Дифференцированный подход нам уроках математики в начальной школе

Разделы: Начальная школа


Повышение качества образования является одной из актуальных проблем современного общества. Введение ФГОС - новая возможность для реализации основной цели: достижение максимально возможных результатов на основе развития личности. В настоящее время в среде научной и педагогической общественности широкое распространение получил термин «личностно-ориентированное обучение». В содержание этого термина включается реализация индивидуального подхода в обучении через организацию и предъявление учебного материала разного уровня трудности (отсюда деление учеников на сильных, средних и слабых). Я.А.Каменский говорил: «Ребенка научить в той степени, в которой он может научиться, а не в которой желает учитель».

В основе стандарта лежит системно-деятельностный подход, который предполагает учёт индивидуальных, возрастных, психологических и физиологических особенностей обучающихся.

Важнейшим показателем продуктивности учения служит степень сформированности познавательной активности и самостоятельности учащихся. Практика давно убедила, что одинаковый подход ко всем ученикам на всех этапах урока, как правило, безрезультатный, потому что дети по причине своих психических, физиологических и умственных способностей по-разному воспринимают материал.

Решить многие вопросы в условиях стандартизации поможет дифференцированное обучение, поскольку оно направлено на индивидуализацию процесса обучения, на развитие интересов, и способностей каждого ученика, на укрепление умения учиться, самостоятельно добывать необходимые знания.

Дифференцированное обучение - одно из направлений в использовании личностно-ориентированного обучения в условиях стандартизации образования. Дифференцированное обучение - это форма организации учебного процесса, которая предполагает наличие групп учащихся, имеющих схожие уровни сформированности общеучебных умений, способностей или интересов. Различают внешнюю и внутреннюю дифференциации.

Внешняя дифференциация предполагает такую организацию учебного процесса, при которой для учёта индивидуальных особенностей учащиеся объединяются в специальные дифференцированные группы. Она предполагает создание особых типов школ и классов, в которые зачисляются учащиеся с определёнными индивидуальными особенностями. С введением новых ФГОС школы получили возможность разрабатывать и реализовывать индивидуальные учебные планы и программы, предусматривающие углубленное изучение отдельных учебных предметов

Внутренняя дифференциация (дифференциация учебной работы). Она предполагает организацию работы внутри класса соответственно группам учащихся, отличающихся одними и теми же более или менее устойчивыми индивидуальными особенностями.

Для начальной школы наиболее специфичной является внутренняя дифференциация, в рамках которой дети делятся на группы внутри класса и учитель осуществляет к ним дифференцированный подход с учётом их индивидуальных особенностей. Принцип дифференциации обучения - создание равных условий учащимся с разными способностями для ситуации успеха Дифференцированный подход позволяет создать условия для творческой деятельности всех детей, доказать на деле, что есть сотрудничество учителя и ученика, где творец - ребенок, а организатор и вдохновитель - учитель. А учебный процесс можно строить таким образом, чтобы ориентироваться не на среднего ученика, а на наличие разноуровневых групп учеников, для которых не только планируются разные по степени сложности задания, но и применяются разные методы усвоения нового материала, его закрепления. При единой познавательной цели и общем содержании задания должны отличаться разной степенью трудности и дети идут к достижению единой цели, но разными путями.

  • 1 уровень - позволяет только закрепить базовые знания.
  • 2 уровень - предполагает отработку учебного материала, развитие мышления, логики.
  • 3 уровень - творческие задания: исправление ошибок, придумывание задания, сочинения и т.п.

Средние ученики выполняют задание самостоятельно, сильным дается усложненный вариант этого задания. В это время слабые учащиеся работают фронтально, выполняют задания по образцу или по плану, получают рекомендации по выполнению заданий, а если требуется помощь, то получают её в индивидуальном порядке.

Составление заданий требует от учителя определенных умений.

Трудность задания зависит от его сложности: составная задача труднее простой, пример в одно действие легче, чем в несколько действий. За исходный уровень принимается сложность упражнений, данных в учебнике или других заданий. Именно на их основе составляются более сложные или более простые задания. Рассмотрим некоторые приемы составления разноуровневых заданий.

1. Решение одинаковых по сложности примеров на разном числовом материале

Трудность зависит от условий выполнения упражнения. Например, когда изучают сложение и вычитание в пределах 100, детям предлагаются одинаковые по сложности примеры, но на разном числовом материале: слабым дается план выполнения задания.

34 +5

340+50

34+50

340+500

34+6

340+60

Всегда в классе найдутся дети, которые с удовольствием решают примеры в пределах 1000.

2. Увеличение количества объектов и действий с ними

Например, учащимся предлагают решить на выбор примеры в одно действие или в два.

