Сборник контрольных работ по литературе для 7-го класса по программе Г.С.Меркина

Разделы: Литература

Класс: 7


Пояснительная записка

Целью литературного образования является воспитание квалифицированного читателя с развитым эстетическим вкусом и потребностью в культурном развитии. Для получения такого результата необходима систематическая и комплексная работа учителя-словесника, промежуточные результаты которой отслеживаются при осуществлении тестового контроля, что позволяет объективно определять уровень подготовленности каждого ученика.

Предлагаемое пособие призвано помочь учителям в организации мониторинга промежуточных результатов литературного образования, что, в свою очередь, даст возможность словеснику скорректировать свою работу и добиться лучших результатов. Кроме того, оно направлено на постепенную и целенаправленную подготовку к государственной итоговой аттестации в 9- и 11-х классах в формате ОГЭ и ЕГЭ.

Сборник включает в себя 4 контрольные работы:

  • Контрольная работа №1 за 1 четверть
  • Контрольная работа №2 за 2 четверть
  • Контрольная работа №3 за 3 четверть
  • Контрольная работа №4 (итоговая).

Каждая работа состоит из трех частей.

Часть 1 содержит задания с выбором ответа (тесты).

Часть 2 - задания с кратким ответом (одно-два слова). Система вопросов проверяет не только знание художественного текста, биографии писателей и поэтов, но и сведения по теории литературы, недостаток которых часто обнаруживается на завершающем этапе школьного литературного образования. Готовя учащихся к выполнению подобных заданий, учитель точнее определяет объем необходимого терминологического и понятийного инструментария, таким образом делая свою работу более целенаправленной и результативной. В этом учителю может помочь не только организация изучения соответствующих разделов учебника, но и систематическая работа со словарями теоретико-литературных понятий, составление таблиц, проведение терминологических диктантов.

Часть 3 проверяет умение строить содержательное речевое высказывание на заданную литературную тему, сформулированную в виде вопроса. Ответ на вопрос представляет собой связный текст-рассуждение в объеме 3-5 предложений. Подобная работа выявляет умение анализировать текст, находя в нем необходимые для выполнения задания компоненты. Практика показывает, что выполнение таких заданий требует большей меры познавательной активности и самостоятельности.

На выполнение работы отводится 40 минут.

Каждый правильный ответ на вопрос Части 1 и Части 2 оценивается 1 баллом (задания на сопоставление - 1 балл за каждое правильно найденное соответствие). Задание Части 3 оценивается в диапазоне от 0 до 3 баллов.

Баллы

Критерии оценивания Части 3

1. Соответствие ответа заданию

1

Ответ содержательно соотнесён с поставленной задачей

0

Ответ содержательно не соотнесён с поставленной задачей

2. Аргументированность, привлечение текста произведения

2

Суждения аргументируются анализом элементов текста
произведения

1

Суждения аргументируются только общими рассуждениями о содержании произведения (без анализа элементов текста, важных для выполнения задания) или только его пересказом

0

Суждения не аргументируются, текст произведения не
привлекается или грубо искажено содержание произведения

3

Максимальный балл

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА ПО ЛИТЕРАТУРЕ №1

Часть 1

1. Былина - это...
А) жанр литературы
Б) жанр фольклора
В) устное эпическое сказание

2. Для былин характерна:
А) гипербола
Б) иносказание
В) нравоучение

3. Кем по роду своей деятельности был Микула?
а) купец;
б) пахарь;
в) князь;
г) разбойник.

4. С кем боролся Петр в «Повести о Петре и Февронии Муромских»?
а) со змеем;
б) с поляками;
в) с драконом;
г) ни с кем.

5. Какое чудо произошло после смерти Петра и Февронии в двернерусской повести?
а) тела Петра и Февронии оказались в едином гробе;
б) начался проливной дождь;
в) на их могилах выросли цветы;
г) из тела озарились светом.

6. Какие реформы в области литературы не принадлежат М.В.Ломоносову?
А) Реформа стихосложения.
Б) Реформа литературного языка.
В) Реформа прозы.

7. Какое теоретическое сочинение не принадлежит перу М.В.Ломоносова?
А) «Учение о «трёх штилях»;
б) «Новый и краткий способ к сложению российских стихов»;
в) «О пользе книг церковных в российском языке».

8. . Какова тональность «Оды на день восшествия на престол императрицы Елисаветы Петровны, 1747 г.»?
А) лирическая;
б) трагическая;
в) торжественная;
г) комическая.

9. В каких строках стихотворения М.Ломоносова выразилась уверенность поэта в будущем процветании русской науки:
А) «Науки юношей питают…»

Б)

«О вы, которых ожидает
Отечество от недр своих
И видеть таковых желает…»

В)

«Что может собственных Платонов
И быстрых разумом Невтонов
Российская земля рождать…»

10. Какой вклад внёс в развитие литературы Г.Р.Державин?
А ) Теория "3 стилей".
Б ) Соединил слова "высокие" и "низкие".
В) Развитие реалистического языка.
Г) Онегинская строфа.

