«Как не любить нам землю эту…»

Разделы: Внеклассная работа, Патриотическое воспитание


Номинация: Лучший библиотечный урок для обучающихся основного общего образования

Цели:

  • привить детям чувство любви к родной земле, к малой родине;
  • воспитание патриотизма;
  • пробудить интерес к истории родного края.

Задачи:

  • помочь детям осознать себя частью природы;
  • формировать бережное отношение к окружающей природе, чувство ответственности;
  • развивать коммуникативные способности, умение работать в группе;
  • развивать речь, внимание, наблюдательность;
  • повторить с детьми правила поведения на природе;
  • формирование чувства сопричастности к происходящему вокруг;
  • воспитание любви к Родине, родному краю

Ожидаемые результаты:

Личностные:

  • самостоятельность и личная ответственность за свои поступки, установка на здоровый образ жизни;
  • экологическая культура: ценностное отношение к природному миру, готовность следовать нормам природоохранного, нерасточительного, здоровьесберегающего поведения;
  • гражданская идентичность в форме осознания «Я» как гражданина России, чувства сопричастности и гордости за свою Родину, народ и историю;

Метапредметные результаты:

Регулятивные универсальные учебные действия

  • адекватное восприятие предложений учителей, товарищей и других людей по исправлению допущенных ошибок;
  • концентрация воли для преодоления интеллектуальных затруднений;
  • стабилизация эмоционального состояния для решения различных задач.

Коммуникативные универсальные учебные действия:

  • ставить вопросы; обращаться за помощью; формулировать свои затруднения;
  • предлагать помощь и сотрудничество;
  • определять цели, функции участников, способы взаимодействия;
  • договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности;
  • формулировать собственное мнение и позицию;
  • координировать и принимать различные позиции во взаимодействии.

Познавательные универсальные учебные действия:

  • ставить и формулировать проблемы;
  • осознанно и произвольно строить сообщения в устной и письменной форме, в том числе творческого и исследовательского характера;
  • устанавливать причинно-следственные связи.

Методы обучения: Словесные, наглядные, проблемные, частично-поисковые.

Формы организации: Совместные, групповые.

Средства обучения: Компьютер, мультимедиа, презентация, карточки, доска, фотографии.

Ход мероприятия

На доске эпиграф:

  1. Любят Родину не за то, что она велика, а за то, что она своя. (Луций Аней Сенека)
  2. Рапечатанные фотографии Новосибирской области и города Барабинска (старого и современного)
  3. На стенде офрмлена выставка литературы, посвященная данной теме:
    1. Н.А.Алескандров «Народная летопись. Новосибирская область» т.1. - Новосибирск: Историческое наследие Сибири, 2021
    2. Н.А.Алескандров «Народная летопись. Новосибирская область» т.2. - Новосибирск: Историческое наследие Сибири, 2021
    3. Новониколаевская губерния - Новосибирская область.1921-2000. Хроника. Документы
    4. И.Ф.Цыплаков .Имя на карте города. Новосибирск: Новосибирское книжное издательство, 2001
    5. «Земляки - это слово наполнено силой земли». Новосибирск: АНО «Масс-Медиа-Центр», 2018
    6. Наша малая родина. Хрестоматия по истории НСО. 1921-1991, В.И.Баяндин, Новосибирск «Экор», 1997
    7. Фотоальбом «Новосибирская область - 60 лет (1937-1997)», Новосибирск, 1997
    8. Новосибирская область - Начало века. Новосибирск, 2003
    9. Сборники стихов местных поэтов: «Родники Барабы», Л.Бойков, В.Балачан, Е.Толчина, В.Развилинский, Г.Гостева и др.

- Добрый день, ребята, уважаемые гости! Я рада приветствовать вас на нашем мероприятии, тема которого «Как не любить мне эту землю…».

Мне бы хотелось, чтобы мы в ходе нашего краеведческого часа ответили на такие вопросы:

- Что для вас значит слово «Родина», «Малая родина»?

- Кого можно считать патриотом?

