Открытый урок на тему "Природа электризации тел". 10-й класс

Разделы: Физика

Класс: 10


Предмет: физика.

Класс: 10.

Тип урока: Открытие нового знания.

Методические приёмы: Информационный, иллюстративно-объяснительный, частично-поисковый, аналитическая беседа, лексическая работа.

Цель урока: Организовать деятельность учащихся, направленную на самостоятельное открытие нового знания по теме.

Задачи урока:

Образовательные:

  • Совершенствование навыков говорения и аудирования;
  • Обогащение лексических знаний по теме продукты питания.

Развивающие:

  • Формирование коммуникативных компетенций (умения создавать устное монологическое высказывание, предлагать свою точку зрения, работать в группе);
  • Использование приемов информационной обработки текста, совершенствование навыков получения информации из различных источников

Воспитательные:

  • Формирование дальнейшей мотивации к изучению английского языка, воспитание сознательного отношения к употреблению здоровой пищи;

Формировать УУД:

  • Личностные УУД: самостоятельность, самоорганизация, ценностное отношение к совместной познавательной деятельности, самооценка.
  • Регулятивные УУД: целеполагание, прогнозирование.
  • Коммуникативные УУД: учебное сотрудничество; построение речевых высказываний; умение слушать и слышать.
  • Познавательные УУД: расширение кругозора учащихся через информацию о культуре питания.

Презентация

Планируемые
результаты

Предметные:

  • Знать лексику по теме «Еда для здоровья».
  • Уметь применять изученную лексику в английской речи.

Личностные: самоорганизация, ценностное отношение к совместной познавательной деятельности, самооценка.

Метапредметные:

  • Регулятивные: целеполагание, прогнозирование;
  • Коммуникативные: умение работать группах, сотрудничать, помогать друг другу, умение высказать свои мысли на английском языке;
  • Познавательные: моделирование, умение структурировать и обобщать знания.

I. Организационный момент.

Добрый день, уважаемые десятиклассники! Меня зовут Артём Иванович, я учитель физики и астрономии из города Зеи. Сегодня я проведу у вас урок физики.

Сначала четко надо проговорить задание. Ребята, так как мы сегодня работаем в группах, поэтому предлагаю разделиться на группы следующим образом: подойдите к столу, выберите карточку с номером, распределитесь по группам в соответствии с номером.

Готовы? Итак, в каждой группе должно получиться по 4 человека. Карточки уберите, к ним мы вернёмся позже. Приветствуем группу № 1,2,3,4.
Для продуктивной работы в группе нам необходимо выбрать спикера, который будет представлять результаты работы группы. Определите, кто будет спикером в группе. (секунд 5 ждём). Спикеры, поднимите руки! Напоминаю, что члены группы могут вносить свои дополнения по теме урока, выступать вместе со спикером.
Давайте посмотрим, что у вас лежит на столах: рабочий лист, с которым мы будем работать в течение урока.
А также вы видите оборудование для проведения лабораторного опыта. Не забывайте про выполнение техники безопасности при проведении опыта. Памятка по технике безопасности находится у вас на столах. (секунд 5 ждём).

4 картинки

Памятки ТБ
Лотки

Рабочий лист
по теме урока

3 мин

II. Мотивация к учебной деятельности.

Слайд 1 (пауза, на слайде 1 появляются 3 картинки).
Что объединяет эти картинки? (возможные ответы: заряд, молния, искра)
Вывод: на всех картинках мы видим использование и проявление электричества в повседневной жизни.
Слайд 2 Внимание на экран. Посмотрите видеофрагмент (фрагмент из фильма "Ученик чародея")
и скажите, какое явление мы сейчас будем наблюдать? (возможные ответы: молния, искра, заряд и т.д.)
Вывод: на предыдущем слайде и в видеофрагменте мы наблюдали различные проявления электричества.

Заряд, молния, искра

Видеофрагмент

4
мин

Слайд 3 Поэтому мы приступаем к изучению нового, очень важного и достаточно сложного раздела физики, который называется «ЭЛЕКТРОДИНАМИКА» (появляется слайд ЭЛЕКТРОДИНАМИКА)
Слайд 4 Из каких двух слов оно образовано? (появляется ЭЛЕКТРОДИНАМИКА 2-х цветов).
Что у вас ассоциируется со словом «электричество»? (выходят на слайде слова)
А что значит слово «динамика»? (выходят на слайде слова)
Раздел «Электродинамика» изучает электромагнитное взаимодействие заряженных частиц. (остаются только заряд и взаимодействие)

Электродинамика

Электрон, искра, молния, ток, заряд, электричество

Но сегодня мы поговорим о неподвижных зарядах и о свойствах тел, на которых накоплен неподвижный статический заряд, которые изучаются в первом разделе электродинамики - электростатике. Взаимодействие, движение, процесс, рост, развитие, изменение
Слайд 5 Тема нашей встречи зашифрована на слайде. (слайд с ребусом)
Скажите, о чём сегодня пойдёт речь?
Слайд 6 Тема нашей встречи "ПРИРОДА электризации тел"
Запишите тему в рабочие листы. (тема урока остаётся на экране)