В учебнике

На доске

60+35

60+35 - 20

62+30

62+30 - 20

62+35

62+35 - 20

3. Выполнение аналогичных заданий с числами следующего концентра

а)

36 + 42

136 + 342

84 - 63

584 - 263

б)

24 х 3

240 х 3

17 х4

107 х 4

При выполнении таких заданий у детей вырабатывается способность не теряться в ситуации выбора. В классе сохраняется доброжелательная атмосфера с элементами соревнования и взаимопомощи.

4. Дополнительное задание к тому, которое дано в учебнике

1.Одни ученики просто решают примеры, заданные учителем, а другие перед решением группируют их по каким-то схожим признакам, придумывают свои, находят лишние. (Примеры из открытого урока)

При работе с группой уравнений

х - 48=52

29 + х = 76

54 - х =26

7 ∙ х = 7

х + 37 =37

даются следующие задания по выбору:

а) реши 2 любых уравнения;

б) выбери и реши те уравнения, где неизвестное находится вычитанием;

в) выбери и реши те уравнения, где неизвестное будет однозначным числом.

При работе с геометрическим материалом:

«Начерти два отрезка: длина первого 4 см, длина второго в 3 раза больше» можно предложить следующие задания:

а) какой длины отрезки надо сложить, чтобы получить второй отрезок;

б)начерти отрезок, длина которого равна разности полученных отрезков.

При решении примеров

15 + 3

31 + 2

25+ 30

41 + 20

можно дать задания:

  • разгадай закономерность, по которой подобраны пары выражений;
  • составь по этому правилу пары выражений с другими числами, найди значение выражений.

Данный вид дифференциации можно использовать при решении составных задач. Многим учителям знакомы трудности, связанные с организацией на уроке фронтальной работы над текстовой задачей. В то время, когда большая часть учащихся только приступают к осмыслению задачи, другая, пусть меньшая часть, уже знает, как её решать. Одни учащиеся способны видеть разные способы решения, другим необходима помощь для того, чтобы просто решить задачу. Да и потребность в помощи различна у разных учеников.

Дети на уроке решают задачу из учебника: «В саду собрали 26 корзин слив, груш на 6 корзин больше, чем слив, а яблок на 8 корзин меньше, чем груш. Сколько корзин яблок собрали в саду?»

Часть детей уже знают, как ее решать. Во время разбора с остальными детьми они решают задачу самостоятельно. Им предлагаются дополнительные вопросы к задаче:

  • сколько всего корзин с фруктами собрали в саду?
  • сколько корзин с яблоками осталось, если до обеда продали 14 корзин?
  • сколько корзин с яблоками осталось, если масса одной корзины 5 килограммов?

Те дети, которые в ходе разбора поняли, как решать задачу, приступают к ее решению. Со слабыми детьми ведется фронтальная работа по разбору и составлению плана решения задачи. Тем детям, которые после разбора затрудняются с решением задачи, можно на карточке дать план решения задачи. Во время самостоятельной работы есть возможность оказывать индивидуальную помощь отдельным учащихся. По мере надобности учитель может руководить работой учащихся одного из уровней, в то время как другие работают самостоятельно. В качестве дополнительных предлагаются творческие или более трудные задания - составление задачи, обратной данной, решение задачи разными способами, а также задания, не связанные по содержанию с основным, например, из других разделов программы. Дополнительными могут быть задания на смекалку, нестандартные задания игрового характера. Их можно индивидуализировать, предложив ученикам задания в виде карточек, кроссвордов, ребусов.

Организация разноуровневого обучения предполагает использование разнообразного дидактического и раздаточного материала, специальных знаков общения: сигнальные карточки «+» - согласны, «-» - не согласны; «?» - проблема, вопрос, карточки с заданиями разного уровня, флажки, карточки-памятки с различными способами помощи.

При разделении на уровни, необходимо учитывать желание самих учеников учиться на том или ином уровне.

5. Задания по выбору учащихся

Задания по выбору учащихся - это один из видов дифференциации. Для выбора можно предлагать упражнения одного и того же содержания, но разной формы, разного объема. Учащимся дается два три варианта выполнения задания разной степени сложности, то есть задания, требующие разной умственной деятельности. Они выбирают тот, который им по силам.

Например, при выполнении задания №29 в учебнике математики 3 класс можно предложить на выбор следующие разноуровневые задания.

1 уровень.

Найди значение выражений.

35+15:5+2

42:6х7

63:7х5

(35+15):5+2

32:4х8

81:9х6

2 уровень.

Найди значение выражений. Найди сходство в примерах каждого столбика. В каждый столбик придумай и запиши по одному примеру по этому признаку и найди их значение.

35+15:5+2

42:6х7

63:7х5

(35+15):5+2

32:4х8

81:9х6

3 уровень.

Вставь пропущенные знаки действий «+», «-», « х», «:».

