Классный час «Эффективное общение – признак эмоционального интеллекта». 6–9-е классы

Разделы: Классное руководство

Классы: 6, 7, 8, 9

Ключевые слова: классный час


1. Вступительное слово учителя (вариант 1)

Здравствуйте, ребята. Садитесь, пожалуйста, я рада вас видеть. Меня зовут Екатерина Владимировна. Сегодня я проведу у вас классный час. Мне очень хочется, чтобы наше общение было интересным и полезным, чтобы результаты классного часа запечатлелись не только в вашем сознании, но и в сердце, в душе. Я желаю нам совместной плодотворной работы.

Беседа (вариант 2)

- Ребята, скажите, а какие чувства или эмоции вы испытываете в данный момент?

(Карточки с изображением эмоций: кто испытывает чувства радости? Тревоги? Уверенности? Страха? А кто спокоен и ничего не ощущает?)

- Спасибо.

- А кто скажет, что такое эмоции? Ответы детей, потом определение из словаря:

Эмоции - это чувства, переживания человека, возникшие как реакция на внешнее воздействие. Эмоции имеют ярко выраженную субъективную окраску.

Чтобы это проверить, давайте сыграем в игру «Угадай эмоцию».

(От каждой команды нужен 1 участник)

Четыре игрока одновременно поднимают смайлик с эмоцией, которую испытывают, когда слышат определённые слова и выражения. Если эмоции не совпадают, нужно объяснить свой выбор (перед ребятами лежат смайлики, изображающие радость, грусть, страх, равнодушие…)

  • 1 сентября
  • Летние каникулы
  • лягушка
  • Новый год
  • День рождения
  • Урок физкультуры
  • Война
  • столовая
  • манту
  • мама

Таким образом, мы ещё раз убедились в том, что эмоция - это субъективная реакция, каждый реагирует так, как чувствует.

Продолжение беседы

- Почему эмоции так важны?

Американский писатель Чарльз Свиндолл сказал, что жизнь на 10% состоит из того, что происходит с нами, и на 90% из того, как мы на это реагируем.

Современный мир полон стрессовых ситуаций, с которыми трудно справляться как взрослым, так и детям. В школе вы можете встретиться с завышенными требованиями со стороны учителей, дома родители от вас ждут успехов в учебе, в спорте, в музыке и др. Даже ваши ровесники испытывают вас на прочность, ставят в ситуацию выбора, и нередко возникают конфликты.

Каждому человеку важно научиться регулировать взаимоотношения с другими людьми, управлять своими эмоциями и контролировать их.

Вы все, наверное, слышали про IQ человека - коэффициент интеллекта. В 90-е годы 20 века появились статьи ученых Джека Майера и Питера Саловей, а затем и книги Дэниела Гоулмана об EQ - эмоциональном коэффициенте.

- Что такое эмоциональный интеллект?

Работа в группе

В каждой группе есть информация об эмоциональном интеллекте. Прочитайте, обсудите и выпишите на листочки ключевые слова.

  • 1-я группа: Эмоциональный интеллект (EQ) - это способность понимать и выражать собственные эмоции, а также распознавать эмоции других и влиять на них.
  • 2-я группа: Люди с развитым эмоциональным интеллектом умеют договариваться с другими людьми, принимать решения и правильно реагировать на негативные ситуации.
  • 3-я группа: Эмоциональный интеллект - это «здравый смысл»: способность правильно оценить обстановку и оказать на неё влияние, интуитивно понять то, что не сказано.
  • 4-я группа: Эмоциональный интеллект - это способность знать свои сильные и слабые стороны и видеть их у людей, справляться с напряжением и быть устойчивым к стрессу, быть порядочным и обязательным.

Составление кластера «Эмоциональный интеллект».

Беседа

- Что вы видите на картинке? (айсберг)

- Как вы думаете, почему эмоциональная составляющая важнее, чем интеллектуальная

(Человек может обладать высоким интеллектом, но при этом не социализироваться в обществе, не найти себя в этой жизни. И наоборот, есть люди, не обладающие высоким уровнем интеллекта, но проживают счастливую жизнь. И всё это благодаря высокому уровню эмоциональной устойчивости, или эмоционального интеллекта).

Работа в группах

Одним из важных составляющих эмоционального интеллекта является умение договариваться с другими людьми. И мы сегодня с вами сформулируем правила эффективного общения. Ваша задача - прочитать притчи и определить их основные мысли. Вам предстоит работать в группах.

1-я группа

Притча об умении слушать «Два царя»

Один царь послал гонца в дружескую соседнюю страну с некой вестью. Гонец задержался, поэтому прибыв в столицу, он незамедлительно направился к дворцу. Вбежав в тронный зал, еле дыша от усталости, он начал:

- Господин, мой царь послал меня к вам сказать, чтобы вы прислали ему синюю лошадь с черным хвостом… а если вы не пришлете ему такой лошади, то…

- Не желаю больше слушать! - вскричал владыка. - Передай своему господину, что нет у меня такой лошади, а если бы и была, то я…

Тут он закашлялся, а гонец, услыхав такой ответ, в страхе выскочил из дворца, и, запрыгнув на коня, помчался докладывать об услышанном.