11. Как можно объяснить смысл названия комедии Д.И.Фонвизина «Недоросль»?
А) ленивый, ограниченный, невежественный человек
Б) главный герой комедии
В) дворянин, не получивший должного образования и поэтому не имеющий права вступать в службу и жениться
Г) подросток 15-17 лет

12. Какова основная проблематика комедии Д.И.Фонвизина «Недоросль»?
А) отцов и детей;
б) крепостного права;
в) воспитания

13. К какому направлению можно отнести пьесу Д.И.Фонвизина «Недоросль»?
А) просветительский классицизм;
б) просветительский реализм;
в) реализм.

14. Определите жанр «Песни о вещем Олеге» А.С.Пушкина:
А) былина;
Б) поэма;
В) баллада.

15.

Волхвы не боятся могучих владык,
А княжеский дар им не нужен.

Литературоведы считают, что Пушкин в этой фразе говорит о:
А) Духовной свободе поэта от властей
Б) Смелости волхва
В) Неприязни волхва к князю

16. Кто с «волей небесною дружен» в балладе А.С.Пушкина «Песнь о вещем Олеге»?
а) Олег;
б) волхв;
в) Игорь;
г) Ольга.

17. Указать соответствие произведений и их жанров (по типу: 1А, 2Б)

  1. «Повесть временных лет»
  2. «Повесть о Петре и Февронии Муромских»
  3. «На день восшествия на всероссийский престол государыни императрицы Елисаветы Петровны 1747 года»
  4. «Властителям и судиям»
  5. «Недоросль»

а) комедия
б) стихотворение
в) летопись
г) ода
д) повесть(житие)

18. Соотнесите термин и определение.

1) стихотворение

А) в литературном произведении образ человека, от лица которого ведется повествование

2) былина

Б) один из видов эпического произведения, по объему и охвату жизненных явлений больше, чем рассказ, меньше, чем роман.

3) повесть

В) один из видов лироэпических произведений, для которых характерны сюжетность, событийность и выражение автором собственных чувств

4) метафора

Г) последовательность и связь событий в художественном произведении

5) сюжет

Д) произведение устной поэзии о богатырях и народных героях

6) эпитет

Е) написанное стихами произведение, часто лирическое, выражающее душевные переживания

7) поэма

Ж) слово или выражение, употребленное в переносном смысле

8) рассказчик

З) художественное определение предмета или явления, помогающее живо представить себе предмет

Часть 2

1. О каком литературном деятеле 18 века идет речь? Запиши его произведение.
Сформулировал теорию о «трех штилях», оказавшую серьезное влияние на развитие русской литературы. Стал ведущим академиком в русской Академии наук, где стремился поддержать молодых талантливых ученых, заботясь о просвещении народа, величии и процветании страны. Он открыл новые художественные возможности жанра оды, пробовал свои силы в эпической поэме и басне, в жанрах послания, идиллии, эпиграммы.

2. Узнайте по характеристике имя героя:
Избалованный сынок. Его имя означает «подобный матери». Он, как и мать, невежествен, груб, жесток по отношению к окружающим. Лентяй (испытывает отвращение к труду и учению), капризен, приучен к сытной и обильной еде, свободное время проводит на голубятне. Признаёт только право сильного. Пока мать держит в своих руках власть, он с ней; как только она эту власть утрачивает, сын её предаёт.

3. Какие характерные признаки классицизма нашли отражение в комедии Д.И.Фонвизина «Недоросль». Перечисли их.

4. Кому из героев принадлежат слова: «Вот злонравия достойные плоды»?

5. Назовите литературного героя, произведение и автора по отрывку:

Запомни же ныне ты слово мое:
Воителю слава - отрада;
Победой прославлено имя твое;
Твой щит на вратах Цареграда;
И волны и суша покорны тебе;
Завидует недруг столь дивной судьбе

Часть 3

Напишите развернутый ответ (3-5 предложений) на один из вопросов (укажите его номер)

1. Как вы объясните слова М.Горького, что «Фонвизиным начата великолепнейшая и, может быть, наиболее социально-плодотворная линия русской литературы - линия обличительно-реалистическая»?

2. Почему «вещий» Олег не сумел уберечься от злой участи?

Критерии оценивания.

За верное выполнение задания ученик получает:

Часть 1

  • 1-16задание - 1 балл;
  • 17-18 задание - 3 балла;

Часть 2

  • 1-5 задание - 1 балл;

Часть 3 (0-3 балла)

Максимальная сумма - 30 баллов.

Шкала перевода в пятибалльную оценку.

Количество балов

Менее 15

15-20

21-26

27-30

Оценка

«2»

«3»

«4»

«5»

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА ПО ЛИТЕРАТУРЕ №2

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА ПО ЛИТЕРАТУРЕ №3

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА ПО ЛИТЕРАТУРЕ №4