ПРИРОДА электризации тел

III. Целеполагание.

Обратите внимание на доску. Перед вами визуальный органайзер, который поможет спланировать наши действия на уроке. Органайзер состоит из таких разделов:

Электрический заряд
Взаимодействие заряженных тел

3 мин

ВСПОМНИМ. Что вы уже знаете об явлении электризации? (имеют представление об электрическом заряде, о взаимодействии заряженных тел, о существовании 2 видов электрических зарядов) Виды электрических зарядов: положительный отрицательный заряд
Электрическое поле
ВАЖНОСТЬ. Как вы думаете, чем важна данная тема? Где мы встречаемся с данным явлением? (молния, природа, техника или электризацию широко используют в медицине. На ее основе создают электроаэрозоли, которые используют для лечения заболеваний органов дыхания) Применение
Наблюдение
Влияние
МНЕНИЕ. Какие шаги предпримем, чтобы узнать новое об электризации? (говорят о задачах на данный урок: провести опыт, изучить теоретический материал, решить задачи)

Опыты
Теория
Задачи

ЗАГАДКИ. Узнаем, какие тайны, загадки связаны с данным явлением. Факты
Открытия
Тайны
IV. Актуализация знаний по теме «Природа электризации тел»
Первый шаг в изучении явления электризации, в этом нам помогут лабораторные опыты.
В каждой группе есть набор оборудования и инструкция по выполнению лабораторного опыта. Вам необходимо провести опыт, сделать вывод по взаимодействию тел. По окончании работы, на которую отводится 3 минуты, спикеры представят результаты, а остальные участники группы будут демонстрировать опыт.
В РЛ необходимо вписать выводы по всем четырем опытам.
Цель: подготовить базовые знания по теме 3 мин
+
5 мин
= 8 мин

Слайд 7 Опыт № 1
Вывод: Получение заряда электрометром от заряженного тела происходит в случае, когда тело не касается электрометра, и в случае, когда касается.
1 - электризация через влияние, 2 - электризация через соприкосновение.

В РЛ: Электризация происходит через влияние и соприкосновение.
Запишите вывод в свой РЛ.

Запись вывода в рабочих листах каждого опыта
Слайд 8 Опыт № 2
Вывод: Так как баночка металлическая (известно, что металлы хорошие проводники), то у них есть свободные электроны, при взаимодействии со стеклянной палочкой свободные электроны перераспределяются на ту сторону банки, со стороны которой находится заряженная палочка. Поэтому банка начинает двигаться, притягиваясь к палочке.
Ребята, скажите, как заряжена палочка?
Итак, мы с вами вспомнили 2 вида электрического заряда. Какие виды зарядов вы знаете? А вы знаете, что пока ученые не договорились считать один заряд положительным, а другой отрицательным, их называли стеклянным и эбонитовым. Знали?
РЛ: существуют два вида зарядов: положительный и отрицательный
Влияние
Соприкосновение

Слайд 9 Опыт № 3
Вывод: заряженное тело передают заряд незаряженному телу, и заряды у тел становятся одинаковыми.
На основании чего происходит данное явление? (на основании в РЛ: закона сохранения электрического заряда).
Давайте сформулируем этот закон: сумма зарядов всех тел остается постоянной. Система должна быть замкнутой.

Слайд 10 Опыт № 4
Вывод: При приближении наэлектризованного воздушного шарика к гильзе происходит притяжение, а после того, как расстояние между ними уменьшилось - отталкивание. Это объясняется тем, что тела имеют разноименные заряды вначале, а потом гильза получила такой же заряд от шарика и поэтому стала отталкиваться от него. Это происходит потому, что разноименные заряды притягиваются, а одноименные отталкиваются.
В РЛ: одноименные заряды отталкиваются, разноименные - притягиваются. Сила взаимодействия заряженных тел увеличивается при уменьшении расстояния между ними и наоборот.

