Произведения отечественных писателей XIX–XXI веков на тему детства. А.Т.Твардовский. «Рассказ танкиста». 5-й класс

Разделы: Литература, Патриотическое воспитание

Класс: 5

Ключевые слова: А.Т.Твардовский, А.Т.Твардовский «Рассказ танкиста»


Класс: 5.

Тип урока: урок открытия нового знания.

Цели:

Предметные:

  • познакомить с творчеством А.Т.Твардовского;
  • совершенствовать навыки анализа художественного текста;
  • совершенствовать навыки выразительного чтения.

Метапредметные:

  • умение самостоятельно планировать свои действия;
  • умение высказывать собственные предположения на основе имеющейся учебной информации.

Коммуникативные:

  • совершенствовать умение строить речевые высказывания в соответствии с поставленной задачей;
  • развивать умение работать в группе, проявлять самостоятельность мышления, вступать в диалог.

Личностные:

  • формировать готовность и способность обучающихся к саморазвитию, проявлению личностных качеств, мотивацию к учению и познанию.

Формы работы: индивидуальная, фронтальная, парная.

Оборудование урока: Учебник литературы, демонстрационная система для показа презентации, конверты с заданиями, раздаточный материал, музыкальное сопровождение, цветные карандаши, презентация.

Ход урока

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

УУД

I. Организационно- мотивационный этап.

Цель: умение организовать свою деятельность, включение обучающихся в деятельность на личностно-значимом уровне.

- Здравствуйте, ребята! Я рада видеть вас, и мне очень приятно, что эти 40 минут мы проведем вместе. Посмотрите на парту, перед вами лежат большие и маленькие звезды и пронумерованные конверты, которые вы будете открывать по моей просьбе. За самый грамотный, обстоятельный ответ вы будете получать маленькую звезду, а большой вы оцените урок. И это неспроста, потому что звезда - это некий символ ВОВ.
Проводит речевую разминку
Приветствуют учителя, товарищей по парте, настраиваются на урок. Создание атмосферы сотрудничества.

Регулятивные:
мотивация к учебной деятельности.
Личностные:
формирование внутренней позиции школьника, выражать положительное отношение к процессу познания; проявлять внимание, мотивация, внутренняя позиция.
Коммуникативные: взаимодействие с учителем и сверстниками;
Познавательные:
осознают учебно-познавательную задачу.

- Ребята, что вам говорят слова «Великая Отечественная война»? Читали ли вы о ней? Видели ли её?
- Может ли война затронуть детей?

Включаются в деловой ритм урока.

- Какие вы читали произведения или смотрели фильмы, где дети были участниками боевых событий? Фильмы: «Сын полка», «Иваново детство», «Орлёнок», «Молодая гвардия».
Произведения: Ю.Яковлев «Как Серёжа на войну ходил», Н.Чуковский «Морской охотник», В.Богомолов «Иван. Зося».

- Что вас поразило?

- С каким мужеством, бесстрашием дети вместе со взрослыми шли выполнять задания, не жалея сил и жизни.

II. Определение темы и постановка целей урока.

Цель: способность формулирования темы и целей урока, повторение ранее изученного материала, необходимого для открытия нового.

- Как вы думаете, чему будет посвящена тема сегодняшнего урока?
Слайд 1
- Исторической памяти.
- Напоминанию о том, как страшна война.
- Как важно защищать свою Родину, ради мирной и счастливой жизни людей.
Формулируют и записывают тему урока.

Регулятивные:
поиск и выделение информации,
формулируют тему и цель урока;
Познавательные:
строят высказывание, выражение собственного мнения, устанавливают причинно-следственные связи
Личностные: рассуждают о причинах своего успеха или неуспеха в учении, связывая успехи с усилиями, трудолюбием.

- На фронт ушло более тысячи писателей и поэтов. Каждый четвёртый из них не вернулся с войны. Но все они оставили свои произведения …
Слайд 2
-Константи́н Гео́ргиевич Паусто́вский,
-Андрей Платонович Платонов
-Александр Трифонович Твардовский
- Один из них А.Т.Твардовский. На этом уроке мы познакомимся с его творчеством. Именно его перу принадлежит стихотворение о маленьком герое.
Слайд 3
А.Т.Твардовский «Рассказ танкиста»
- Воспоминание - это и есть наша жизнь, а жить - значит помнить.

- Что мы должны сделать для того чтобы понять, как Твардовский в своём произведении рассказывает о войне?
Слайд 4

Задачи:
- познакомиться с биографией писателя;
- научиться выразительно читать произведение;
- проанализировать балладу А.Т.Твардовского «Рассказ танкиста».

III. Изучение аспектов биографии А.Т.Твардовского.

Цель: изучить аспекты биографии А.Т.Твардовского, необходимые для анализа баллады «Рассказ танкиста».

