Использование инновационных технологий в период дистанционного обучения

Разделы: Начальная школа


Дистанционное обучение - это не дань моде,
а дань необходимости. Человек не может
по-настоящему усовершенствоваться,
если не помогает усовершенствоваться другим.

Ч.Диккенс

Интерактивные информационные технологии в современном мире постоянно развиваются, совершенствуются и успешно проникают во все сферы деятельности человека, в том числе и в образование. Появляются новые методы, формы, средства образования, способы обучения, один из которых - дистанционное обучение, ставшее важным инструментом модернизации образовательного процесса.

Цели дистанционного обучения:

  • Организация непрерывного обучения (болезнь, погодные условия и т.п.).
  • Повышение качества обучения за счёт применения современных образовательных технологий.

Задачи дистанционного обучения:

  • Разнообразить формы современного урока.
  • Осуществить индивидуальный подход в обучении.
  • Дистанционно поддержать очное обучение.
  • Обеспечить доступность качественной современной образовательной услуги.

Дистанционное обучение (ДО) - взаимодействие учителя и учащихся между собой на расстоянии, отражающее все присущие учебному процессу компоненты и реализуемое специфичными средствами Интернет-технологий или другими средствами, предусматривающими интерактивность.

Актуальность дистанционного обучения определяется принципами:

  • «образование для всех»;
  • «образование через всю жизнь».

В связи с введением ограничительных мер и режима самоизоляции по России, весной 2020 года школы вынужденно перешли на дистанционное обучение.

Жизнь учителя разделилась на ДО и ПОСЛЕ. До перехода на дистанционное обучение я о нём читала только в ст. 16 ФЗ-273 «Об образовании», но как это реализовать на практике не представляла вообще. Было много вопросов: Что это? Как это делать? Где брать? Куда отправлять? Как оценивать?

Я, как и большинство моих коллег, была в поиске. Ознакомилась с предложенными образовательными платформами: Инфоурок, Учи.Ру, Яндекс учебник, ЯКласс, РЭШ. С Инфоуроком и Учи.ру была знакома по олимпиадам, проводимым на этих ресурсах, но для организации обучения на тот момент они мне не подошли. На ЯКлассе работали с классом апрель и май 2020 года. Изучила все особенности этой образовательной платформы, но из-за недостатка контента и плохого интернет-соединения пришлось отказаться. На ЯКласс по причине большой загруженности в период дистанционного обучения зайти было невозможно. Такая же проблема возникла при работе в РЭШ.

Параллельно с поиском удобной площадки для организации и проведения дистанционного обучения, я проходила разные курсы по новому для меня вопросу. Случайным образом узнала о сайте «Форум «Педагоги России»». В апреле 2020 года Форум «Педагоги России» запускал проект в форме онлайн-марафонов «Инновации в образовании». Я прошла дистанционно 6 марафонов в «Центре онлайн-обучения Всероссийского форума «Педагоги России» и получила 6 удостоверений о повышении квалификации в общей сложности 116 часов. «Форум «Педагоги России» оказался для меня источником практических знаний, которые сразу можно применить в работе.

Теперь выстроилась чёткая цепочка: Где брать? Куда отправлять? Как сделать интереснее?

Благодаря вебинарам сайта «Форум «Педагоги России»» я занялась самообразованием, научилась и применяю в своей практике работу с сервисами

Вся работа построена на согласованных действиях Учителя - Родителей - Детей.

В процессе дистанционного обучения у учителя новая роль:

  • координатор познавательных процессов;
  • консультант.

Доставка учебного материала учащимся, тестирование для выяснения уровня усвоения материала (тесты по предметам), контроль за процессом обучения, посещения, индивидуальная работа учащихся и групповая были организованы посредством использования образовательной среды на базе сервисов Google.