- Как можно проявить свою любовь к родной земле?

Целью нашего классного часа будет поиск ответов на эти вопросы.

Когда человек появляется на свет, родители дают ему имя. С этим именем он неразрывно связан всю жизнь. Точно так же неразрывно связан он и со своей Родиной.Сегодня мы, ребята, с вами будем говорить о своей малой Родине. А что такое для человека Родина? Что он считает своей Родиной: страну, в которой живет, дом, в котором родился, или березку у родного порога, а может место, где жили его предки? Ребята, а с чем ассоциируется словосочетание «Малая Родина»? Что для вас Родина?

Ответы учащихся

  1. Родина - это земля, на которой мы живем.
  2. Мать, которая дает жизнь.
  3. Это город, где мы родились и живем.
  4. Друзья и соседи, родной дом.
  5. Тепло родного очага.
  6. Ласковые руки матери.
  7. Советы отца.

- Ребята, давайте с вами назовем область в которой мы живем

- НСО

А кто знает какую юбилейную дату празднует наша область в этом году?

- 85 лет

- Молодцы!

А сейчас мы заглянем в паспорт Новосибирской области, в котором хранятся важные даты и события её истории.

На доску выводятся слайды с изображением паспортных страниц, на которых помещена следующая информация:

Слайд 1

28 сентября1937 - год образования НСО.

Слайд 2

178,2 тыс. кв. км - площадь НСО.

Знаете ли вы, что по площади НСО занимает 19 место в мире? По сибирским меркам территория Новосибирской области значительно больше, чем Бельгия, Дания, Нидерланды и Швейцария, вместе взятые.

Слайд 3

2,8 млн.человек - численность населения НСО. Более 1, 4 млн.чел. проживает в г. Новосибирске. Большую часть населения составляют русские -92%. Среди других национальностей преобладают украинцы, немцы и татары. Знаете ли вы, что по численности населения НСО занимает 15 место в мире?

Слайд 4

30 - количество районов НСО. Знаете ли вы, что в состав области входят 7 городов областного подчинения: Бердск, Искитим, Куйбышев, Барабинск, Татарск и Карасук, 18 поселков городского типа, более 1500 сельских населенных пунктов

Слайд 5

Климат - резко контитентальный.

Наша область - удивительной красоты край. Бескрайние поля, прозрачные озера, бурные реки. Здесь самые красивые пейзажи и необъятные просторы.

Только здесь можно зарядиться доброй и положительной энергией (фото природы нашей области)

Нам нельзя не гордиться краем, в котором мы живём! Берегите его - это ваш дом, ваша Родина! Давайте вспомним с вами правила поведения на природе.

Ответы детей.

Ничего в жизни не может быть краше и дороже, чем та Земля, которая нас взрастила.

Сколько прекрасных слов можно посвятить необычайно прекрасной земле нашего края. Она восхищает своей красотой и богатством

Слайд №6

«Перелески, озера да пашни- все приветливо радует взор. Нет просторов светлее и краше, Чем Барабинский милый простор. Хороши над Сартланом восходы, И красив над Чанами закат»…

Местные поэты такие, как Бойков Леонид, Глинский Олег, Лукин Борис, Титова Светлана, Панов Юрий, Сухинин Анатолий, Бабукина Тамара, все они пишут о своей малой Родине и о городе Барабинске с любовью и восхищением.

Эти стихотворения всегда наполнены живой энергией и солнечным оптимизмом. Мудрость и оптимизм слога учат каждого из нас чему­-то новому, светлому и теплому. Познакомить вас со своим творчеством и погрузить в мир волшебной природы нашей области желает один из поэтов земли нашей Л.А.Бойков

Слайд № 7

ЛЕОНИД АНДРЕЕВИЧ БОЙКОВ родился в селе Кожевниково Барабинского района.

С ранних лет пишет стихи, пронизанные любовью к своей малой родине.

Вышло несколько сборников стихов: "Молчание перед дорогой", "Журавлиное сердце", "Подранки", "К тишине прикасаются губами. Леонид Андреевич живет в Барабинске, работал преподавателем физкультуры профтехучилища "№ 11.