Организует фиксацию интеллектуальных затруднений при выполнении задания.
- Сейчас мы с вами проведём игру «Правда и ложь». Перед вами лежат карточки с биографией писателя, необходимой для изучения стихотворения «Рассказ танкиста» в форме временной линии. Информация в карточках разная, поэтому каждый из вас ознакомится с ней самостоятельно, а потом ею поделится с соседом.
(Раздаточный материал. Приложение №1)

Слайды 5-11

- С первой задачей мы справились

Работа в парах.
Воспринимают на слух информацию.
Обдумывают ответы на вопросы и отвечают устно.
Познавательные:
делать выводы и умозаключения, воспринимать рассказ с учетом поставленной учебной задачи, находить в рассказе информацию, необходимую для ее решения;
Регулятивные:
развитие саморегуляции;
Личностные:
умение вести монолог на основе равноправных отношений, взаимного уважения;
Коммуникативные:
умение слушать товарища;
рассказчику полно и точно выражать свои мысли в соответствии задачами и условиями коммуникации, адекватно использовать речевые средства для интересной передачи информации.

IV. Открытие нового (лексическая работа)

Цель: познакомить с лексическим значением слова «герой»

Организовывает проведение лексического исследования.

-Ребята, как вы понимаете слово герой. Давайте подберем слова-разъяснения: пусть это будут точные синонимы, близкие к ним слова и всевозможные однокоренные слова. Подбираем слова из раздаточного материала.

(Раздаточный материал. Приложение №2)

Лексическое значение слова выводится на экран.

Слайд 12

- А героем может стать любой из нас? Или человек, обладающий определёнными качествами? Определённым возрастом?

Работа в парах.
Договариваются и приходят к общему решению совместной деятельности.

Обдумывают ответы на вопросы и отвечают устно.

Познавательные:
делать выводы и умозаключения, воспринимать информацию с учетом поставленной учебной задачи, находить информацию, необходимую для ее решения;
Регулятивные:
развитие саморегуляции;
Личностные: умение вести монолог;
Коммуникативные:
умение точно выражать свои мысли в соответствии задачами и условиями коммуникации, адекватно использовать речевые средства для интересной передачи информации.

V. Чтение и анализ
(Первичное восприятие произведения «А.Т.Твардовского «Рассказ танкиста»).

Цель: формировать навык выразительного чтения, углубленного проникновения в смысл произведения А.Т.Твардовского «Рассказ танкиста»

Проводит беседу.

-Давайте выразительно прочитаем стихотворение.

- Какие строки вам больше всего запомнились и почему?

Выразительно читают стихотворение.

Обосновывают свою точку зрения

Лексическая работа.

Познавательные:
находить ответы на вопросы, используя информацию, полученную на уроке, смысловое чтение;
Личностные:
способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности;
Регулятивные:
планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей;
высказывать своё предположение.
Коммуникативные:
умение высказывать и обосновывать свою точку зрения.

- Какие слова не понятны? Формулируют собственные ответы. Обдумывают ответы на вопросы и отвечают.
- Как характеризует мальчика А.Т.Твардовский?
- Почему именно такой мальчик мог стать участником такого события?
- Твардовский называет мальчика «бедовым» (смелый, бесстрашный). А такие дети обычно бывают предводителями в мальчишеских компаниях.

- Можно ли поступок мальчика назвать геройским?

- Давайте вспомним наши рассуждения в начале урока о том, кто такой герой и кто им может стать. Наши предположения подтвердились? Мы были правы?

- Мальчик совершил геройский поступок, помог танкистам уничтожить вражескую пушку.

- Как рассказчик поблагодарил мальчика?

- Солдаты поблагодарили своего помощника и, словно взрослому, пожали ему руку.

- Как вы поняли выражение:
«Всё нынче как спросонку.
И только не могу себе простить». Что он не может себе простить и почему?
- Спустя много времени кажется, что этот тяжелый бой приснился во сне. Рассказчик не может себе простить, что не спросил имени мальчика, потому что хочет знать имя того, кто помог спасти жизни его и его товарищей. Рассказчик, не узнав имени мальчика, проявил неблагодарность, равнодушие.

VI. Создание портретов.

Цель: воспринимать героев через словесное рисование, умение выделить главное.

Развивает творческое воображение
Из строк стихотворения мы понимаем, что наши герои смелые, отважные. Но мы не знаем, как они выглядели. Автор умалчивает об этом.
-Давайте попробуем нарисовать словесные портреты мальчика и танкиста.
-Наши герои разные по возрасту и внешне, но что их объединяет?

Создание словесного портрета, нахождение общего.

Познавательные:
делать выводы и умозаключения;
Регулятивные:
высказывать своё предположение;
Коммуникативные:
умение слушать и вступать в диалог.

VII. Выявление жанровых особенностей баллады.

Цель: познакомить с жанровыми особенностями баллады.

Проводит сопоставление нового с ранее изученным материалом.

- Ребята, перед вами определение литературных жанров. Определите самостоятельно принадлежность стихотворения к одному из них.

(Определения жанров литературы вынесены на экран)
Слайд 13

- Какими признаками баллады обладает данное стихотворение?

