Дополнительная образовательная программа внеурочной деятельности "В гостях у книги"

Разделы: Начальная школа

Классы: 1, 2, 3, 4


Пояснительная записка

Внеклассная работа по литературному чтению является важнейшей составной частью работы по приобщению детей к литературе как искусству слова, пробуждению у детей интереса к словесному творчеству и чтению художественных произведений, формированию техники чтения и приемов понимания текста, тем самым помогая ученикам лучше усваивать программный материал, повышать их общую языковую культуру. Осуществление этих задач ведет к выполнению основной цели - развитию у школьников интереса к литературному чтению как учебному предмету, воспитанию у них бережного отношения к слову, богатству языка, воспитанию любви и уважения к художественной литературе.

Одним из главных изобретений человечества является книга. Ни для кого не секрет, что сегодня все больше детей вырастает, так и не полюбив книгу. Чаще всего дети читают хрестоматии, комиксы, журналы для наклеек, смотрят видеофильмы, кино, играют в компьютерные игры, а художественная книга остается для них не реализованным источником знаний. Усилить воздействие книги как средства познания окружающего мира, источника знаний и эмоциональных впечатлений, развивать познавательный интерес младших школьников - задача уроков классного, а особенно внеклассного чтения. Эти уроки способствуют развитию личности ребенка. Они помогают ориентироваться в мире детских книг.

Внеурочная воспитательная работа обладает некоторыми преимуществами по сравнению с учебной, так как организуется на добровольных началах и имеет большие возможности для организации различных видов деятельности, позволяя использовать в оптимальном сочетании традиционные и инновационные формы и методы работы.

Данная программа предназначена для учащихся начальной школы и рассчитана на 4 года.

Новизна программы внеклассных мероприятий по литературному чтению «В гостях у книги» состоит в решении проблемы организации внеурочного чтения.Она составлена с учетом интересов детей к произведениям, которые входят в сокровищницу детской литературы и литературы для детей, и обеспечивает чтение произведений различных по содержанию и тематике.

Она построена таким образом, чтобы в процессе воспитания и привития интереса к чтению осуществлялось комплексное воздействие на интеллектуальную, эмоциональную и волевую сферы ребенка. Занятия с детьми целесообразно проводить один раз в неделю. Каждое занятие включает работу по формированию читательских умений и расширению читательского кругозора ребенка. Кроме того, у детей формируется нравственные знания и чувства: любовь, сопереживание, жалость и др. Быстрая утомляемость младших школьников - характерная особенность данного возраста. Этим обуславливается необходимость использования на занятиях стихов, песен, загадок игровых моментов. Это снимает эмоциональное и физическое напряжение, повышает интерес к изучаемому материалу. Для того чтобы занятия были интересны и не утомляли детей, предусмотрены разные виды деятельности: игровая, творческая, исследовательская, проектная. Активизации деятельности младших школьников способствует разнообразие форм и методов работы: коллективные творческие дела, выставки, конкурсы, викторины, праздники, устные журналы, встречи с интересными людьми. Успех работы по данной программе в значительной степени зависит от умелого использования средств воздействия на эмоциональную сферу школьников произведений классиков русской и зарубежной литературы, гениальных творений композиторов и живописцев. Эмоциональная привлекательность, пленительность, четкость, красочность, эстетичность - вот необходимые условия проведения занятий с младшими школьниками.

Усвоение систематического, точно очерченного программой круга знаний, умений и навыков, необходимых учащимися младших классов для проявления читательской самостоятельности, а также формирования мотивов обращения к детским книгам и потребности в самостоятельном чтении предполагают наличие в распоряжении учителя специального учебного материала.

Отбор детской литературы для чтения и форм проведения мероприятий производился по следующим критериям:

  • все литературные произведения должны отвечать программным требованиям литературного чтения для детей школьного младшего возраста;
  • все используемые произведения изучались на уроках литературного чтения, внеклассного чтения и в процессе организации самостоятельного чтения;
  • мероприятие должно вызывать положительный эмоциональный настрой и проводиться в интересной для учащихся форме;
  • к данному мероприятию готовится заранее не только учитель, но и учащиеся, а иногда и родители;

Основная цель работы: Совершенствование всех видов речевой деятельности, овладение правильным и выразительным чтением целыми словами, воспитание интереса к книге и чтению, формирование читательского кругозора и приобретение опыта самостоятельной читательской деятельности.

