Методическая разработка викторины Non scholae, sed vitae discimus (Не для школы, но для жизни учимся)

Разделы: Биология, Иностранные языки, Внеклассная работа


Методическая разработка викторины по дисциплинам:

  • ОП. 07 Основы латинского языка с основами медицинской терминологии
  • ОП.09 Основы микробиологии и иммунологии
  • ОП. 05 Генетика человека с основами медицинской генетики

Методическая разработка составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования по специальности 31.02.01 Лечебное дело

Аннотация методической разработки: методическая разработка предназначена для преподавателей медицинского колледжа в качестве учебного пособия для подготовки и проведения внеаудиторного мероприятия, а также для использования игровых технологий, представленных в методической разработке, на учебных занятиях.

Рецензент: Корнева О.В., преподаватель первой квалификационной категории ГБПОУ ДЗМ "МК №2"

ВВЕДЕНИЕ

Данная методическая разработка составлена в соответствии с ФГОС специальности 31.02.01. Лечебное дело и требованиями рабочих программ дисциплин ОП.07 Основы латинского языка с основами медицинской терминологии, ОП.09 Основы микробиологии и иммунологии, ОП. 05 Генетика человека с основами медицинской генетики.

Методическая разработка предназначена для организации и проведения внеаудиторного мероприятия в формате викторины. Проведение викторины рекомендуется после изучения основных разделов дисциплин для закрепления материала и повышения интереса к изученным учебным дисциплинам у обучающихся.

В основе разработки викторины лежит игровой метод обучения, который способствует формированию умению работать в команде и развитию интеллектуальных способностей обучающихся. Викторина как вид учебной деятельности характеризуется учебно-познавательной направленностью. Игровые методы, использующиеся при реализации данной формы внеаудиторного мероприятия, создают эмоциональный подъём, делают процесс обучения интересным и занимательным, облегчают преодоление трудностей в усвоение материала.

Цель: Интеграция знаний и умений по дисциплинам общепрофессионального цикла и формирование обязательных компетенций у обучающихся:

  • ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.
  • ОК 2. Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их выполнение и качество.
  • ОК 3. Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность.
  • ОК 4. Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения возложенных на него профессиональных задач, а также для своего профессионального и личностного развития.
  • ОК 5. Использовать информационно - коммуникационные технологии в профессиональной деятельности.
  • ОК 6. Работать в коллективе и команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями.
  • ОК 7. Брать ответственность за работу членов команды (подчиненных), за результат выполнения заданий.
  • ОК 8. Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать и осуществлять повышение своей квалификации.
  • ОК 9. Ориентироваться в условиях частой смены технологий в профессиональной деятельности.

Задачи:

  • Систематизировать знания и умения, полученные на занятиях по дисциплинам ОП.07 Основы латинского языка с основами медицинской терминологии ОП.09 Основы микробиологии и иммунологии, ОП. 05 Генетика человека с основами медицинской генетики и применить их в новых условиях.
  • Активизировать познавательную деятельность обучающихся по ОП дисциплинам.
  • Активизировать умения логически мыслить и высказывать своё мнение; Способствовать развитию интеллектуальных и творческих способностей обучающихся.
  • Содействовать развитию личной ответственности и коммуникативных умений при работе в команде.

Формат мероприятия: викторина для обучающихся первого курса специальности 31.02.01. Лечебное дело.

Продолжительность мероприятия: 40-45 минут.

Междисциплинарные связи: Основы латинского языка с основами медицинской терминологии, Основы микробиологии и иммунологии, Генетика человека с основами медицинской генетики и применить их в новых условиях.

Материалы и ресурсы:

  • оборудование: столы и стулья для команд и жюри, компьютер, проектор, экран, доска, магниты, канцелярские принадлежности для команд и жюри, лотерейный барабан с карточками по дисциплине Основы микробиологии и иммунологии, лотерейный барабан с карточками по дисциплине Генетика человека с основами медицинской генетики.
  • раздаточные материалы: регистрационные бланки для жюри, карточки - номера для проведения жеребьевки, таблички «Жюри», комплект «Карточки-задания» (изображение объекта и его название на латинском языке), комплект «Карточки-ответы» (название объекта на русском языке и его описание), комплект «Карточки афоризмов» (указано 5 афоризмов, из которых 3 соответствуют медицинской тематике)

Жюри конкурса-игры: Жюри в количестве 3 человек формируется из преподавателей и представителей администрации.

Задачи жюри:

  • оценивать деятельность команд по специально разработанным критериям;
  • оповещать участников о принятых решениях;
  • принимать участие в процедуре награждения победителей и участников.

Сценарий проведения викторины

Этапы предварительной подготовки к викторине

1. Объявление обучающимся 1 курса специальности Лечебное дело о проведении викторины, её темы.

2. Представление задания для подготовки к состязанию:

а) к этапу 3 (визитка команды в формате четверостишья, речёвки, куплета песни)

б) к этапу 4.3 (перечень афоризмов на латинском языке).

