Конспект интегрированного урока "Портрет Коста". 8-й класс

Разделы: Литература, МХК и ИЗО, Краеведение

Класс: 8

Ключевые слова: Коста Хетагуров, осетинская литература


Метапредметные связи: история, МХК, родной язык, герграфия.

Класс: 8.

Тип урока: урок обобщения материала.

Технологии: проектная деятельность.

Цели:

  • Обобщить и систематизировать знания о творчестве и трагической судьбе Коста Хетагурова.
  • Определить место поэта, публициста и драматурга, художника в истории осетинской культуры.
  • Уметь вести поисково-исследовательскую работу.
  • Развивать умение эмоционально откликаться на художественное слово;
  • Развивать познавательный и читательский интерес учащихся к литературе родного края;
  • Развивать культуру речевого общения.
  • Воспитывать любовь к своей малой Родине, ее народным традициям, литературе, искусству; на примерах героев произведений прививать добрые и светлые чувства.

Задачи:

  • способствовать развитию умение работать с информацией, анализировать и систематизировать информацию;
  • отрабатывать и совершенствовать навык выразительного чтения;
  • развивать устную монологическую и диалогическую речь; умение слушать друг друга;
  • вырабатывать способность участвовать в совместном принятии решения, выстраивать конструктивные взаимоотношения с другими людьми, уметь сотрудничать и работать в группе;
  • дать возможность каждому ученику реализовать себя, получая положительные эмоции от процесса обучения.

Предварительная подготовка:

  • дети получили задание найти, прочитать и систематизировать материал о жизни и творчестве К.Л.Хетагурова (класс разделён на группы, которым выданы задания);
  • выучить стихотворения.

Оборудование и оформление:

  • Выставка книг - произведений К.Л.Хетагурова.
  • Высказывания известных людей о творчестве К.Хетагурова и его крылатые фразы (афоризмы) на крупных карточках.

ТСО: компьютер, мультимедийный проектор, экран для демонстрации презентации.

Ход урока

I. Оргмомент. Приветствие

II. Мотивация

1. Фрагмент фильма «Возвращение Коста», 1968 г.

2. Чтение стихотворения

Чтец 1:

Я была девчонкой - первоклассницей,
И казалось мне - какая разница,
Чье стихотворенье в этой книжке,
Вот прочту и побегу к мальчишкам:
Мне суровость их мужская нравилась,
Ну и я от слез почти избавилась.
Я читала. Проплывали строки о вдове,
О бедности глубокой,
О котле с похлебкой из камней,
О голодных детях рядом с ней.
Я читала. И душа ребячья
Удержаться не могла от плача.
Мне тогда, ах, как хотелось страстно
Теплым хлебом саклю их украсить…
Помню, вас, мои друзья-мальчишки,
Променяла я тогда на книжки.
Сколько лет прошло! Но неспроста!
Имя мне запомнилось - Коста!

III. Целеполагание

В 1898 году Коста написал

ЗОНЫН

Зонын, æфсæрмæй кæудзыстут,
Бавæрдзыстут мын мæ мард,
"Рухсаг у, рухсаг, - зæгъдзыстут,
Ницæмæн уал уыд дæ цард!"

- Прав ли был Коста Хетагуров, говоря о том, что его забудут? Коста был явлением неповторимым по силе разнообразных талантов. Кто он - Коста? На эти вопросы нам предстоит сегодня ответить.

- Как бы вы назвали тему сегодняшнего урока? (варианты детей)

- Посмотрите, пожалуйста, на экран, прочитайте цели нашего урока.

VI. Основная часть урока

Учитель 1: С именем Коста Левановича Хетагурова связана вся культура осетинского народа. Наш народ гордится своим великим сыном. Именно он открыл русскому читателю горные пейзажи родного края и рассказал о жизни и быте осетинского народа. Сегодня отправимся по жизненным дорогам этого великого поэта, окунемся в мир его поэзии, рассмотрим редкие грани его таланта.

