннего возраста», «Песочная терапия», «Сторисек» или «Как потрогать сказку», метод привлечения дошкольников к художественной литературе. Это вызывает у детей интерес к книге, к чтению. Также участники конференции познакомились с технологией «Говорящая стена». Благодаря ей ребенок имеет возможность планировать свою самостоятельную деятельность, используя предложенный иллюстративный, дидактический материал.

Осенью того же года, прошел районный семинар в детском саду п.Подрезчиха Белохолуницкого района тема: «Организация воспитательно-образовательной деятельности в малокомплектном детском саду». Педагоги познакомили с проектом «Тропа здоровья», семейно-экологическим проектом «Во саду ли, в огороде», нравственно - патриотическим «Моя семья».

Новым опытом стало проведение семинара-практикума для педагогов и родителей воспитанников детских садов по теме «Внедрение нейропсихологических технологий в образовательный процесс с детьми дошкольного возраста». Кульминацией семинара-практикума стал мастер-класс «Использование кинезиологических игр и упражнений в логопедической работе» данный учителем-логопедом первой категории. О том что, детский сад «Теремок» - это открытое образовательное пространство, работающее в сотрудничестве с родительской общественностью, ярко и образно сообщили родители в своих выступлениях. Они говорили и о коррекции детских проблем, и о сенсорных играх с детьми дома, и о тактильных мячиках, укрепляющих здоровье дошкольника и стимулирующих мышление. В перерыве участники семинара могли посетить выставку дидактических материалов и книг по нейропсихологии. Это мероприятие заставило задуматься о причинах задержки развития дошкольников и о возможности использования похожих приёмов в своей деятельности.

Детские сады выходят и на региональный уровень, становясь инновационными площадками КОГОАУ ДПО «ИРО Кировской области». В рамках региональной инновационной площадки в детском саду «Алёнушка» прошел районный семинар по теме «Приобщение детей дошкольного возраста к традициям и обычаям русского народа». Практическую часть мероприятия с детьми показали воспитатели подготовительной группы. Своими руками дошколята сделали яркие обереги из солёного теста, познакомились с народной вышивкой. Используя технику «мережка» украсили кусочки ткани-основы. Педагоги сада выступили с опытом работы по созданию тряпичных кукол-оберегов и познакомили с реализацией проекта «Кузнечное ремесло». Особое внимание в «Алёнушке» уделяется укреплению связей с родителями. Совместное участие в творческих мероприятиях помогает объединить семью и наполнить ее досуг новым содержанием. Совместная работа родителя и ребёнка даёт возможность «Алёнушке» организовывать различные выставки, мини-музеи, ярмарки, праздники в народных традициях. Это находит отклик в детских сердцах, положительно влияет на эмоциональное развитие детей, раскрывает творческие способности каждого ребёнка, формирует общую духовную культуру. Одним из условий деятельности региональных инновационных площадок, является публичное представление результатов работы. И 22 апреля 2022 года прошёл 8 фестиваль региональных инновационных площадок, где с успехом выступили заведующий и заместитель заведующего с темой «Социализация детей дошкольного возраста в процессе ознакомления с народными традициями».

Уже 12-й год подряд в Северном образовательном округе проходит научно-практическая окружная конференция «Дошкольное образование: теория и практика». Педагоги Белохолуницкого района являются активными участниками этого мероприятия. По традиции, разработки холуницких педагогов размещены в окружном методическом сборнике.

Педагоги района размещают свои методические разработки в региональном банке педагогического опыта, публикуются в Научно-методическом журнале «Образование в Кировской области», в Сборнике лучших практик педагогов ДОУ КОГОАУ «ИРО Кировской области» и на педагогическом сайте УРОК РФ.

Все детские сады и дошкольные группы нашего района принимают участие в социально значимых мероприятиях различного уровня: детского сада, в городских, районных, областных, всероссийских, международных.

Летом 2022 года в г.Таруса Калужской области заведующая детским садом «Светлячок» стала участницей Всероссийской конференции, выступив с темой «Использование здоровьесберегающих технологий В.Ф.Базарного в работе детского сада».

Таким образом, систематически претворяя в жизнь перечисленные механизмы управления, мы наблюдаем повышение качества дошкольного образования в Белохолуницком районе.