В настоящее время находится на заслуженном отдыхе.

Поэт читает свои стихи, а ребята внимательно слушают, между произведениями происходит небольшой обмен эмоциями.

Ребята, Родина - это наш общий дом!

По ходу обсуждения на доске рисуем ДОМ. (групповая работа)

КИРПИЧИКИ в основе - фундаменте:

  • СЕМЬЯ
  • школа
  • родной дом
  • одноклассники
  • Барабинск
  • Россия
  • НСО

- Значит, ребята, ЧТО МЫ РОДИНОЙ ЗОВЁМ? (слайды №1-5, все сопровождаются соответстующими фотографиями)

1.

Что мы Родиной зовём?
Дом, в котором мы живём живём
И берёзки, вдоль которых -
Рядом с мамой мы идём.

2.

Что мы Родиной зовём?
Поле с тонким колоском
Наши праздники и песни,
Тёплый вечер за окном.

3.

Что мы Родиной зовём?
Всё, что в сердце бережём.
И под небом синим-синим
Флаг России над Кремлём.

Любовь к своей земле - важнейшее чувство для каждого человека. У взрослого это чувство подобно большой реке. Опыт жизни расширяет понятие Отечества до границ всего государства. Но у каждой реки есть исток, маленький ключик, с которого все начинается. А с чего, по-вашему, начинается Родина? (ответы учащихся)

  1. Родина начинается с детства, с того места, где я родился и вырос.
  2. Родина начинается с того момента, как только я начал себя помнить.
  3. С детского садика, с первых классов школы
  4. С первой учительницы, которая учила меня считать и писать

Презентация "С чего начинается Родина…" (переключение программ экран - переключение программ - проигрыватель)

Давайте обратимся к вековому человеческому опыту. Поиграем в игру «Собери пословицы». (Ваша задача подобрать к фразам карточек из набора карточки №1 продолжение фраз из набора карточек №2)

(групповая работа)

Набор карточек №1

карточки №2

Человек без Родины -

чужая - мачеха.

Чужбина - калина,

Родина милей вдвойне.

На чужой стороне

родина - малина.

Родная сторона - мать,

Родины нашей.

Нет в мире краше

дороже золота.

Родина краше солнца,

что соловей без песни.

- Что для нас - малая Родина?

- Как называется наша малая родина (Бараба, Барабинск). Наша малая родина - город Барабинск.. Здесь все для нас дорого: и закаты над полями, и звонкое эхо в лесу, и длинная дорога, и добрые, неутомимые люди, живущие рядом с нами.

Откуда название - Бараба?

Названье Бараба происходит от народа особого, который в этой стороне проживал. Так и звался бараба или барама. Народец был немногочисленный - всего-то 3 тысячи человек. А ещё известно, что Барабой на языке тюркском птицу-сойку величали - рыженькая такая, с пятнышком небесно-голубым у сгиба крыла. Птица эта была священной для людей проживавших между реками Обь и Иртыш. Так или иначе, только прозвище «Бараба» прилипчивым оказалось. Через все народы прошло и уцелело до сих пор. Оттого на карте физической низменность называется Барабинской. На карте есть город Барабинск. Жителей местных барабинцами кличут.

А ещё «Бараба» в переводе с татарского означает «многоводье» или «наличие воды». И действительно в нашем крае много озер, болот, рек.

- А кто знает, как же образовался наш милый городок?

Наш городок существует, благодаря железной дороге, веточке, которая тянулась и разрасталась. Начало строительства Транссибирской магистрали было положено в 1891 году, когда царь Александр III подписал рескрипт: "Повелеваю ныне приступить к постройке сплошной через всю Сибирь железной дороги, имеющей целью соединить обильные дарами природы Сибирские области с сетью внутренних рельсовых сообщений".