Задачи

Образовательные

  • Закрепление изученного на новом дидактическом материале с широким привлечением игровых элементов, выработка умений работы с текстом.

Воспитательные

  • Воспитание эстетического отношения к искусству слова, интереса к чтению и книге, воспитание самостоятельности, уверенности в своих силах, любознательности.

Развивающие

  • Развитие художественно-творческих и познавательных способностей, эмоциональной отзывчивости при чтении художественных произведений, совершенствование всех видов речевой деятельности, памяти, внимания, наблюдательности, творческой инициативы, повышение уровня языкового развития учащихся.

Результативность

  • Умение работать с художественным текстом.
  • Формирование читательской самостоятельности учеников.
  • Расширение и углубление читательского кругозора учеников и формирование их эстетического отношения к литературному творчеству.
  • Воспитание коммуникативной культуры школьников.
  • Формирование психологических качеств личности школьника: самостоятельности, любознательности, наблюдательности, трудолюбия, воли.

Анкета для первоклассников «Читательская активность обучающихся»

Проверка читательских умений во 2 классе

В работе с книгой второклассник должен уметь:

  • использовать в ответе о книге ее справочный аппарат: информацию с обложки и титульных листов, из предисловий, послесловий, аннотаций;
  • определять примерное содержание книги по иллюстрациям и заголовкам после просмотра оглавления;
  • - пользоваться сносками и примечаниями книги;
  • отвечать на типовые вопросы о книге;
  • составить рассказ о книге в целом после рассматривания.

Проверка читательского кругозора

Проверка читательского кругозора второклассников, как правило, обнаруживает знание авторов, жанров и тем детского чтения во всем их многообразии.

Во 2 классе проверить читательский кругозор учеников учитель может с помощью следующих вопросов и заданий:

  • Что мы узнаем о книге с ее обложки?
  • Что мы узнаем о книге с титульного листа?
  • Назови писателей - авторов сказок
  • Скажи, каких поэтов ты знаешь.
  • Кто пишет рассказы? Назови фамилии писателей.
  • О чем мы читали в последнее время? (Темы чтения.)
  • Какие жанры произведений народного творчества мы знаем? Приведи примеры.
  • Какие жанры произведений детской литературы мы знаем? Приведи примеры.
  • Чем отличаются стихи от прозы?
  • О чем вы любите читать?
  • Что отличает произведения народного творчества и литературы?
  • Что вы читали о приключениях и путешествиях? о чудесах и волшебстве? о временах года? о детях? о взрослых? о труде? и т.д. по всем темам чтения
  • Какие книги вы выбрали для чтения в последнее время?

Проверка читательских умений в 3 классе

В работе с книгой третьеклассник должен уметь:

  • выбирать источник чтения самостоятельно - по силам и интересам;
  • характеризовать книгу в целом;
  • сопоставлять содержание текста и иллюстраций, замечать оригинальную форму книги;
  • представить прочитанную дома книгу, порекомендовать ее другим читателям.

В работе с текстом третьекласснику нужны умения,

  • -готовиться к восприятию нового произведения;
  • эмоционально и аналитически воспринимать читаемое;
  • составить рассказ о герое произведения;
  • кратко передать события (сюжет);
  • самостоятельно готовиться к выразительному чтению текста.

Проверка читательского кругозора

  • Запишите названия книг, прочитанных в последнее время.
  • Назовите фамилии отечественных поэтов.
  • Назовите авторов и заглавия прочитанных сказок
  • Какие басни вы знаете?
  • Кто из писателей пишет о природе?
  • Назовите авторов зарубежной литературы.
  • Назовите известные вам жанры произведений.
  • Назовите любимые темы чтения.

