Активизация познавательной деятельности учащихся на уроках русского языка и литературы и литературы посредством применения информационно-коммуникационных технологий

Разделы: Русский язык


Раздел I. Информационная карта инновационного педагогического опыта

Тема инновационного педагогического опыта

Активизация познавательной деятельности учащихся на уроках русского языка и литературы и литературы посредством применения информационно-коммуникационных технологий

Источник изменений

В ходе работы над темой были выявлены следующие противоречия: между социальными запросами общества к системе образования и острыми проблемами школьного обучения - низким уровнем учебной мотивации и познавательной инициативы обучающихся, их способности регулировать учебную и познавательную деятельность; недостаточной сформированностью УУД. Это диктует необходимость использования инновационных технологий, ориентации на личностно-ориентированную педагогику. Эти противоречия стали предпосылкой для изучения новых технологий и использования их на практике.

Идея изменений

Основу опыта составляют важные особенности применения основ информационно-коммуникационных технологий обучения как средства создания условий для развития познавательной активности обучающихся. По своей сущности данный подход отличается от ранее существовавшего традиционного подхода к обучению и воспитанию школьников.
Технология имеет определенную структуру. Любое образовательное мероприятие делится на логически связанные фазы и этапы. Каждый этап несет свою функциональную нагрузку, имеет свои цели и задачи, на каждом этапе используются соответствующие информационные средства обучения, каждый этап вносит вклад в достижение общих целей урока. Все используемые соответствующие информационные методы обучения, используемые в процессе урока, должны соответствовать общей логике мероприятия, создавать полноценную картину процесса обучения.

Концепция изменений:

Актуальность

В последнее десятилетие особое значение принимают педагогические инновации, попытка обновить, модернизировать современное образование, ввести в педагогический процесс новые технологии, в том числе и средства электронного обучения, дистанционные технологии. В процессе использования ИКТ на уроках русского языка и литературы и литературы формируется умение школьников самостоятельно обрабатывать информацию, что в свою очередь формирует у учащихся умение принимать оптимальное решение или предлагать варианты решения в сложной ситуации, развивает умение осуществлять экспериментально-исследовательскую деятельность. Использование этой технологии открывает новые методические возможности подготовки и проведения уроков русского языка и литературы и литературы, повышает эффективность и качество обучения, позволяет формировать культуру умственного труда, развивает внимание, творческую активность, дисциплинированность школьников

Новизна

Новизна опыта заключается в изучении и внедрении в практику преподавания уроков русского языка и литературы и литературы принципов активизации познавательной деятельности при использовании современных информационных технологий

Ожидания

При изучении русского языка и литературы многие дети испытывают затруднения, что впоследствии сказывается на результатах итоговой государственной аттестации, всероссийских проверочных работ, поэтому можно считать, что современные информационные методы обучения будут способствовать разрешению данной проблемы, так как процесс обучения при использовании системы таких методов обеспечит активность и разнообразие мыслительной и практической деятельности учащихся

Затруднения в реализации

Ключевой причиной существования негативной ситуации малоэффективного урока является недостаточное использование эффективных образовательных технологий, недостаточное количество времени для их освоения

Условия реализации предлагаемого опыта работы

Материал опыта может быть применен в общеобразовательных организациях, адресован учителям русского языка и литературы и литературы при реализации любого учебно-методического комплекса

Публикации (в том числе и Интернет со всеми выходными данными)

1. Лисицына Г.А. Использование образовательных каналов как средство познавательной и интеллектуальной активности учащихся
Ссылка на ресурс: https://zolotojvek.ru/publikacii/na_portale/material?n=103218
2. Лисицына Г.А. Использование электронных образовательных ресурсов на уроках русского языка и литературы и литературы
Ссылка на ресурс: https://infourok.ru/statya-ispolzovanie-elektronnyh-obrazovatelnyh-resursov-na-urokah-russkogo-yazyka-i-literatury-6634483.html
3. Лисицына Г.А. Технологическая карта урока «Мы в ответе за тех, кого приручили» (по стихотворению С.А.Есенина « Песнь о собаке»)
Ссылка на ресурс: https://infourok.ru/my-v-otvete-za-teh-kogo-priruchili-po-stihotvoreniyu-s-a-esenina-pesn-o-sobake-6634492.html

Результат изменений (использования предлагаемых способов обучения и воспитания)

