Сценарий урока. Притча «Необыкновенная пуговица». Формирование новых знаний о притче

Разделы: Литература, Начальная школа

Класс: 3

Ключевые слова: смысловое чтение


Предмет: Литературное чтение.

Класс: 3.

Тип урока: урок закрепления и применения знаний в новых условиях.

Цель: Познакомить с произведением (притчей) «Волшебная пуговица», используя приемы смыслового чтения, при котором достигается понимание информационной, смысловой и идейной сторон данного произведения.

Планируемые результаты:

  • Личностные:
    • Умение выражать свои мысли с достаточной полнотой и точностью, формирование собственного мнения и позиций.
    • Осмысление нравственно-этической ценности при совместном обсуждении басни (ученик-учитель, ученик-ученик), формирование нравственных качеств, устойчивого познавательного интереса к чтению.

Метапредметные результаты:

  • Коммуникативные УУД: учет разных мнений, координирование в сотрудничестве с разных позиций, умение вести диалог, работа в группе.
  • Регулятивные УУД: адекватно воспринимать оценку учителя, оценивать совместно с учителем и одноклассниками результат своих действий.
  • Познавательные УУД: умение прогнозировать содержание притчи, анализировать литературный текст с опорой на систему вопросов учителя, выявлять основную мысль притчи.

Предметные:

  • чтение вслух и про себя в соответствии с учебной задачей урока, использование разных видов чтения (ознакомительное, поисковое выборочное, просмотровое выборочное); понимание жанровой принадлежности прочитанного произведения, использование справочной литературы, включая ресурсы сети.
  • Интернет (в условиях контролируемого входа), для получения дополнительной информации в соответствии с учебной задачей.

1. Организационный момент

2. Мотивация учебной деятельности

- У меня в руках предмет. Угадайте, какой?

- Что общего между папиным пальто, наволочками и девочками, которые носят платьица?

3. Актуализация знаний

- Задумайтесь, почему вы не смогли сразу ответить на мой вопрос?

(Наволочки у нас сейчас не на пуговицах или встречаются очень редко, у пальто и платья могут быть другие застежки)

- Как вы можете объяснить лексическое значение слова «пуговица» (ответы детей записываются на доску).

- А возможно ли подобрать синоним к слову «пуговица»? (застежка)

- Может ли слово «пуговица» употребляться в переносном значении? (варианты ответов детей)

- Может ли это слово стать устаревшим?

(Может, потому что у пуговицы много более удобных заменителей)

4. Работа со словарями (работа в группах)

- Давайте теперь обратимся к словарям (у каждой группы на партах лежат словари)

А) Этимологический словарь: Исконное древнерусское суффиксальное образование от пугъвъ "пуговица". По данным этимологического словаря русского языка слово восходит к древнеиндоевропейскому punjas «куча, ком, масса».

- Что общего между кучей, комом и массой и пуговицей?

Б) Толковый словарь под ред. C.И.Ожегова и Н.Ю.Шведовой: ПУГОВИЦА, -ы, ж. Застежка (обычно в виде твердого кружка), продеваемая в петлю.

В) Толковый словарь В.И.Даля: ПУГОВИЦА, пугвица, пуговка, -вичка, вор. пугалка ж. кружек или шарик, шляпка с ушком, пришиваемая к одежде, для застежки на петлю, на петельку. Пуговица отъемная, (запонка). Села, как пуговка (надоедает). С пуговки на петельку перебивается (кое-как.) Пуговички золоченые, а три дня не евши (голодный).

- Как вы понимаете словосочетание Нос пуговкой? (шутливое: курносый).

5. Работа с дополнительным материалом: (самостоятельное чтение материала, два человека выполняют одновременно задание на компьютере: найти два интересных факта о пуговице)

- А вы знаете, что у пуговицы есть своя история?

- Работа в группах: по ходу чтения обучающиеся составляют скетчноутинг.

Текст

  • Заметный и нужный предмет появился на свет довольно давно. А как иначе, ведь потребность застегнуться возникла одновременно с появлением одежды. Первобытные люди обходились косточками от животных или палочками. А уже в средние века по наличию и количеству пуговиц на одежде можно было примерно определить социальный статус человека.
  • С помощью пуговицы солдат из простонародья отучали вытирать нос рукавом. Об этом и сегодня напоминают пуговицы на рукавах мужских пиджаков.
  • Почему на мужской одежде пуговицы расположены справа, а на женской слева? Считается, что раньше мужчины одевались сами, а женщин одевали служанки - поэтому для них пуговицы пришивали в зеркальном отражении.
  • Людей, которые коллекционируют пуговицы, называют «филобутонистами».

- Что нового для себя вы узнали из текста? (дети называют факты)

А теперь я хочу вас познакомить с притчей. Давайте вспомним, что такое притча?
(это поучительная история)

6. Работа с текстом. Чтение с остановками

***

Жил один человек, и жил он не очень хорошо, путано. Решил взяться за ум, делать добрые дела, спасать душу.

- Как вы понимаете выражение «Не очень хорошо, путанно»?

- «Решил взяться за ум, спасать душу» ? (исправить свои жизненные ошибки)

Делал их, делал, а особенного изменения в себе к лучшему не замечал.

- Почему? (потому что ждал за них вознаграждения)

Как-то он шел по улице, видит - у одной старушки пуговица с пальто оборвалась и упала на землю. Увидел, и думает: «Да чего там! Пуговиц у нее еще хватит. Не поднимать же! Ерунда какая!»

- Как вы думаете, поднимет он пуговицу? (ответы детей)

Но все-таки, кряхтя, поднял пуговицу, догнал старушку, отдал ей пуговицу и забыл об этом.

Потом он умер, и видит - весы: слева - его зло лежит, тянет вниз, а справа - ничего нет, пусто! И зло перетягивает. «Эх, - говорит себе человек, - и здесь не повезло!»

- Почему на весах добрых дел было пусто?

Смотрит, Ангелы пуговицу кладут... И чаша с добрыми делами перевесила. «Неужели одна эта пуговица все мои злые дела перетянула? - удивился человек. - Сколько добрых дел я сделал, а их и не видно!»

- Почему удивился человек?

Видеофрагмент

И услышал, как Ангел говорит ему: «Из-за того, что ты гордился своими добрыми делами, они и пропали! А вот именно этой пуговицы, о которой ты забыл, хватило, чтобы ты от гибели спасся!»

Добрые дела не в добрых делах живут, а в добром сердце.

- Подумайте, почему пуговица перевесила злые дела человека?

7. Обращение к личному опыту детей

(Приходим к выводу, что даже маленькое добро способно творить удивительные вещи, что добрые дела надо делать бескорыстно).

- Какое название вы бы дали этой притче?

8. Рефлексия

Задание: из предложенных вариантов выберите пословицу, которая послужит заключением сегодняшнего урока:

  1. Доброе дело никогда не поздно делать.
  2. Хорошее дело два века живет.
  3. Добрый совет дороже золота.
  4. Как аукнется, так и откликнется.