Учитель 2: У нас сегодня урок исследование, урок - защита мини проектов. Сегодня группы биографов, литературоведов, сказителей, современников, искусствоведов, публицистов представят свои работы.

1-я группа. Жизнь и творчество К.Л.Хетагурова. Биографы (презентация)

Иры уарзон хъæбул - Къоста райгуырдис Нары хъæуы 15 октябры 1859азы. Поэт стыр аргъ кодта йæ фыдæн. «Мæ фыды æз канд уарзгæ нæ кодтон, фæлæ мæм зæды хуызæн касти».

Фыды æндæвдад зындис фидæны поэты хæрзуагдзинадыл, фæлæ йæ кулютурон-идеологон цæстæнгас фыдæй ист нæ уыд.

Къоста йæ мады бынтондæр нæ хъуыды кодта, дыууæ мæйы дæр ыл нæма цыд, афтæ амард йæ мад. Поэтæн æй хъуыдыйы цæрæнбонтæм баззадысты йæ сидзæр сабибонтæ. Йе сфæлдыстады кæрай-кæронмæ ирдæй зынынц мады фæлгонц æмæ мады рæвдыдæй цух сабидуг.

Къоста йæ удгоймагон рæзтмæ фыццаг къахдзæфтæ акодта хæхбæсты, Нары хъæуы. Ам гуырдис йæ индивидуалондзинад, рæзтис йæ эстетикон цæстæнгас аивадмæ. Мадæлон æвзагмæ арф уарзондзинад Къоста банкъардта Ирыстонæй дард уæвгæй, Ирыстоны зæххыл нæ, фæлæ. 1871 азы 1 ноябры Къостайы радтой Стъараполы нæлгоймæгты гимназы цæттæгæнæн къласмæ. Дæс азы фæахуыр кодта ацы гимназы, уый фæстæ 1881 азы фæззæджы бацыд ахуырмæ Бетъырбухы аивæдты академимæ. Хъубаны облæсты хицауад хохаг адæмтæй алыхуызон иварты фæдыл цы æхцатæ æмбырд кодтой, уыдонæй йын фыстой степенди. 1884 азы хицауад степенди нал бафыстой, уымæ гæсгæ аивæдты академи фæуын Къостайæн йæ бон нал бацис. Дыууæ азы ма Къоста цыдис академимæ уæгъдибар хъусæгæй, фæлæ йæ 1885 азы сæрды бахъуыдис йæ фыды хæдзармæ раздæхын, ахуыр æххæстæй нæ фæцис, афтæмæй.

Æрыгон поэты сфæлдыстадон уд агуырдта йæхицæн рæзты фадæттæ æмæ уæд рацыд цæрынмæ Дзæуджыхъæумæ. Бирæ азты райгуырæн бæстæйæ дард кæй фæцард, уымæ гæсгæ йæ уд æлвæста фыдыбæстмæ, мадæлон æвзаг æмæ культурæмæ. Дзуджыхъуы фæцард æхсæз æввахс, фæлæ йæ алывæрсыг сфæлдыстадон гæнæнтæ равдисын йæ къухы нæ бафтыд. Фыста æмдзæвгæтæ, поэмæтæ фылдæр уырыссаг æвзагыл.

2-я группа «Таурæгъгæнджытæ» Сказители

3-я группа «Деятели литературы о Коста» (презентация)

Любой народ, чтобы быть достойным в окружении других народов, нуждается в людях, которые могли бы быть его национальным символом. Для осетин этим человеком-символом стал Коста Леванович Хетагуров - талантливый поэт, художники певец, основоположник осетинской литературы и литературного языка поэт, драматург. Нам стало интересно, что же значит творчество великого гения для деятели литературы.

Любимый герой Коста - простой, бедный трудовой горец, находящийся в тисках нужды и бесправия, но не сдающийся, не падающий духом, сохраняющий любовь к жизни. Всякую несправедливость по отношению к людям он воспринимал исключительно остро, реагировал немедленно, бурно и неудержимо.