Практика показывает высокую эффективность применения информационно-коммуникационных методов обучения в качестве средства формирования познавательных УУД. Умелое использование форм и методов данной технологии в образовании дает возможность существенно обогатить, качественно обновить педагогический процесс в образовательной организации и повысить его эффективность. Система использования форм и методов информационно-коммуникационных технологий на уроках русского языка и литературы и литературы помогла добиться повышения качества знаний по предмету. Экспертиза качества успеваемости учащихся за период активного использования информационно-коммуникационных средств в обучении показывает, что успеваемость детей составляет 100%, уровень качества знаний в среднем 92%. Особо важно отметить, что в режиме электронного обучения качество знаний не ухудшилось, у обучающихся сформировались устойчивые навыки поиска необходимой информации для выполнения интерактивных заданий.
В классах улучшилась психологическая атмосфера, дети стали доброжелательнее и активнее. О повышении уровня развития познавательных универсальных учебных действий свидетельствует также и их участие в различных конкурсах и олимпиадах. Информационно-коммуникационные технологии стимулируют внутреннюю познавательную мотивацию, у школьников повышается учебная активность, а для одаренных детей появляется возможность проявления работы над научно-исследовательскими и проектными работами, развития в совместной деятельности с одноклассниками.

Описание инновационного опыта учителя (размещается как приложение)

Описание опыта развёрнуто в приложении в текстовом варианте

Экспертное заключение

Основная ценность данного опыта заключается в том, что умелое использование форм и методов данной технологии и в образовании дает возможность существенно обогатить, качественно обновить педагогический процесс в образовательной системе и повысить его эффективность, обновить адресность представленного опыта.

Ключевые слова

Активные методы обучения, технология активных методов обучения, познавательные универсальные учебные действия

Раздел II. Технология описания опыта

Цель актуального педагогического опыта: обеспечение положительной динамики развития познавательных универсальных учебных действий у детей среднего школьного возраста на уроках русского языка и литературы и литературы через использование информационно-коммуникационных технологи1 обучения и модерации.

Достижение планируемых результатов предполагает решение следующих задач:

  • Проанализировать методическую литературу и изучить технологию формирования познавательных универсальных учебных действий у школьников на уроках русского языка и литературы и литературы;
  • Разработать комплекс психолого-педагогических, дидактических условий, обеспечивающих процесс формирования познавательных универсальных учебных действий через использование информационно-коммуникационных технологий обучения русскому языку и литературе в школе;
  • Провести аспектный анализ заданий, содержащихся на образовательных платформах с точки зрения возможности их использования для формирования познавательных УУД;
  • Проверить эффективность применения информационно-коммуникационных технологий, обеспечивающей усвоение материала и способствующей формированию познавательных УУД.

Организация учебно-воспитательного процесса основана на использовании следующих способов включения обучающихся в учебно-познавательную деятельность: через процесс самостоятельного овладения детьми новыми знаниями, применения полученных знаний в решении познавательных, учебно-практических и жизненных проблем.

Исходя из этих позиций разработаны уроки по русскому языку и литературе и литературе, способствующие наиболее результативному изучению детьми школьного материала и успешному формированию познавательных УДД на уроках.
При планировании уроков были использованы следующие формы организации познавательной деятельности: индивидуальная, фронтальная, групповая, парная, дифференцированная, самостоятельная.

В усилении процесса обучения особую роль приобретают приемы, активизирующие учебно-познавательную деятельность: проблемно-поисковые ситуации, дискуссии, формы самостоятельной работы, задания творческого характера и другие. То есть используются виды работ, связанные не только с запоминанием и воспроизведением, но и активизирующие учебную деятельность обучающихся, воспитывающие у них активную жизненную позицию, развивающие логическое мышление, познавательные интересы и потребности, побуждающие активно искать решение проблем, находить способы преодоления трудностей.

Учеными давно уже доказана тесная связь между методом, с помощью которого учащийся осваивал материал, и способностью восстановить этот материал в памяти. Только четверть услышанного остается в памяти. Если ребенок имеет возможность воспринимать материал на слух и зрительно, то доля усвоенного достигает половины, а если вовлечь учащегося в активные действия в процессе изучения, то доля усвоенного может составить 75%.

Применение информационно-коммуникационных технологий на уроках - эффективный метод формирования активизации познавательной деятельности. Использование компьютерной техники делает урок привлекательным и современным, особенно в условиях электронного обучения, перехода на дистанционный формат обучения.