V. Открытие нового знания
Слайд 11 Оказывается, что взаимодействие происходит абсолютно на любом расстоянии.
Ребята, а как заряды чувствуют друг друга, при помощи чего? (при помощи электрического поля)
Слайд 12 А в чем особенность электрического поля? (ответы детей: Оно невидимое. Не осязаемое. Но мы можем увидеть, как оно воздействует на электрический заряд, таким образом измерять заряд)
(Показываем опыт с плазменным шаром)
Вывод: вокруг электрического заряда образуется электрическое поле, посредством которого осуществляется взаимодействие зарядов.
Какова закономерность этого взаимодействия?
Слайд 13 Впервые эту закономерность экспериментально установил французский физик, инженер и ученый Шарль Кулон. Он сформулировал основной закон электростатики - закон взаимодействия двух неподвижных точечных заряженных тел.
Слайд 14 На слайде вы видите портрет Кулона в окружении портретов других ученых. Как вы думаете, почему я разместил их вместе? (все эти ученые работали над этой проблемой, и даже были близки к открытию, но не сумели математически выразить свои догадки).
И только Кулон смог это сделать при помощи крутильных весов, изобретенных им. Слайд 15 (видео)
Ребята, зависимость от каких величин силы взаимодействия зарядов рассматривал Кулон? (от расстояния и величины зарядов). Посмотрите вывод 4 опыта и опыт с плазменным шаром.
Слайд 16 Вывод формулы. Формулировка закона, обращение к учебнику стр.
Данный закон не действует на очень больших и очень маленьких расстояниях. Сила взаимодействия между зарядами получила имя своего создателя - кулоновская сила.
Открытие закона Кулона - первый конкретный шаг в изучении свойств электрического заряда. Наличие электрического заряда у тел или у элементарных частиц означает, что они взаимодействуют по закону Кулона. Никаких отклонений от строгого выполнения закона Кулона в настоящее время не обнаружено.

Электрическое поле

VI. Рефлексия учебной деятельности
Итак, при помощи визуального органайзера мы с вами спланировали деятельность на уроке. А сейчас посмотрим все ли мы разложили по полочкам.
Что мы сегодня на уроке вспомнили, повторили? (электрический заряд, виды заряда, взаимодействие зарядов, закон сохранения зарядов, электрическое поле).
Мнение (задачи): изучали теорию, что изучили нового: закон Кулона, элементарный заряд, подтверждали выводы опытным путем, решали учебные задачи.
Важность (применение, проявление): из карточек, с помощью которых вы делились на группы, соберите пазл. Итак, что у вас получилось? Спикеры групп, представьте что у вас получилось.
Слайд17 Группа 1 - бензовоз: вредное проявление электризации - как устраняют это проявление?
Группа 2 - очиститель воздуха: какое здесь физическое явление применяется в этом приборе?
Группа 3 - принтер: Что здесь? Как вы думаете?
Группа 4 - электронный коллайдер (ускоритель заряженных частиц):

ЗАГАДКИ: Слайд 18 огни святого Эльма.
Слайд 19 2000 молний.

Слайд 20 «Вся жизнь - это эксперимент. И чем больше вы делаете экспериментов, тем лучше»

Рассмотрим, что происходит с телами при электризации.
Слайд 13 Представьте себе два одинаковых металлических шара, а мы с вами знаем, что метал является хорошим проводником. Один из них заряжен отрицательно, а другой не заряжен. Внешне они выглядят одинаково.

Слайд 13 Но что есть в первом шаре, чего нет во втором? (ответ: отрицательный заряд)

Слайд 14Известно, что все тела состоят из атомов. А из каких элементов состоит атом? (ответ: положительно заряженные протоны, отрицательно заряженные электроны и нейтроны) Слайд 14

Будем называть их элементарными зарядами, т.е. неделимыми с самым минимальным возможным зарядом в природе. В атоме количество протонов равняется числу электронов и получается, что они компенсируют друг друга и в целом атом нейтрален. Именно из таких атомов состоит заряженный шар.

Слайд 15 В шаре, заряженном отрицательно, электронов больше чем протонов. Тогда при прикосновении заряд будет перетекать с одного заряженного тела на другое незаряженное.

Слайд 16 Величина элементарного заряда уже давным-давно известна 1,6 * 10-19 Кл.

Протон 1,6 * 10-19 Кл, а электрон -1,6 * 10-19 Кл соответственно.

Слайд 17 Так почему при рукопожатии может возникнуть искра? (Что касается искры при рукопожатии, то они возникают из-за того, что, хотя бы один человек заряжен. Он может наэлектризоваться, например, при хождении по шерстяному ковру при трении подошвами по нему. И если другой человек не заряжен, то при прикосновении заряд будет перетекать с одного человека на другого. Иногда это перетекание бывает настолько интенсивным, что может происходить даже по воздуху. В таком случае и появляется искра.)

А какие еще способы электризации тел вы знаете? (ответ: соприкосновение, влияние, под действием света (фотоэффект))

Слайд 18 Представьте себе шар, к которому подносят положительно заряженную палочку. Слайд 18 Разноименные заряды притягиваются. Поэтому электроны, которые были в шаре, притянутся к положительно заряженной палочке и скопятся в той части шара которая ближе к ней. Соответственно с другой стороны будет положительный заряд.

Слайд 19 Слайд. Закон сохранения электрического заряда.

(опыт с 2-мя электрометрами)

Вывод: при прикосновении «перемычки» к 2м электрометрам, имеющим разные заряды, заряд и в первом, и во втором электрометре, станет одинаковым.

Слайд 19 (на экране появляется закон сохранения электрического заряда. Формулировка + формула)

Слайд 20 (Задача на закон сохранения)