Применение задачного подхода в обучении физике

Разделы: Физика


Цели школьного курса физики - научить школьников тем знаниям, которыми овладело человечество, развивать способности ребенка научить самостоятельно добывать знания и способствовать воспитанию культуры исследовательского труда. А наша жизнь состоит из множества задач со многими неизвестными. И основная цель учителя научить детей находить решения из задач, которые возникают в течение нашей жизни. Эти цели и подвели меня к теме самообразования «Применение задачного подхода в обучении физике».

Задачный подход в обучении предполагает последовательное и целенаправленное выдвижение перед учащимися тех задач, в которых придается деятельностная форма, т.е. форма некоторого движения к цели, изучаемого содержания в виде задачи. Использование данного метода позволяет формировать у учащихся универсальные действия для решения возникающих перед ними различных задач

Можно выделить 3 типа учебных задач, которые используются при организации учебного процесса:

а) предметные задачи, обеспечивающие усвоение понятий и ориентировку в изучаемом предмете;

б) задачи с практическим содержанием, раскрывающие связь физики с жизнью ученика;

в) личностно-ориентированные задачи, вводящие ученика в мир, в котором от него требуется проявление личной позиции. Задачи философского, экологического и социального планов.

Для повышения познавательного интереса на этапе вводно-мотивационного этапа применяются задачи, которые они умеют решать, задача с неизвестной ранее величиной. На уроке физики в 7 классе при изучении темы «Строение вещества. Молекулы», детям предлагается проблемная задача с практическим содержанием: измерить толщину швейной нитки. Чтобы помочь учащимся найти решение, проводится анализ и поиск его решения, который и помогает усвоить новый материал «Измерение малых тел.»

При изучении в 9 классе темы «Равноускоренное движение. Ускорение» В начале урока проводится чтение и анализ графиков прямолинейного движения зависимость скорости от времени, расстояния от времени и предлагается график равноускоренного движения скорости от времени. Учащиеся анализируют третий график как предыдущий и выявляют изменение скорости от времени и самостоятельно выводят формулу ускорения.

На операционно-содержательном этапе урока после повторения актуальных понятий и формул учащимся предлагаю серию дифференцированных задач по одной теме, для решения которых класс делится на группы по уровням. Задачи делятся на три уровня по сложности решения и по различным типам задач. Уроки решения задач проводятся в конце изучения главы, для закрепления пройденных тем. Достаточно эффективными являются тематические задачи, которые учащиеся сами придумывают по заданному тексту. Например в 10 классе, приводится текст «Экологические проблемы Байкала», прочитав текст детям предлагается придумать задачу по теме «Молекулярно-кинетическая». Проводится совместное решение и анализ трудных ситуаций, когда в задаче выявляются избыточные или недостающие данные.

Задачный подход при обучении позволяет развивать метапредметные, творческие и личностные точки роста на образовательном событии для разновозрастных групп. На образовательном событии для 7-9 классов «Что нам стоит дом построить на Марсе» учащимся были предложены проблемные задачи из предметов естественно-математического цикла. Также для развития творческого потенциала и познавательной активности детям предлагаются изготовить демонстрационные оборудование по физике из подручных материалов.

Таким образом, задачный подход в рамках внедрения системно-деятельностного подхода по новым стандартам образования создает основу для самостоятельного успешного усвоения обучающимися новых компетенций и для достижения новых уровней развития личности. Задачи образования сегодня - не просто вооружить ученика фиксированным набором знаний, а сформировать у него умение и желание учиться всю жизнь, работать в команде, способность к самоизменению и саморазвитию на основе рефлексивной самоорганизации.