Проверка читательских умений в 4 классе

В работе с книгой закрепляются и совершенствуются следующие читательские умения четвероклассников:

  • выбирать новую книгу для самостоятельного чтения;
  • определять и сопоставлять содержание книги после рассматривания и после чтения;
  • устанавливать тему и жанр просмотренной книги;
  • называть тип книги, ее особенности и способ прочтения (в целом, по частям, выборочно);
  • ставить перед собой цель чтения книги.
  • давать оценку собственному навыку чтения (самоанализ).

Проверка читательского кругозора

Читательский кругозор четвероклассника учитель может проверить с помощью следующих вопросов и заданий:

  1. Какие виды книжных изданий для детей вы знаете? (Литературно-художественное издание, научно-познавательные и справочные книги, энциклопедии, избранное, книги-произведения книги-сборники, собрание сочинений классика литературы.)
  2. Перечислите все известные вам жанры литературы и устного народного творчества. Приведите примеры. (Рассказы, повести, романы, сказки авторские и народные, былины, очерки, статьи, стихотворения, пословицы, поговорки, песенки-потешки, колыбельные, небылицы, загадки, скороговорки.)
  3. Прочитайте наизусть отрывок из понравившегося вам прозаического произведения (во 2-4 классах учили отрывки из произведений Мамина-Сибиряка, Паустовского, Гайдара, Чехова, Платонова, Пришвина и др.).
  4. Прочитайте наизусть понравившееся вам стихотворное произведение. (Следует отметить выбор ребенком текста, созданного специально для детей: Барто, Михалков, Чуковский, Маршак, Берестов, Токмакова и др. или общей литературы: Пушкин, Тютчев, Фет, Бунин и др.)
  5. Какие книги вы читали в последнее время? Разделите эти книги на 2 группы: выбранные по совету других и выбранные самостоятельно.
  6. Назовите, какие вы знаете темы детского чтения. (Основные программные темы: о детстве, о природе, о родине, о других странах, о чудесах и волшебстве, о приключениях и путешествии, о труде, об известных людях, о мире человеческих отношений, о мире знаний, о мире прекрасного, о школьной жизни, о народной мудрости.)
  7. Назовите фамилии поэтов, прозаиков, сказочников.
  8. Чем отличается литература от других видов искусств? (Художественное произведение - это условный вымышленный мир, картина реальной или фантастической жизни. Главными в книгах являются герои, образы. Через них и события авторы передают читателям накопленный веками человеческий опыт, знания. Произведение всегда несет читателю какую-то поучительную мысль, передает чувства, настроение, отношение автора к миру. В художественных текстах слова употребляются в переносном значении. Тексты - это чужая речь, прозаическая и стихотворная. Произведения бывают на определенную тему и имеют жанр. Чтение литературы развивает человека, обогащает его жизнь.)

Проверка техники чтения проводится в соответствии с программой по предмету на уроках чтения

Учебно-тематический план

Прогнозируемый результат реализации программы.

  1. Оптимальное повышение техники чтения.
  2. Проявление интереса к книге, расширение читательского кругозора.
  3. Умение работать с книгой.
  4. Умение работать с текстом.
  5. Заинтересованность и активное участие родителей по развитию познавательных способностей у своих детей.