Максим Горький точно подметил эту особенность Коста и отозвался о нём так: «Коста - замечательный поэт, творчество которого трогает человека социальной правдивостью и душевными, четко оформленными стихами».

Расул Гамзатов вспоминал: «Был я в Японии. Мы ездили по городам на творческие встречи. И мне стало приятно, когда в одном из городов на такой встрече нам сказали, что хорошо знают нашего Коста и показали книгу «Ирон фындыр», переведенную на японский язык».

«Коста Хетагуров - гордость Осетии и всего советского народа», - такую высокую оценку творчеству Коста дал советский писатель, лауреат Нобелевской премии Михаил Шолохов.

Мировое значение Коста подчеркивает Ираклий Андронников в «Слове о Коста», называя его высшим поэтическим воплощением народа Осетии. «…поэзия Коста Хетагурова собрала воедино духовные черты осетинского народа. В продолжение десятилетий она зажигает сердца всех читателей, независимо от той крови, которая бьется в этих сердцах».

Будучи страстным поклонником лермонтовской поэзии, И.Андронников не мог не обозначить тесную связь имени Коста с именем Лермонтова.

Лермонтова и Коста сближала и общность судьбы. Они оба рано потеряли мать, их сближали ссылки, разлука с родными местами, любовь к Кавказу.

Спеша на север издалека,
Из теплых и чужих сторон,
Тебе, Казбек, о страж востока,
Принес я, странник, свой поклон.

Хетагуров читал стихи Лермонтова о своей родине, о Тереке, о Казбеке, которые видел из окна своего дома.

Магический круг замыкается, когда спустя полвека строки Хетагурова заставляют замереть сердца слушателей перед памятником Лермонтову, этого Восточного странника с севера.

Памяти М.Ю.Лермонтова

Зачем, поэт, зачем, великий гений,
Явился ты так рано в этот мир,
Мир рабства, лжи, насилья и гонений,
Мир, где царил языческий кумир?..
Зачем судьба с таким ожесточеньем
Гнала тебя из-за пустых интриг
Трусливых бар, взлелеянных бездельем,
Когда клеймил их твой могучий стих?
Ты нужен был не царству бар и рабства,
А вот теперь, когда талантов нет,
Когда нас всех заело декадентство,
О, если бы ты жил теперь, поэт!
Твой мощный стих, могучие аккорды
Рассеяли б остаток прежней тьмы,-
Тогда бы по пути добра, любви, свободы
Пошли бы за тобой вперед со славой мы.

4-я группа «Картинная галерея Коста»

- Значение Коста в области развития живописи в Осетии не менее велико, чем в литературе. Он был мастером и в области живописи. Именно он положил начало реалистической живописи в Осетии.

1885 года по 1891 год до момента первой ссылки Коста являются самыми яркими по его художественной и общественной деятельности. Коста впервые во Владикавказе организует художников и устраивает выставки картин. Это явление совершенно невиданное до того времени не только во Владикавказе, но и на всем Северном Кавказе...

...Первое произведение Коста, выставленное на выставке во Владикавказе, была картина "Св. Нина". Картина была настолько удачно выполнена, что о ней писали в газете "Северный Кавказ", а многие из посетителей выставки принимали ее за лепную фигуру и просили посмотреть ее с оборотной стороны доски, на которой она была изображена.

Картина была написана по заказу грузинской епархии, но из-за близкой схожести с внешностью Анны Поповой посчиталась слишком реалистична и выкуплена не была. Позже картину переименовали. Теперь она называется «Падший ангел».

Успех выставки был огромный, и местная печать просила Хетагурова почаще устраивать выставку своих работ, чтобы публика на них могла воспитываться.

5-я группа «Коста и музыка»

Презентация Манана на осет.яз.