Повествование идет в параллели с показом соответствующих слайдов:

Изначально планировалось вести магистраль к купеческому городу Каинску, но по предварительным расчетам это оказалось очень дорого, поэтому решили, прокинуть железнодорожную ветку по более короткому пути.для этого необходимо было найти и организовать рабочих Строительство будущей станции на Западносибирском участке железной дороги началось в 1894 г. Первые рабочие прибыли 20 июля 1893 г. (эта дата считается днем основания Каинска - Томского). Каждый год на участке работали более 20 тысяч человек. К строительству привлекали местное население, заключенных, ссыльных крестьян и переселенцев из центральной части России. Параллельно с железной дорогой велось строительство паровозного депо. Камень, кирпич, песок, дерево и другие строительные материалы приходилось завозить с Урала, из Татарского уезда, с берегов Оби. На станции было построено небольшое депо, где работало 1000 человек. Через Барабинск проходили 3-4 пары поездов. Промышленность в поселке почти не развивалась. Исключение составили паровая мельница, примитивные кирпичные сараи и бойня (кожевенное сырье с бойни отправлялось за границу). В городе было 2 начальные школы, в которых обучалось 300 детей, две церкви, 17 кабаков и несколько картежных домов. Единственный в поселке медпункт обслуживался одним врачом. Так образовалась станция Барабинск

Барабинск - узловая железнодорожная станция Западно-Сибирской железной дороги. На территории станции Каинск - Томский в начале ХХ столетия насчитывалось 300-400 землянок. Несколько десятков деревянных и кирпичных домов с 1049 жителями.

Первоначально поселок рос в северном направлении, одна за другой появлились новые улицы: Партизанская (1901 г.), Советская (1903 г.), Краскома, Ленина (Московская 1905 г.), Лермонтова (1909 г.), пер. Водопроводный (1913 г.), Л.Толстого (Базарная 1916 г.) и т.д.

Так земля потепенно заселялась рабочими и их семьями, строились дома, заводы, фабрика, и станция превратиласвь в город Барабинск

Обсуждение презентации «Моя малая Родина - Бараба моя родная!»

  1. Слайд-схема основания Барабинска
  2. Барабинск на карте НСО
  3. Герб Барабинска (симолика. Истории создания герба)
  4. Герб Барабинского района (- Как вы думаете, почему два журавля? Ответы детей, уточнение библиотекаря) ответы плавно перетекают в следующий слайд про озера
  5. озера (Сартлан, Чаны)
  • Человек без Родины - что соловей без песни.
  • Чужбина - калина, родина - малина.
  • На чужой стороне Родина милей вдвойне.
  • Родная сторона - мать, чужая - мачеха.
  • Нет в мире краше Родины нашей.
  • Родина краше солнца, дороже золота.

- Много пословиц о Родине сложил народ и в каждой из них прослеживается огромная любовь к ней.

- О своей земле всегда говорят с теплом, любовью и заботой. Например, когда читаем стихи и рассказы о Родине, или когда пишем сочинение, мы всегда стараемся видеть или показать все ее великолепие.

Предлагаю вам послушать отрывок из сочинения ученицы 5 класса …

Сочинение «С чего начинается Родина?»

У каждого человека есть своя малая Родина - место, где он родился, родной дом, любимая семья.

Замечательный писатель Михаил Пришвин писал: «Рыбе - вода, птице - воздух, зверю - лес, степь, горы. А человеку нужна Родина».

Для меня слово «Родина» значит что - то очень дорогое, любимое, бесценное, ради которого можно умереть.

Невозможно описать те мысли, те чувства, которые наполняют меня, когда я вижу поле, на котором колосятся золотые хлеба, когда гуляешь на лесной опушке, упадешь в зеленую траву, закроешь глаза и слушаешь, как поют птицы, шумят деревья своими листьями, дует ветерок, вокруг тебя красуются цветы, сияют спелые ягоды земляники и клубники! А ты лежишь и вдыхаешь чудесный аромат цветов, наслаждаешься пением птиц, а на душе появляются такие чувства, что невозможно передать словами!!! А еще когда приходишь домой, на столе стоит теплое парное молоко, бабушкины пироги со сметаной…

Когда все это почувствуешь, вдохнешь запах, хочется встать посреди поля и крикнуть: «Родина! Матушка! Я люблю тебя!!!»