35*15*5*2=8

42*6*7=29

63*7*5=65

(35*15)*5*2=20

32*4*8=16

81*9*6=15

На первых порах такая работа требует внимания со стороны учителя, так как у детей недостаточно сформирована самооценка. Учителю приходится помогать в выборе заданий. Когда каждый день ведется работа по формированию правильной самооценки, ученик умеет взять нагрузку по силам, привыкает рассчитывать свои возможности и использовать их в полной мере.

Организовывая таким образом работу, можно добиться положительных результатов. Каждый ученик будет работать с интересом, в меру своих способностей, если он выполняет посильные для него задания. У детей вырабатывается способность не теряться в ситуации выбора, снимаются отрицательные эмоции. В классе сохраняется доброжелательная атмосфера с элементами соревнования и взаимопомощи

6. Взаимопомощь

Развитие каждого ребёнка на основе педагогической поддержки его индивидуальности в условиях специально организованной учебной деятельности, где ученик выступает то в роли обучаемого, то в роли обучающего, то в роли организатора учебной ситуации. Дифференцированный подход в традиционной системе обучения организационно состоит в сочетании индивидуальной, групповой и фронтальной работы. С целью формирования регулятивного универсального учебного действия я применяю разные приемы и методики совместного взаимодействия, где сильный ученик сотрудничает со слабым учеником в парах и выступает в роли учителя, или осуществляет контроль. К ним относятся взамодиктанты, взаимообмен заданиями, различные взаимопроверки. Если материал сложный, то формируются пары, куда входит один из учеников сильного или среднего уровня и слабый ученик, и проводится работа в парах. Вначале материал проговаривает сильный ученик своему партнеру, второй слушает его. Затем материал проговаривает слабый учащийся, сильный его контролирует и поправляет. Сильный и слабый по очереди объясняют задание друг другу. При этом слабый ученик слышит грамотное объяснение сильного ученика, а сильный исправляет и контролирует. Такое взаимодействие формирует коммуникативные УУД (умение слышать, слушать и понимать партнёра, взаимно контролировать друг друга).

Важно то, как строится сотрудничество учащихся друг с другом. Ведь оно может либо совсем не происходить, либо происходить стихийно, неупорядоченно, на низком уровне. Поэтому необходимо использовать алгоритмы. Опыт показывает, что целесообразно объединять в группы или в пары учащихся с разной успеваемостью и с разным уровнем. Это способствует к деловому общению между членами группы, сильные чувствуют ответственность за более слабых, что способствует решению коммуникативных и регулятивных задач, определённых в ФГОС. В классе сохраняется доброжелательная атмосфера с элементами соревнования и взаимопомощи.

Дифференцированный подход можно использовать на различных этапах урока. При проверке домашнего задания учитель может работать со слабыми детьми фронтально, задавая дополнительные вопросы, корректируя ошибки. Сильные ученики в это время выполняют самостоятельно более сложное задание. Во время устного счёта учитель работает с сильными и средними учениками, подбирая для этого более сложный материал. Слабые выполняют более лёгкое задание по карточкам самостоятельно с целью закрепления материала или обеспечения контроля знаний. Можно наоборот провести устный счёт более лёгкий, ориентированный на слабых учеников с целью закрепления пройденного материала. Сильные ученики самостоятельно выполняют задания повышенной сложности. Средние, по усмотрению учителя, могут все или частично присоединиться к какой-либо из групп в зависимости от степени овладения материалом.

Применение технологии разноуровневого обучения способствует формированию психологически комфортной для учащегося среды, чувства уважения к себе и к окружающим, дает возможность, и право выбирать тот уровень усвоения знаний, который соответствует его возможностям, позволяет увидеть, какому ребёнку нужно оказать индивидуальную и дифференцированную помощь в преодолении трудностей.

Режим работы по данной технологии позволяет учителю работать со всеми учениками класса, не усредняя уровень знаний обучающихся, позволяя слабому ученику видеть перспективу успеха, а сильному иметь возможность творческого роста. Ученик становится субъектом процесса обучения. Ему отводится активная роль.

«Нет ни одного ребёнка не способного, бездарного. Важно, чтобы этот ум, эта талантливость стали основой успеха в учении, чтобы ни один ученик не учился ниже своих возможностей». (С.А.Сухомлинский)

Литература

  1. Басынина Л.Н. Разноуровневое обучение на уроках математики в начальной школе. / Начальная школа №9 2013.
  2. Мезенцева Т.А. Дифференцированный подход на уроках математики в обучении младших школьников. / Начальная школа №3, 2013.
  3. Суркова Л.Н. Дифференцированный подход в обучении младших школьников/ http//pedsovet.org/component/optijn.com.
  4. Тищенко О.В. Разноуровневое обучение в начальной школе. Проблемы и перспективы./ http//nsportal-shkola/materialy- mo/2012/03/