- Музыкӕ иртасджытӕ цӕттӕ кӕнынц Музыкалон сахат;

  1. Къостайӕн йӕ уарзон зарӕг уыди «Сосейы зарӕг»
  2. 1893 азы Стъараполы сарӕзтой Чайковскийы номыл мысӕн изӕр. Концерты сӕйраг архайӕг ӕмӕ нывгӕнӕг уыди Къоста .Композиторы цард ӕмӕ сфӕлдыстады тыххӕй дӕр йӕхӕдӕг радзырдта. (Четиты Рутен);
  3. Къоста тынг бирӕ уарзта ирон адӕмон зарджыта,зыдта сӕ, зарыди сӕ. Зындгонд гуырдзиаг композитор Д.Арахъишвили 1902 азы сӕмбӕлд Къостаимӕ ӕмӕ дзы ныффыста авд зарӕджы»
  4. у нас каждую субботу…

6-я группа «Коста - публицист»

Публицистика - жанр литературы, посвященный злободневным общественно-политическим вопросам.

Коста меняет стих на публицистику. Журналистика для поэта была ареной борьбы за свои убеждения и идеалы: «Я грудью грудь насилия встречаю и смело всем о правде говорю».

Коста активно сотрудничал с периодическими изданиями Северного Кавказа.

***

Я не ищу у сильных состраданья,
Не дорожу участием друзей...
Я не боюсь разлуки и изгнанья,
Предсмертных мук, темницы и цепей...

Везде, для всех я песнь свою слагаю,
Везде разврат открыто я корю
И грудью грудь насилия встречаю,
И смело всем о правде говорю.

Лучшие статьи Хетагурова:

  • «Неурядицы Северного Кавказа»,
  • «Горские штрафные суммы»,
  • «Накануне»,
  • «Владикавказские письма»,
  • «Развитие школ в Осетии»,
  • этнографический очерк «Особа».

Голос Коста слышен не только по всему Кавказу, но и передовая интеллигенция слышит его.

7-я группа «Дæ мæсыг амайын фæдæ. (Фæсаууонмæ экскурсии цæттæ кæнынц скульптортæ) Коста в скульптуре.

Нар

  • Къостайы цыртдзæвæн Ирон театры раз æвæрд æрцыд 1955 азы. / Презентация Короев Р., Бадтиева М.
  • По местам Коста (презентация)

V. Рефлексия

- Почти 70 лет назад известный советский прозаик Александр Фадеев сказал: «Я говорю о великой способности … Если хотите, Коста Хетагуров, является своеобразным Леонардо да Винчи осетинского народа».

- Как вы думаете, почему Коста называют "Леонардо да Винчи осетинского народа", о героях его картин. (…потому что в условиях старой Осетии быть одновременно и поэтом, и прозаиком, и драматургом, и театральным деятелем, и художником, и публицистом, и общественным деятелем было очень тяжело. Коста Леванович постарался оставить своему народу богатую почву для дальнейшего развития в области культуры и общественной деятельности).

- Ответили мы на вопрос кто он - Коста? Прав ли он бы, говоря о том, что его забудут?

- Поэт ошибся. Прошло много лет, но имя его живет. Мы вновь и вновь возвращаемся к тому, что трогает нас до глубины души, что заставляет восхищаться поэтическим словом произведений Коста!

Чтец читает стихотворение «Завещание…».

НЫСТУАН

Ныббар мын, кæд-иу дæм мæ зарæг,
Кæуæгау фæкæса, мыййаг, -
Кæй зæрдæ нæ агуры хъарæг,
Уый зарæд йæхи фæндиаг!..

Æз дзыллæйæ къаддæр куы дарин,
Куы бафидин искуы мæ хæс,
Уæд афтæ æнкъардæй нæ зарин,
Нæ хъуысид мæ кæуын хъæлæс...

ЗАВЕЩАНИЕ

Прости, если отзвук рыданья
Услышишь ты в песне моей:
Чье сердце не знает страданья,
Тот пусть и поет веселей,

Но если бы народу родному
Мне долг оплатить удалось,
Тогда б я запел по-другому,
Запел бы без боли, без слез.

- Я думаю, мы постарались осветить все грани творчества Коста и оставить в сердце каждого частичку творчества Коста, и пусть каждый теперь возьмет из нее свое.