При планировании уроков с применением новых информационных технологий необходимо соблюдать дидактические требования, в соответствии с которыми:

  • четко определять педагогическую цель применения информационных технологий в учебной деятельности;
  • уточнять, где и когда будут использоваться информационные технологии;
  • согласовывать выбранное средство информационной технологии с другими техническими средствами обучения;
  • учитывать специфику учебного материала, особенности своего класса, характер объяснения новой информации.

Для реализации поставленных дидактических задач необходимо использовать различные формы и методы:

  • практический (выполнение упражнений учебника);
  • репродуктивный (анализ языковых единиц, построение предложений по моделям, подбор синонимов, однокоренных слов);
  • объяснительно-иллюстративный (сообщение, чтение учебника);
  • наглядный (демонстрация);
  • эвристический (устное словесное рисование, творческий пересказ);
  • исследовательский (анализ языковых единиц разных уровней);
  • методы закрепления изучаемого материала (беседа, работа с учебником, языковой разбор).

Совокупность этих методов позволяет охватить все стороны учебного материала, заинтересовать ребят, использовать полученные знания в новой ситуации.

В практике работы уроки можно разделить на несколько видов.

Уроки демонстрационного типа.

На данном уроке информация демонстрируется на экране и используется на любом этапе работы. Очень интересно использовать уроки заочных экскурсий в музеи писателей и поэтов.

Уроки компьютерного тестирования.

Сегодня тестирование актуально, так как с 5 класса идет активная подготовка к экзаменам в форме ГИА и ЕГЭ. Выводя на экран тест в виде двух колонок для первого и второго вариантов, учитель избегает необходимости распечатывать объемные материалы для проведения теста, что значительно экономит время и позволяет организовать взаимопроверку. Такие сетевые ресурсы, как Учи.ру и Якласс позволяют проводить автоматическую проверку тестовых заданий, что позволяет исключить субъективную оценку знаний учащихся. Педагог может использовать как готовые практические работы, так и создавать свои. В условиях дистанционного формата обучения данные ресурсы можно использовать для проведения промежуточных тестирований. Педагогом разработаны задания для 7-11 классов по русскому языку и литературе и литературе.

Уроки самопроверки или сетевые уроки.

В этом случае используется готовый программный материал в компьютерном классе или материал порталов Интернета (например, Грамота.ру): тренажеры необходимы для полного достижения целей обучения при использовании ИКТ. Сетевые уроки позволяют использовать возможности

Уроки-издания литературных газет.

С помощью программного приложения Publish, учащиеся под руководством учителя создают на уроке газету, где каждый имеет свой функционал и может проявить себя и заработать баллы.

Проектная деятельность.

Отличительной чертой проекта является поиск информации, ее обработка и доказательство гипотезы с помощью эвристических или экспериментальных методов. Метод проектов - это способ достижения дидактической цели через детальную разработку проблемы (технологию), которая должна завершиться вполне реальным, осязаемым практическим результатом, оформленным тем или иным образом. Например, проекты «История моей фамилии», «Мое имя», «Ойконимы в Белгородской области», «Литературная карта Белгородчины». Подобные проекты были разработаны в форме интерактивных плакатов учащимися 9-10 классов.

Использование дистанционного обучения в организации учебного процесса предусматривает развитие трех видов технологий:

  • кейс-технологии, когда учебно-методические материалы комплектуются в специальный набор (кейс от англ. case) и передаются (пересылаются) обучаемому для самостоятельного изучения (с периодическими консультациями у назначенных ему тьюторов);
  • TV-технологии, которая базируется на использовании телевизионных лекций с консультациями у тьюторов;
  • сетевой технологии, построенной на использовании сети Интернет, как для обеспечения обучаемого учебно-методическим материалом, так и для интерактивного взаимодействия тьютора и обучаемого и обучаемых между собой.

При этом важно отметить, что преимущества дистанционного обучения неоспоримы и могут быть сведены к следующим:

  • возможность удаленного обучения иностранцев, инвалидов и людей с различными отклонениями;
  • возможность обучаться в индивидуальном темпе;
  • свободный доступ учащихся к базам данных, библиотечным каталогам и другим информационным ресурсам;
  • удобство при ведении личных дел учащихся;
  • интерактивность (возможность быстрого обмена информацией);
  • возможность проходить тестирование в режиме прямого доступа.