Моя малая Родина - это город Барабинск. Здесь я родилась и сделала свои первые шаги. С первых дней жизни меня окружает тепло и забота родных людей, согревают лучи жаркого солнца. И для меня нет места краше, чем мой город. Я люблю свой город. Люблю потому, что здесь самое яркое солнце, самая зеленая трава, самое голубое небо, самые лучшие люди и друзья. Люблю потому, что здесь живут мои родители, мой маленький братик, мои бабушка и дедушка

У каждого человека до конца дней сохраняется любовь к тому месту, откуда берёт начало его жизнь - к отчему дому. Первые и самые прочные представления о добре и зле, о красоте и уродстве мы выносим из неё. Природа родного края отчеканивается в наших душах навеки. Так устроен человек: ему дорога земля, на которой он родился. Он любит то место, с которым связано его детство.

Чувство любви к Родине прорастает, как все большое, из малого зернышка.

И этим зернышком является речка, текущая в ивняке (Слайд), зеленый косогор с березами (Слайд) Это быть может лесная опушка и сад за околицей (Слайд), овраг с душистыми травами и холодным ключом. (Слайд)

И не так уж сложно объяснить, почему это все нам дорого. Память людей связана с тем местом, где они родились, где прошло их детство, где они научились понимать жизнь. Это могучая сила памяти! Она влечет птиц из дальних краев к месту, где они родились, она всю жизнь согревает человеческое сердце, делает его счастливым. Мы любим Родину. А любить Родину - значит жить с ней одной жизнью.

Учитель: Как называется человек, который любит своё отечество, свою родину, предан своему народу, готовый на жертвы и совершающий подвиги во имя интересов своей Родины? (Патриотом).

Кого же мы называем патриотом? Давайте попробуем составить его портрет.

(Работа по группам). Перед вами листы, на них незаконченное предложение:

«Патриот - человек, который…» (Предан своему отечеству, к своему народу; служит в армии; знает историю своего народа; хорошо учится)

У вас будет несколько минут на выполнение этого задания, пока звучит песня- вы работаете в группах.

Работа в группах по 5 человек.

- Расскажите, что у вас получилось?

Слайды

Современный словарь определяет значение слова "патриот" - это человек, любящий своё отечество, преданный своему народу, готовый на жертвы и совершающий подвиги во имя интересов своей родины.

Непросто ответить на вопрос: "За что мы любим мать?". Сказать можно много, но вот будет ли ответ полным? Не так просто ответить и на вопрос: "За что люди любят Родину?". Каждый может дать свой ответ, но вот будет ли этот ответ единственно верным? Вспомни, бывало ли, что ты сердился на строгость матери. А разве редко приходится слышать ворчание, что, мол, есть страны и земли богаче, лучше, чем Россия? Настоящему патриоту свойственно видеть вокруг не только достоинства, но и недостатки. Вот только истинный патриот не станет ворчать да жаловаться.

- Учитель показывает слайд «Обязанности патриота» из презентации.

Патриотизм особенно проявляется во время войн, когда на страну нападают враги и нужно защищать свою Родину. Среди тысяч людей, вставших на защиту своей Родины, мужественно боролись с врагами юноши, девушки нашей земли (Дети выходят с заранее подготовленными докладами о защитниках Героях-барабинцах в годы ВОВ)

- А вы, ребята, патриоты? (ответы детей)

Учитель: - Вы патриоты своей школы, своего города, своей семьи, своего района. Ваш патриотизм прежде всего проявляется в делах на благо людей, на благо нашего города, школы, района.

Подумайте, что вы можете сделать для других. Начните с малого: сделайте уборку в квартире, помогите однокласснику в учёбе, защитите малыша, с друзьями наведите порядок у себя во дворе. От малых дел рождается большая любовь к ближнему, к семье, народу, России. Все это мы называем патриотизмом.

