Нейрокоррекция в логопедической работе с обучающимися имеющими интеллектуальные нарушения.

Разделы: Логопедия


Проблема профилактики, коррекции и развития речевых процессов у детей с нарушением интеллекта на данный момент является одной из актуальных. Это связано с тем, что практически 90% поступающих в школу нашего типа обучающиеся имеют нарушения устной и письменной речи. В соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта (стандарт для обучающихся с умственной отсталостью). Нейропсихологические технологии развития речи включены в реестр федеральных государственных стандартов школьного образования с 2015 года.

Коррекционная работа представляет собой систему комплексного психолого-медико-педагогического сопровождения обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) в условиях образовательного процесса, направленного на освоение ими АООП, преодоление и/или ослабление имеющихся у них недостатков в психическом и физическом развитии.

«Нейропсихологические технологии в логопедии» или другими словами нейрокоррекция: это нейропсихологический подход в области логопедии и дефектологии с помощью комплекса коррекционно-развивающих приёмов позволяющих развивать дефицитарные функции выявленные в процессе логопедического, нейропсихологического обследования.

Применение в коррекционной практике нейрокоррекция опираемся на сохранные функции мозга и включает в работу компенсаторные функции, представляют собой совокупность специальных методов, направленных на компенсацию повреждённых функций головного мозга. Активизируя природные механизмы работы мозга действуют на структуру дефекта, тем самым помогают стимулировать развитие ребенка в соответствии с его возможностями, осуществляют максимальным образом коррекцию нарушенных функций, способствуют улучшению эмоционально-волевой сферы. При интеллектуальных нарушениях у ребенка, мы будем опираться на сохранные функции используя индивидуально-дифференцированный подход. Учащиеся с нарушением интеллекта имеют проблемы в развитии восприятия, внимания, памяти, мыслительной деятельности, различную степень моторного развития и сенсорных функций, отмечается низкий уровень познавательной активности; выраженные расстройства эмоционально-волевой сферы; сниженный уровень работоспособности и самостоятельности, наблюдается повышенная утомляемость. Чтобы заинтересовать воспитанников, необходимо внедрять в работу нестандартные подходы, индивидуальные программы, инновационные технологии. На современном этапе модернизации образования наиболее целесообразными и эффективными являются традиционные и нетрадиционные методы и приемы воздействия.

Цель данного направления работы на логопедических занятиях: непрерывная активизация сенсорных, психомоторных, речевых и познавательных процессов.

Основными задачами является в оптимальном применении «системного подхода» в коррекции поставленных задач.

  • Развитие зрительно-моторной координации (рука-глаз);
  • Развитие слухового и зрительного внимания;
  • Формирование речевой деятельности;
  • Воспитание контроля за собственной деятельностью.

Основная форма проведения нейрокоррекции - это лого-игровое занятие. Так как именно коррекционная работа с использованием игровых ситуаций с нейрокоррекционным воздействием предполагает не только тренировку определенных навыков, но и формирование слаженной, целостной работы мозга и всей функциональной системы.

Определены основные этапы работы:

  • диагностический - выявление актуальных уровней ЗУН, но и базисные факторы.
  • установочный - цель: создание условий (ребенок и родитель) формирования мотивов к обучению.(доступное объяснение предлагаемой работы)
  • коррекционный - цель: повышение работоспособности, самоконтроля.
  • оценка эффективности коррекционной работы - диагностическая работа с применением приёмов используемых на начальном этапе работы.

Новизна данного направления работы заключается в интеграции логопедических и нейропсихологических методов коррекции. Применяется в работе с обучающимися имеющими интеллектуальные нарушения. Это даёт способ улучшения результативности работы педагога, а также метод формирования интереса к логопедическим занятиям, как со стороны учащегося, так и учителя-логопеда.

Принципы занятий:

  • Коррекционный;
  • Эмоционально-реабилитационный;
  • Стимулирующий.

На этапе диагностики наряду с логопедическим обследованием применяю батарею нейропсихологических тестов. Нейротехнологии. Это различные телесно-ориентированные упражнения, игры которые позволяют через тело воздействовать на мозговые структуры. Использование нейроигр и упражнений позволяет, с одной стороны повысить эффективность коррекционно-образовательного процесса, с другой - в большей степени применить индивидуальный подход в процессе обучения.

Пример: «Артикнейро» или нейроартикуляция (сочетание тонких двигательных упражнений языка и пальцев рук), выполнить артикуляционное упражнение и одновременно и выполнить предлагаемое упражнение пальцами рук. (Пример «Гармошка»).

  • межполушарное взаимодействие
  • фонематичекий слух

Артикуляция и чувство ритма

  • логические операции анализа и синтеза
  • слуховое внимание и память

«Нейродыхание» развитие речевого дыхание в совокупности с движением рук. Показать жесты правой и левой рукой (в соответствии с образцом) - сколько пальцев загибаешь столько необходимо, соблюдая предложенную схему.

Нейромоторика - это комплекс упражнений с использованием мелкой моторики (пальцев рук) и направленный на развитие межполушарного взаимодействия, улучшение нейронных связей и скорости передачи сигналов и, конечно, развитие когнитивных (познавательных) функций, развитие пространственных представлений, например «Весёлые нейродорожки», комплект нейро-игр «Фантазёр».

- «Нейропсихологические прописи для развития речи» Н.Чебыкина (цикл тетрадей) или «тренажёрный зал» - задания на развитие звукопроизношения, слухового внимания и памяти, фонематического слуха, межполушарное взаимодействие, словесно-логическое мышление.

- Тетради по дисграфии и дислексии. Тетрадь-тренажёр №1, №2, составитель Алина Малошик. Посредством этих упражнений можно предупредить такие сложности при письме и чтении как «интуитивное» или «угадывающее» чтение, быстрая отвлекаемость и неспособность сконцентрироваться, пропуски букв при письме и списывании, буквы имеют разный размер, ширину и высоту, низкая скорость чтения, трудности при анализе, не способность удерживать строчку при письме и чтении, низкое воображение, бедный словарный запас. Упражнения развивают периферическое зрение и восприятие, умение ориентироваться в визуальном пространстве, правильное и быстрое чтение, развивают внимание и концентрацию, а также правильное их распределение, развивают умение делать звукобуквенный и слоговой анализ, развитие логических операций, развивают мышление, умение анализировать и обобщать, развивают логические операции.Все упражнения составлены в определённой последовательности - от простого к сложному, что обеспечивает развитие наилучшим образом. Пример: «Прочитай перевёрнутый текст», «Составь как можно больше слов из слова (транспорт). «Вычеркни лишние буквы-например (к-н)».

Вывод: Таким образом, следует отметить, использование инновационных технологий в работе учителя-логопеда служит эффективным дополнением к общепринятым наиболее популярным технологиям и методикам. Нейрокоррекция - способствуют улучшению всех психических процессов ребенка (внимания, памяти, мышления, речи), а также развитию его эмоционально-волевой сферы. Улучшение мозгового кровообращения, развитие новых нейронных связей в коре головного мозга, приводит к повышению стрессоустойчивости, обучаемости, адаптированности, снижению конфликтности, возбудимости.

Систематическое использование нейроигр и упражнений на занятиях оказывает положительное влияние на коррекцию недостатков речевого развития детей с ТМНР, применяются с целью автоматизации поставленных звуков, развития фонематического восприятия, навыков словообразования словоизменения, усвоения лексических тем.

Занятия проводятся систематически в спокойной, доброжелательной обстановке, подбор заданий осуществляется учетом индивидуальных особенностей детей.