Видео-уроки, которые предварительно записываю, я размещаю на своём Ютуб-канале. https://studio.youtube.com/channel/UCSCLzAhZoXesuJWo5ENOMLw/videos/upload?filter=%5B%5D&sort=%7B%22columnType%22%3A%22date%22%2C%22sortOrder%22%3A%22DESCENDING%22%7D

Этот видеохостинг выдерживает тысячи пользователей одновременно, при просмотре урока «не тормозит», отправляю учащимся ссылку на видеоурок. Чтобы отследить смотрели ребята урок или нет, на канале есть аналитика - по количеству просмотров понятно сколько раз просматривался урок и сколько времени было затрачено на просмотр каждым посетителем.

Задания для закрепления и повторения я создаю в Гугл-форме в виде теста. Гугл-форма подразумевает создание огромного количества разнообразных заданий от простого выбора ответа до загрузки файлов, выбора места и времени. Отличные Гугл-презентации, Гугл-рисунки позволяют построить совместную работу с обучающимися. Параллельно задания размещаются на сайте школы в специальном разделе «Дистанционное обучение».

Всю организационную работу с обучающимся, родителями я перенесла в социальные сети, а конкретно в «В Контакте». Большинство родителей обучающихся - молодежь, которая много времени проводит в социальных сетях, поэтому и была выбрана понятная и удобная для них площадка для организации дистанционного обучения. Для работы было создано сообщество нашего класса, где публиковалась вся информация, начиная с расписания занятий и поэтапного плана выполнения заданий до объявлений рабочего порядка. Администрация школы в любой момент может отследить и проконтролировать мою работу.

Родительские собрания проходят на платформе ZOOM, о чём предварительно информирую родителей. Собрания носят форму диалога, индивидуальной консультации, а не лекции, как при традиционном обучении.

У всех обучающихся класса есть техническая возможность получать дистанционное обучение, у 40 процентов дома есть компьютер, у 30 процентов - планшет и у остальных - телефон с выходом в интернет.

Задача родителей в процессе дистанционного обучения - организовать работу ребёнка: обеспечить его необходимым оборудованием, создать удобное рабочее место и условия для комфортного выполнения домашних заданий, проследить за выполнением и отправкой заданий вовремя, проконтролировать качество выполненной работы.

Своим опытом делюсь с коллегами на педагогических советах.

Для достижения высоких результатов работы применяю интерактивные методы:

  • Обучение в сотрудничестве;
  • Метод проектов.

Дети активно принимают участие в интернет-олимпиадах и занимают призовые места. 50 процентов учащихся класса приняли участие в олимпиадах на сайте «ФГОСТЕСТ», 40 процентов учащихся получили призовые места. По математике получили Диплом 2 степени - 2 человека, Диплом 3 степени - 1 человек, Диплом победителя - 1 человек; по русскому языку Диплом 2 степени - 1 человек; по литературному чтению Диплом 2 степени - 1 человек.

- «Инфоурок» в предметных олимпиадах по русскому языку, математике и окружающему миру приняли участие 50 процентов обучающихся, получили в каждой по Диплому 3 степени, что составило 20 процентов от всех участников.

Нельзя не сказать и о том, что у дистанционного обучения есть как плюсы, так и минусы.

Положительным моментом можно назвать:

  • доступность;
  • мобильность,
  • самостоятельная деятельность учащихся;
  • новые технологии

Отрицательные стороны:

  • плохая скорость Интернета;
  • психологическая адаптация к новому виду деятельности всех участников образовательного процесса;
  • слабая самоорганизация;
  • невысокая внутренняя мотивация обучающихся.

Правильно организованное дистанционное обучение приносит учителю удовлетворение от работы, обучающимся - возможность получить качественные знания, а родителям - спокойствие и уверенность в завтрашнем дне. Американский философ и педагог Джон Дьюи говорил: «Если мы будем сегодня учить детей так, как учили вчера, мы украдём у них завтра".

Тот, кто говорит о «вреде» дистанционного обучения - сам не пробует узнать что-то новое. Не бойтесь дистанционного обучения! Это интересно! Пробуйте, многие вопросы отпадут сами собой, и у вас обязательно всё получится!