Учитель: Наше сегодняшнее мероприятие подходит к концу. И давайте мы сделаем вывод. Ребята, что же такое РОДИНА, МАЛАЯ РОДИНА, ПАТРИОТИЗМ?

Родина - мы произносим тихо,
И в глазах задумчивых у нас
Медленно качается гречиха
И дымится луч в рассветный час.

Речка вспоминается, наверно.
Чистая, прозрачная до дна.
И сережки светятся на вербе,
И в траве тропиночка видна.

Родина - мы говорим, волнуясь,
Даль без края видим пред собой,
Это наше детство, наша юность,
Это все, что мы зовем судьбой.

Родина! Отечество святое!
Перелески. Рощи. Берега.
Поле от пшеницы золотое.
Голубые от луны стога.

Сладкий запах скошенного сена,
Разговор в деревне нараспев,
Где звезда на ставенку присела,
До Земли чуть-чуть не долетев

Родина! Земля отцов и дедов!
Мы влюбились в эти клевера,
Родниковой свежести отведав
С краешка звенящего ведра.

Это позабудется едва ли -
И навек останется святым…
Землю ту, что Родиной назвали,
Коль придется, сердцем защитим.

Рефлексия

Закончить наш урок я хочу одной притчей, которую однажды мне рассказал мой отец, в детстве:

«В одном селении было два мудреца, но у одного было много учеников, и к нему шли люди, а к другому нет. Второй решил скомпрометировать мудреца-учителя.

Он думал так: поймаю я бабочку и задам вопрос - Что у меня в руке: живое или мертвое? Если он ответит - живое, то легким нажатием раздавлю бабочку и покажу, что он неправ. Если скажет - мертвое, то раскрою ладонь и выпущу бабочку.

Так он и сделал. Пришел к мудрецу-учителю и задал свой вопрос. Поднял Учитель на него свои лучистые глаза, и столько добра и любви полилось из них. Улыбнулся он и ответил: «Все в твоих руках…»

«Все в твоих руках», - повторил отец и оставил меня одну подумать…

- Ребята, вы поняли, почему я рассказала эту притчу? Что сегодня в ваших руках? (Будущее нашей Родины, нашего края, нашей природы и всего человечества, память о прошлом.)

Мне бы хотелось, чтобы вы всегда помнили, что вы - граждане великой земли, имеющей богатую и славную историю, чтили ее символы, гордились своей страной. У каждого человека есть своя дорога в жизни и только от него зависит, каким будет его путь и его будущее. Вы дети Новосибирской области - вы надежда и будущее нашей страны. Все в ваших руках!

А пока звучит Песня про Барабинский район я предлагаю вам вспомнить все то, о чем мы сегодня с вами говорили, почувствовать те эмоции, которые испытываете и определится с выбором смайлика, которые лежат на столе и поместить один из них на нашу доску эмоций.

Песня про Барабинский район.

Спасибо вам все за участие!

Список использованной литературы

  1. Н.А.Алескандров «Народная летопись. Новосибирская область», т.1.- Новосибирск: Историческое наследие Сибири, 2021.
  2. Н.А.Алескандров «Народная летопись. Новосибирская область», т.2. - Новосибирск: Историческое наследие Сибири, 2021.
  3. Новониколаевская губерния - Новосибирская область.1921-2000. Хроника. Документы.
  4. И.Ф.Цыплаков .Имя на карте города. Новосибирск: Новосибирское книжное издательство, 2001.
  5. «Земляки - это слово наполнено силой земли». Новосибирск: АНО «Масс-Медиа-Центр», 2018.
  6. Наша малая родина.Хрестоматия по истории НСО. 1921-1991, В.И.Баяндин, Новосибирск «Экор», 1997.
  7. Фотоальбом «Новосибирская область - 60 лет (1937-1997)», Новосибирск, 1997.

Интернет-источники

  1. Новосибирская область - Начало века. Новосибирск, 2003.
  2. Сборники стихов местных поэтов: «Родники Барабы», Л.Бойков, В.Балачан, Е.Толчина, В.Развилинский, Г.Гостева и др.