Сильно рассердился царь, узнав, что его старый друг так ответил ему. Решив, что сосед из друга превратился во врага, он объявил ему войну.

Много крови пролилось в сражениях, и много городов было разрушено в ходе войны. Когда же обе стороны истощили свои запасы, они решили объявить перемирие и начать переговоры.

Во время встречи второй царь спросил первого:

- Что ты хотел сказать, говоря: «Пришли мне синюю лошадь с черным хвостом, а если не пришлешь, то…»?

- То пришли лошадь другой масти! А ты что хотел сказать своим ответом: «Нет у меня такой лошади, а если бы и была, то я…»?

- То я бы непременно послал ее в подарок своему доброму соседу.

Вывод: людям необходимо уметь слушать и слушать друг друга.

2-я группа

Притча о доброте «Благодарные люди»

Когда-то где-то, жил очень мудрый и старый человек. Его окружали друзья, настоящие друзья, которые были готовы помочь ему всегда и выручить его в любой ситуации. Те, кто узнавал это, обычно удивлялись, откуда у него столько настоящих друзей. Откуда столько людей, готовых ему помочь, выручить его. И однажды один из таких наблюдателей не выдержал и решил спросить у старика, в чём секрет?

Старик улыбнулся и сказал:

- Когда я поливаю растения, я просто поливаю их, потому что мне это несложно, а растениям от этого лучше. Я не жду благодарности, но некоторые растения расцветают и дарят себя мне. Это цветы. Не все растения расцветают и дарят нам цветы, но цветы не расцветут, если их не полить.

Этот человек любил совершать добрые дела. Он совершал их, не ожидая ничего взамен, и иногда ему встречались люди, которые были благодарны за это.

Вывод: людям необходимо быть добрыми по отношению друг к другу.

3-я группа

Притча «Сила сотрудничества»

Ехал однажды богач в роскошной карете, которую везла шестерка породистых лошадей, купленных в разных странах. Карета завязла в трясине, и сколько кучер ни стегал лошадей, они не могли сдвинуться с места. Но тут появился крестьянин на телеге, которую везла пара лошадок, и с легкостью проехал через ту самую трясину. Богач изумился и спросил крестьянина:

- В чем сила твоих неказистых лошадей?

И тот объяснил:

- Ваши лошади, хоть и сильны в отдельности, но все разной породы. Каждая считает себя лучше и породистее другой и тянет в свою сторону: стегнешь одну, а другая только радуется. А у меня лошадки простые, одной масти: кобыла со своим жеребенком. Только пригрозишь кнутом одной, так другая все силы прикладывает, чтобы помочь той, что рядом.

Вывод: людям необходимо сотрудничать.

4-я группа

Притча о милосердии «Незабудка»

Вырос в поле цветок и радовался: солнцу, свету, теплу, воздуху, дождю, жизни… А еще тому, что Бог создал его не крапивой или чертополохом, а таким, чтобы радовать человека.

Рос он, рос… И вдруг шел мимо мальчик и сорвал его.

Просто так, не зная даже зачем.

Скомкал и выбросил на дорогу.

Больно стало цветку, горько.

Мальчик ведь даже не знал, что ученые доказали, что растения, как и люди, могут чувствовать боль.

Но больше всего цветку было обидно, что его просто так, без всякой пользы и смысла сорвали и лишили солнечного света, дневного тепла и ночной прохлады, дождей, воздуха, жизни…

Последнее о чем он подумал - что все-таки хорошо, что Господь не создал его крапивой. Ведь тогда мальчик непременно обжег бы себе руку.

А он, познав, что такое боль, так не хотел, чтобы еще хоть кому-нибудь на земле было больно…

Вывод: людям необходимо быть милосердными.

Выводы фиксируются на доске.

Итоги: В отличие от многих врожденных талантов - вроде математических способностей или музыкального слуха, - эмоциональный интеллект как навык социальный можно совершенствовать всю жизнь. В рабочем коллективе, в отношениях с родителями, друзьями мы можем постоянно работать над эмпатией и навыками коммуникации, что обязательно скажется на качестве наших отношений, настроении и образе жизни. И помните, в любой ситуации важно оставаться человеком!

Ирина Самарина - Лабиринт

А чтобы человеком оставаться...

А чтобы человеком оставаться -
Не нужно быть богатым и большим.
Достаточно помочь в беде стараться.
Не мстить и не завидовать другим…

А чтобы человеком оставаться -
Не нужно кубок выиграть совсем,
Достаточно прохожим улыбаться
И не бояться собственных проблем…

Достаточно, беду чужую встретив,
Лишь равнодушно мимо не пройти.
И понимать, что будущее - в детях,
Что в любящей семье должны расти…

И если кто-то камень бросил в спину,
То тем же никогда не отвечать…
И все свои сомнения откинув,
Поверив в счастье - снова жить начать!

Не упрекать, не льстить, не прогибаться.
И не в вине - в душе искать ответ…
А чтобы человеком оставаться -
Светить должны, не ставя счёт за свет…