Наряду с выявлением безусловных положительных сторон нельзя не отметить, что, как любая система обучения, и данная не лишена недостатков. Важно сразу акцентировать внимание на том, что обозначенные недостатки не имеют серьезного удельного веса. К ним относятся следующие:

  • отсутствие личного общения с преподавателем;
  • необходимость жесткой самодисциплины, самоконтроля;
  • необходимость использования специальной техники (персональный компьютер, доступ в Интернет);
  • сложности с аутентификацией пользователя при проверке знаний;
  • недостаток практических умений и навыков.

Конечно, содержание образования и его цели не зависят от формы обучения. Однако применение компьютерных средств требует иной формы представления знаний, организации познавательной деятельности учащихся и выбора методов обучения.

Для проведения разнообразных и полноценных уроков используются такие элементы учебного процесса как:

Элементы уроков русского языка и литературы с применением дистанционных технологий

Таблица 1.

Элементы учебного процесса

Инструментарий

Лекции

Видеозаписи лекций по новому материалу в рамках урока

Практические занятия

Проведение уроков и отработка материала в режиме online

Вебинары и семинары по новым темам, когда изученный материал излагается обучающимися

Контроль качества обучения

Тестирование после изучения новой темы

Контрольные вопросы

Проведение диктантов, изложений и других видов работ в режиме реального времени

Загрузка учащимися выполненных заданий

Консультации

Работа в общем форуме, где учащиеся могут задавать вопросы

Комментарии к работам учащихся

Учебно-методический комплекс

Ссылки на полезные сайты (www.gramota.ru, www.bibliotekar.ru, www.speakrus.ru, www.gramma.ru, https://resh.edu.ru

Привязка материалов для уроков: словари, справочники, энциклопедии.

Существуют несколько вариантов реализации дистанционного обучения:

Дистанционное обучение учащихся русскому языку на базе готового ресурса

Дистанционные технологии позволяют создавать образовательное пространство для всех детей, в том числе и детей с ограниченными возможностями здоровья. Для проведения уроков русского языка и литературы могут использоваться ресурсы, размещенные в сети Интернет. Существует множество библиотек, где в свободном доступе находятся тексты произведений художественной литературы, исследований по лингвистике. Неоспорима необходимость использования на уроках русского языка и литературы разнообразных словарей, справочников и энциклопедий. Обучающие программы по русскому языку и литературе и модули уроков также можно найти в сети интернет. Использование их требует очень небольшой предварительной подготовки, так как фактически мы получаем готовый урок или его фрагмент.

1) Виртуальные уроки (сервисы Web 2.0)

Разработка собственных виртуальных уроков по русскому языку и литературе педагогами позволяет учащимся использовать данные ресурсы для углубленного изучения материала, для ликвидации пробелов в знании, для изучения материала в режиме опережающего развития.

Размещение уроков может происходить на странице русского языка и литературы на сайтах классов или в сети гимназии. Кроме этого, учащиеся могут сами участвовать в разработке уроков совместно с преподавателями.

Прохождение виртуальных уроков усиливает активную роль учащихся в собственном образовании, позволяет выбрать направление, формы и темпы обучения в разных образовательных областях, получать консультации учителя, усилить творческую составляющую обучения.

2) Сетевые образовательные программы

Дистанционные технологии предоставляют неограниченные возможности для развития талантливых и филологически одаренных детей. В настоящее время дистанционные образовательные технологии рассматриваются как принципиально новые средства обучения, призванные изменить роли и функции участников педагогического процесса, а также развивать способности учащихся к творчеству через разнообразные организационные формы и методы обучения. Привлечение дистанционных образовательных технологий с полноценным использованием их ресурсов решает задачу максимальной индивидуализации учебного процесса, которая является необходимым условием углубленного обучения русскому языку.

3) Внедрение системы дистанционного обучения на основе СДО Moodle.

При выборе информационно-образовательной среды для дистанционного обучения учащихся гимназии была выбрана техническая среда обмена информацией Moodle - модульная объектно-ориентированная динамическая учебная среда.

Технические возможности образовательной среды и технические информационно-коммуникативные средства обучения позволяют скорректировать учебные материалы в соответствии с требованиями стандарта образования и возможностями учащегося, а также проводить независимую объективную экспертизу знаний учащихся.