3.Отбор членов команды для участия в викторине в количестве 5 человек от группы, выбор капитана команды (список сдается преподавателю).

4. Выбор названия команды, девиза, эмблемы (оформляется в печатном виде для каждого члена команды).

Конкурсный этап

Этап

Время

Содержание этапа

1.

Вступительное слово ведущего

1-2 мин

Ведущий сообщает участникам викторины и всем присутствующим цели, задачи и план проведения мероприятия.

2.

Жеребьевка

1-2 мин

Капитану каждой команды предлагается выбрать свой номер по жеребьевке.

3.

Представление команд

2 мин

Члены команды представляют девиз, визитку и эмблему команды согласно жеребьевке.

4.

Проведение конкурсных испытаний

25 мин

Выполнение конкурсных заданий

4.1.

Ubi concordia, ibi victoria
(Где согласие, там победа (Публилий Сир))

10 мин

Капитан команды вытягивает карточки-вопросы из лотерейных барабанов. Количество карточек для каждой команды - 10, из них 5 по материалу Основ микробиологии и иммунологии и 5 по материалу Генетики человека с основами медицинской генетики.

Из карточек - ответов, разложенных на другом столе текстом вверх, команда выбирает карточки, соответствующие заданию. Общее количество карточек, из которых проводится выбор - 15.

Подобранные пары карточек располагаются на доске с помощью магнитов.

Члены жюри проверяют правильность выполнения задания, сопоставляя подобранные командами пары карточек с эталоном.

4.2.

Scientia potentia est
(Знание - сила (Бэкон))

10 мин

Члены команды дают русское название объекта и его определение, описание, характеристику.

Члены жюри оценивают полноту и грамотность ответов, сопоставляя их с эталонами.

4.3.

Amat victoria curam
(Победа любит старание (Катулл))

5 мин

Капитан команды вытягивает карточку с указанием 5-ти афоризмов на латинском языке. Члены команды выбирают 3 выражения, соотвествующие медицинской тематике.

Члены жюри оценивают правильность ответов, сопоставляя их с эталонами.

5.

Подведение итогов

5 мин

Жюри подводит итоги, производит подсчет баллов, объявляет победителя.

Порядок подведения итогов

  1. Викторина проводится в 4 этапа, каждый из которых оценивается членами жюри.
  2. Максимальное количество баллов за этап «Представление команды» - 2.
  3. Максимальное количество баллов за этап «Ubi concordia, ibi victoria» (Где согласие, там победа) - 10.
  4. Максимальное количество баллов за этап «Scientia potentia est» (Знание - сила) - 10.
  5. Максимальное количество баллов за этап «Amat victoria curam» (Победа любит старание) - 3.
  6. Общее максимальное количество баллов за все этапы викторины - 25.
  7. За нарушение временного режима и подсказки на каждом этапе снимается 2 балла.
  8. Распределение призовых мест:
    I место - 25-23 баллов
    II место - 22-20 баллов
    III место - 19-17 баллов

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Организация внеаудиторного мероприятия в формате викторины - процесс многоэтапный, требующий проведения организационных мероприятий, включающий подготовку обучающих по дисциплинам, создание творческой атмосферы в коллективах.

Соблюдение всех этапов подготовки к мероприятию является гарантией успешности его проведения и высокого воспитательного и образовательного эффекта.

Викторину можно использовать в образовательном процессе с целью закрепления изученного материала по завершению курса. А также для укрепления междисциплинарных связей и практико ориентированной направленности в подготовке будущих специалистов.

Сценарий викторины предусматривает её проведение как в формате онлайн при дистанционном обучение, так и при традиционном формате обучения.

Викторина по дисциплинам Латинский язык с основами медицинской терминологии, Основы микробиологии и иммунологии, Генетика человека с основами медицинской генетики - это интеллектуальная игра, в которой могут быть представлены разные виды заданий по принципу разных интеллектуальных игр, что предполагает большое поле разнообразной деятельности, для внедрения игровых методов обучения. Наряду со множеством образовательных технологий и форм методической работы викторина представлена в образовательном процессе как активная форма организации учебной деятельности.

Приложение

Источники информации

  1. Зверев, В.В. Основы микробиологии и иммунологии: учеб. для сред. мед. училищ / В.В.Зверев, М.Н.Бойченко. - Москва: ГЭОТАР-Медиа, 2021. - 368 с.
  2. Бочков Н.П. Медицинская генетика: учебник/ под ред. Н.П.Бочкова. - М.: ГЭОТАР-Медиа, 2021. - 224 с.
  3. Городкова Ю.И. Латинский язык (для медицинских и фармацевтических колледжей и училищ): учебник/ Ю.И.Городкова. - 27-е изд., стер. Москва: Кнорус. 2019. - 264с
  4. Пономарев Д.В. Клиническая терминология Учебное пособие по дисциплине ОП.07. Основы латинского языка с медицинской терминологией, Утверждено Методическим советом Протокол заседания №_6_ от «_29_» __03__2023г.