Конспект урока по изобразительному искусству "Скульптура в музее и на улице". 5-й класс

Разделы: МХК и ИЗО, Коррекционная педагогика

Ключевые слова: ОВЗ, ФГОС


Класс: 5.

Цель: сформировать у учащихся понятие о скульптуре как об одном из видов изобразительного искусства.

Задачи:

  • познакомить учащихся с выразительными средствами скульптуры и ее особенностями.
  • развивать наблюдательность, внимание, координацию движений руки, мелкую моторику.
  • воспитывать усидчивость, готовность работать в коллективе.

Оборудование: презентация, учебник "Изобразительное искусство. 5 класс", рабочие материалы (пластилин, стека, коврики для лепки), карточки по видам скульптуры

Ход урока

I. Подготовительная часть

1. Оргмомент (приветствие, проверка готовности к уроку).

2. КРУ: необходимо собрать из слогов слово "ИСКУССТВО".

- На какой урок вы пришли? Чем мы занимаемся на уроке изобразительного искусства? (рисунок, аппликация, лепка). Какие материалы используем для лепки?

- Молодцы!

II. Основная часть

1. Введение в тему

Беседа.

- Во все времена художники создавали прекрасные произведения искусства.

- А где они хранятся? (в музее, в галерее)

- Правильно. На предыдущих уроках вы начали изучать тему «Произведения искусства».

- Какие самые известные музеи нашей страны вы знаете? (Третьяковская галерея, Пушкинский музей...)

- В нашем небольшом городе Норильске есть музеи? (ответы детей)

- Пришлось ли вам побывать в нашем музее? Что видели?

- А я видела вот такие произведения искусства. Посмотрите, об этом мы будем говорить на уроке.

- Итак, какова тема урока? (дети читают надпись - СКУЛЬПТУРА)

- Правильно, сегодня мы будем говорить о скульптуре в музее и на улице.

2. Объяснение темы.

- Где вы встречали или слышали слово "скульптура"? (ответы учащихся)

Учитель обобщает все высказывания и даёт определение:

- Это особый способ изображения человека, животного или предмета. (учебник "Изобразительное искусство" 5 класс стр. 62).

Если произведение можно обойти кругом и рассмотреть со всех сторон, то такая скульптура называется круглой.

Основные виды скульптур: статуя, памятник, статуэтка, бюст. (работа с учебником стр.62-63)

Закрепление по видам скульптур - карточки.

- Произведения скульптуры создаются из различных материалов.

- Вспомните из каких? Образцы материалов для лепки представлены на партах. Учащиеся осматривают, ощупывают и т.д. (камня, дерева, металла, стекла, воска, резины, пенопласта, льда, песка.)

- Ещё одной особенностью скульптуры является одноцветность.

Скульптура издавна украшала дворцы. Но самые лучшие произведения скульпторов хранятся в художественных музеях.

Знакомство с работами известных скульпторов:

  • И.Мартос. "Памятник Минину и Пожарскому"
  • Е.Вучетич, Н.Никитин. "Родина - мать зовёт!"
  • Э.Фальконе. "Памятник Петру1"
  • А.Опекушин. "Памятник А.Пушкину"
  • Трубецкой Павел Петрович - русский художник 19-20 в. Его творчество проявилось в изображении животных.

- Где ещё, кроме музеев, мы можем встретить скульптуру? (на улице)

- Скульптура на улице - это скульптурные памятники, которые посвящаются великим людям или знаменательным событиям. Они хранят память. Памятники обычно стоят на пьедестале, возвышении, он выделяет изображение из окружающей среды.

- А все ли скульптуры торжественны и величественны? (нет)

- И эти скульптуры называются парковыми. Такие произведения могут быть разнообразными и причудливыми. Рассматривание иллюстраций парковых скульптур.

Физкультминутка.

Отдохнём?

- Мы говорили о том, что скульптура чаще всего изображает человека или животного. Предлагаю вам изобразить некоторых животных.

3. Практическая работа

- Давайте вспомним, как называют художника создающего скульптуры? (Скульптор)

- И мы на уроке будем скульпторами.

Для работы нам понадобится пластилин и стека. Во время работы помните о правилах безопасности. Будьте аккуратны и осторожны.

Архитекторы Норильска приготовили макет парка сказок. Раз это парк сказок, я предлагаю украсить его скульптурами сказочных героев.

У каждого на столе загадка, разгадав которую вы поймёте, героев какой сказки будете лепить.

Вы отгадали названия сказок.

- Ребята! Мы должны передать в своих работах характер персонажа, его внутренний мир, а жест или движение помогут передать его душевное состояние, покажет выразительность скульптуры.

- С выбором героев вы уже определились. Возьмите каждый по кусочку пластилина одного цвета. И пока я буду напоминать вам о способах лепки, вы приготовите пластилин к работе, разомните его.

Существует несколько способов лепки:

    вытягивание из целого куска.Этим способом пользуются при выполнении таких частей как шея, голова, конечности, хвост.
  • лепка предметов из отдельных частей. Предварительно готовят все части, а затем соединяют.
  • оттягивание, прищипывание. Когда во время лепки выполняют вытянутые части: нос, клюв, лапки, хвост.
  • показать рельефность вам поможет стека: перья, шерсть.

- Закройте глаза. Попробуйте представить себе образ животного, которого будете лепить. Запомните. Постарайтесь мысленно увидеть его с разных точек спереди, сбоку, сзади, сверху. А теперь попробуйте вылепить то, что удалось представить.

Приступайте к работе.

Самостоятельная работа

  • 1 гр. учащихся - самостоятельно по схеме поэтапной лепки
  • 2 гр. учащихся - самостоятельно, после педагогического показа
  • 3 гр. учащихся - заготавливают основные геометрические формы, с помощью педагога соединяют в целое, придают оконченный вид изделию.

III. Заключительная часть

1. Анализ выполненных работ.

- А теперь поставьте свою работу на постамент и выберите место на аллее сказок.

Помните! Скульптуру надо смотреть со всех сторон, даже если она маленькая.

- Конечно, чтобы стать скульптором, надо много знать и уметь. Сегодня мы частично прикоснулись к этому творчеству.

2. Подведение итогов урока.

- Чем занимались на уроке?

- Каким способом можно изображать предметы?

- Как называется этот вид изобразительного искусства?

3. Уборка рабочих мест.