В рамках дистанционного обучения для учеников 9 классов нами разработан курс, позволяющий изучать русский язык удаленно. Данный курс составлен на базе рабочей программы по русскому языку для 9 классов по учебнику Т.А.Ладыженской. Внутри курса определено определенное количество разделов, те, в свою очередь, поделены по темам, по которым будут проводиться уроки. Внутри каждой темы определена теоретическая часть, посвященная изучению нового материала: записанные лекции, прикрепленные правила из учебника и пр. Следующей частью является отработка практической части. Это могут быть задания в режиме реального времени: сочинения, сжатые изложения и пр., а также задания, которые ученик выполняет без участия учителя: работа с текстом, упражнения из учебника, тесты, кроссворды и многое другое. В таблице приведены виды программ, по которым в рамках этого курса может вестись работа.

Таблица 2.

Виды программ

Целевая аудитория

Результат

Образовательная программа по русскому языку и литературе

Обучающиеся гимназии, дети с ограниченными возможностями здоровья

Получение качественного образования

Интегрированные программы, программы углубленного изучения русского языка и литературы

Филологически одаренные дети

Выступления на эвристических олимпиадах, дистанционных лингвистических конкурсах, интернет проектах

Индивидуальные образовательные программы русскому языку

Филологически одаренные дети и др.

Выступления на конференциях, семинарах

4) Заключительным этапом дистанционного образования является создание Сетевого портфолио - это специально организованное электронное пространство для учащихся, составной элемент электронной образовательной среды гимназии. Сетевое портфолио создает условия для наиболее полного раскрытия личностного потенциала каждого обучающегося, развития у него личной активности, навыков самообразования, самооценки, умения принимать ответственные решения в ситуации выбора.

Содержанием сетевого портфолио является отражение деятельности учащегося в электронной среде в рамках занятий, в том числе и по русскому языку и литературе, позволяющих формировать индивидуальную образовательную траекторию развития, а результат этой деятельности в виде готовых продуктов, сетевых проектов, документов определяющих уровень достижений оформляется в карту образовательного маршрута учащегося. Это могут быть домашние работы, выполненные учеником; его выступления на семинарах и пр.

На сегодняшний день перспективы успешного внедрения дистанционных образовательных технологий на уроках русского языка и литературы как новой формы обучения обусловлены тем, что:

  • заметно растет количество учащихся старших классов, желающих изучать русский язык углубленно, особенно для подготовки к ОГЭ и ЕГЭ. Для предоставления учащимся такой возможности значительную помощь могут оказать дистанционные курсы с консультациями и контролем педагогов;
  • очевидна необходимость такой формы обучения для детей с особыми образовательными потребностями, не имеющих возможности обучаться в очной форме: проведение уроков и элементов уроков русского языка и литературы в режиме видеоконференции, подготовка к итоговой аттестации;
  • возрастает необходимость в дистанционной форме обучения для школьников в период, когда нет возможности посещать школу; (болезнь, эпидемии и т.д.)
  • дистанционное обучение позволяет дополнительно и самостоятельно изучать все темы, входящие в программу русского языка и литературы, а также выходящие за рамки, для филологически одаренных детей;
  • дистанционная форма обучения выступает серьезным конкурентом для всякого рода репетиторства при поступлении в высшие учебные заведения при подготовке к ОГЭ и ЕГЭ по русскому языку и литературе;
  • дистанционная форма обучения дает возможность учащимся ликвидировать пробелы в знаниях или наоборот углубить свои знания с помощью разработанных учителем тестов, заданий, кроссвордов на лингвистические темы;
  • эта форма обучения позволяет выстроить индивидуальную траекторию развития учащихся.

Таким образом, максимальное использование средств информационно-коммуникационных технологий на уроках русского языка и литературы и литературы совместно с учителем повысило не только уровень познавательной активности, но и улучшило показатели обученности, повысило мотивацию учащихся и качество знаний.

Использование ИКТ способствует увеличению показателя успеваемости, повышает степень уверенности в себе, стимулирует желание самосовершенствоваться. При систематическом использовании информационно-коммуникационных технологий наблюдаются следующие результаты:

  • активное включение всех учащихся в процесс приобретения новых знаний;
  • формируются такие качества личности, как настойчивость, ответственность, любознательность, стремление к активной познавательной деятельности;
  • вырабатывается умение самостоятельно добывать знания и применять их на практике;
  • формируется потребность личностного роста и самообразования.

Практика показывает высокую эффективность применения информационно-коммуникационных технологий в качестве средства формирования познавательных УУД.