Работа со справочным материалом.
Осуществляют для решения учебных задач операции анализа, синтеза. Обсуждение и поиск общего решения в парах, представление результатов работы.

Записывают термин в тетрадь.
Баллада - лиро-эпическое произведение. В основе данного произведения лежат исторические события. Простой сюжет передаётся в стихотворной форме

Познавательные:
делать выводы и умозаключения;
Личностные:
умение слушать одноклассников;
Регулятивные:
умение вносить коррективы в свою речевую деятельность.
Коммуникативные:
умение слушать товарища;
рассказчику полно и точно выражать свои мысли в соответствии задачами и условиями коммуникации, адекватно использовать речевые средства для интересной передачи информации.

VIII. Сравнительный анализ стихотворений.

Цель: Развить навыки сопоставительного анализа стихотворений; умения выразить свои чувства, эмоции через музыку, цвет.

Подводит детей к выражению своих чувств через различные виды искусства.
- Сравните стихотворения Тимофея Белозёрова «Цветные голоса» (советский поэт) и А.Т.Твардовского «Рассказ танкиста». (Раздаточный материал. Приложение №4)

Слайд 14

- Какое больше понравилось? Почему?
- Не только поэты и писатели говорили о весёлом и грустном, но и у композиторов это нашло своё отражение. На фоне какой музыки вы прочли бы эти стихи? Почему?


Ученики прослушивают текст стихотворения посредством выразительного чтения учителя.
Сравнивают стихотворения.
Формулируют собственные ответы.

Познавательные:
умение ориентироваться в своей системе знаний, поиск и выделение необходимой информации;
Личностные:
самоопределение;
Регулятивные:
работать коллективно по составленному плану, планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей;
Коммуникативные:
умение взаимодействовать в команде, планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками.

Звучит музыка
Слайд 15, 16

- Вашему вниманию были представлены музыкальные фрагменты произведений Д.Д.Шостаковича. Симфония №7 «Ленинградская» и П.И.Чайковского «Детский альбом».
Седьмая, «Ленинградская» симфония Шостаковича является грандиозным музыкальным произведением, воспевающим силу и непобедимость русского народа. Она была написана в военное время и впервые прозвучала в 1942 году.
Ярким музыкальным языком обладает «Детский альбом» Чайковского. Содержание цикла напоминает один день ребенка, с его играми и огорчениями. Небольшой сборник легких пьес появился в 1878 году.

Слайд 17, 18

Слушают музыкальные фрагменты и сопоставляют их с поэтическими строками.

Дают развернутый ответ на вопрос.

- Опишите своё восприятие «Детства в мирное время», «Детства во время войны» цветом. Перед вами лежат листы с изображением радуги, берите цветные карандаши и приступайте к работе.

(Раздаточный материал. Приложение №3)

Разукрашивают радугу.
-Какие цвета вы использовали для характеристики детства в мирное и военное время?
-Давайте сделаем вывод, какое должно быть детство?

Делают вывод.

Свои работы размещают на стенд.

IX. Рефлексия.

Цель: подвести итог, оценить свою работу на уроке, создавать условия для совершенствования коммуникативных умений.

Акцентирует внимание на конечном результате
- Изменилось ли ваше представление о герое, кто им может быть?

- Как вы думаете, достигли мы цели сегодняшнего урока?

Дают развернутые ответы на вопросы.

Регулятивные:
умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли; корректировать деятельность: вносить изменения в процесс с учетом возникших трудностей и ошибок;
Коммуникативные: составлять небольшие устные монологические высказывания, «удерживать» логику повествования, приводить убедительные
доказательства.

- Ребята, кому было интересно на уроке, прикрепите большие звездочки к облаку, у которого открытые глазки. Если не понравился, то на противоположную. Прикрепляют звездочки к облаку.

X. Домашнее задание.

Цели: продолжить работу по закреплению изученного материала дома, формировать самостоятельность в учебно-познавательной деятельности.

Даёт комментарий к домашнему заданию.
-Предлагаю поучаствовать в проекте «Мы вместе», в акции «Добрые письма». Этот проект, созданный Российским движением детей и молодёжи с целью подарить частичку тепла и заботы защитникам нашей Родины. Напишите сочинение в эпистолярном жанре на тему: «Спасибо вам за всё». Разместите письмо в соцсетях с хештегами #ДобрыеПисьма, #МЫВМЕСТЕ, #РДДМ

или

-Создать коллаж на тему «Дети и война»

(Раздаточный материал. Приложение №5)

Учитель, комментируя работу учащихся, выставляет оценки за урок, отталкиваясь от количества звёздочек, полученных во время урока. (наибольшее количество - оценка «5», среднее - «4». «2», «3» не выставляются).

Получают конверты с домашним заданием.

Познавательные: презентовать подготовленную информацию в наглядном и вербальном виде;
Регулятивные:
оценивать уровень владения тем или иным учебным действием;
Коммуникативные: взаимодействие с учителем и сверстниками.