Используемая литература

  1. Агапова И., Давыдова М. Литературные игры для детей. - «Лада», Москва, 2006.
  2. ВолинаВ.В. Учимся играя. - М.: Новая школа, 1994.
  3. Вербицкая М. В., Волошина О. И. Тесты. Чтение в начальной школе. - Москва, Дрофа, 1999.
  4. Гостимская Е.С., Мишина М. И. Внеклассное чтение. - Москва, «5 за знания», 2006.
  5. Ксензова Г.Ю. Внеурочное воспитание в развивающейся школе. - Тверь, 2005.
  6. Оморокова М.И. Совершенствование чтения младших школьников. - Москва, 2001.
  7. Перова Г.М. Проверочные работы по чтению в начальных классах. - М.: АРКТИ, 2006.
  8. Ожегов СИ. Словарь русского языка / Под ред. чл. - корр. АН СССР Н.Ю. Шведовой. - М.: Русский язык, 1987.
  9. Светловская Н.Н. Методика внеклассного чтения. - М.: Педагогика, 1980.
  10. Светловская Н.Н. Самостоятельное чтение. - М.: Педагогика, 1980.
  11. Сухин И.Г. Занимательные литературные кроссворд-тесты. - Ярославль, «Академия развития», 2006.
  12. Синицына Е. Умные слова. Из серии «Через игру - к совершенству». Популярное пособие для родителей, гувернеров и воспитателей. - «Лист», Москва, 1997.
  13. Внеклассные мероприятия в начальной школе. - Под. ред. Мартыновой Я.Ю., Волгоград: Учитель, 2007.
  14. Праздник - ожидаемое чудо! Внеклассные мероприятия (спектакли, утренники, юморины, викторины). - Составитель: Жиренко О.Е., Москва: «ВАКО», 2006.
  15. Яценко И. Ф. Поурочные разработки по внеклассному чтению.- Москва, «ВАКО», 2006.

Литература для учителя

  1. Ожегов СИ. Словарь русского языка. / Под ред. чл. - корр. АН СССР Н.Ю. Шведовой. - М.: Русский язык, 1987.
  2. Русские писатели. Биогр. слов. В 2-х ч. / Ред. - сост. П.А. Николаев. - М.: Просвещение, 1990.
  3. Русские писатели XX в. Биогр. слов. / Сост. и глав. ред. П.А. Николаев. - М.: Научное изд. «Большая Российская
  4. Энциклопедия», «Рандеву АМ», 2000.
  5. Светловская Н.Н. Методика внеклассного чтения. - М.: Педагогика, 1980
  6. Светловская Н.Н. Самостоятельное чтение. - М.: Педагогика, 1980
  7. Сухин И.Г. Занимательные литературные кроссворд-тесты. - Ярославль, «Академия развития», 2006
  8. Синицына Е. Умные слова. Из серии «Через игру - к совершенству». Популярное пособие для родителей, гувернеров и воспитателей. - «Лист», Москва, 1997
  9. Праздник - ожидаемое чудо! Внеклассные мероприятия (спектакли, утренники, юморины, викторины). - Составитель: Жиренко О.Е., Москва: «ВАКО», 2006

Литература для учащихся

  1. Азбука. / Сост. Л.Н. Власенко. - М.: Эгмонт Россия Лтд., 2000.
  2. Азбука в загадках: книжка-раскраска - М.: ООО «Канц-Эксмо»; Наталис, 2004.
  3. Праздник букваря: стихотворения и рассказы /Предисл. А. Усачева. - М.: ООО «Издательство Артель». 2004.
  4. Сапгир Г.В. Азбука в считалках и скороговорках. - М.: Планета детства. 2001.
  5. Как звучат слова: развивающая раскраска. ОАО «Радуга». - Киров. 2003.
  6. Синицына Е.И. Сказки для игры и развития. - М.: Лист Нью: Вече: КАРО. 2002.
  7. Сухих И. Г. Литературные викторины для маленьких читателей. - М.: Айрис-Пресс: Рольф.» 2001.
  8. Цыбульник В.И. Золотой карнавал сказок - М.: ООО «Издательство АСТ» Донецк: Сталкер. 2001.
  9. Волшебный ручеек: хрестоматия для учащихся 1-4 классов. /Сост.Н. В. Смолякова. - М.: ЗАО «БАО - ПРЕСС». 2002.
  10. Времена года: Стихи. /Сост. Т. Носенко. - М. ООО «АСТ-ПРЕСС КНИНГА» 2003.
  11. Песенка друзей: Хрестоматия для детей от 5 до 8 лет. /Сост. Е. Кожедуб. - М.: ОЛМА - ПРЕСС Эклибрис, 2002.
  12. Сказки, песни, загадки, стихотворения /С. Маршак. - М.: Детская литература, 1984.
  13. Русские народные сказки. /Сост. В.П. Аникин. - М.: Просвещение, 1992.