А.И.Куприн. "Чудесный доктор" как рождественский рассказ

Разделы: Литература

Класс: 6

Ключевые слова: А.И.Куприн «Чудесный доктор», А.И.Куприн


Тип: Урок усвоения новых знаний.

Технология: РКМЧП.

Методы и приемы: чтение с остановками.

Планируемые результаты:

предметные -

  • знать основные факты биографии А.И.Куприна,
  • содержание произведения,
  • основные черты рождественского рассказа;
  • уметь воспринимать и анализировать текст, формулировать тему, идею произведения, давать характеристику литературного героя.

метапредметные УУД -

  • познавательные: общеучебные - поиск и выделение информации, логические - анализ с целью выделения существенных признаков.
  • личностные: различать основные нравственно-этические понятия, оценивать свои и чужие поступки, применять правила делового сотрудничества
  • регулятивные: оценивать весомость приводимых доказательств и рассуждений, планировать необходимые действия, операции
  • коммуникативные: составлять небольшие устные монологические высказывания, приводить доказательства

Оборудование: стенд с высказываниями писателей о доброте, учебник, рабочая тетрадь.

Ход урока

Фаза «вызов»

Организационный этап.

Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся.

Актуализация знаний.

Краткая эмоциональная информация об авторе. Биография писателя. Пересказ статьи по плану, составленному дома.

- «Чудесный доктор» - почему такое название у произведения, что может произойти в рассказе с таким названием?

Фаза «Осмысление»

Первичное усвоение новых знаний.

А) Выразительное чтение рассказа с начала до слов «отыскали ощупью свою дверь и отворили ее».

- Как можно озаглавить этот эпизод?

- В какое время происходит действие в рассказе?

- Какие чувства испытываете вы при приближении этих праздников?

- Какие чувства вызывает у мальчиков витрина магазина и картина праздничного города?

- Какое противоречие является основой этого фрагмента рассказа? (Мир вокруг и мальчики противопоставлены)

Б) Чтение по ролям фрагмента рассказа со слов «Уже более года жили Мерцаловы в этом подземелье…» до слов «… прочли друг у друга в глазах»

- Как можно озаглавить этот эпизод?

- Какие чувства вызывает описание жилища Мерцаловых?

- Какой художественный прием воздействия на читателя использует автор, давая столь подробные описания витрины магазина и жилища семьи Мерцаловых? (антитеза - сопоставление двух противоположных мыслей или образов для большей силы и яркости выражения)

- Почему поручение, данное матерью, окончилось для мальчиков плачевно?

- Как, по-вашему, будут дальше развиваться события?

В) Выразительное чтение рассказа со слов «В этот ужасный, роковой год…» до слов «не лучше ли избрать более краткий путь»

- Как можно озаглавить этот эпизод?

- Что делали Мерцаловы, чтобы спасти себя и своих детей от нищеты и голода?

- Зачем автор рисует душевное состояние Мерцалова на фоне зимнего сада?

Г) Чтение по ролям фрагмента рассказа со слов «Он уже хотел встать…» до слов «Я, конечно, ни за что не могу ручаться, но…»

- Как можно озаглавить этот эпизод?

- Каково было состояние Мерцалова в саду?

- Почему на шаги старика он обернулся «с озлоблением»?

- Как менялось состояние Мерцалова при встрече со стариком?

Д) Чтение последнего эпизода

- Как можно озаглавить этот эпизод?

- Почему доктор не назвал своего имени? Как это его характеризует?

- Какое впечатление произвела на вас история, рассказанная А.И.Куприным?

Первичная проверка понимания

- Какие мысли и чувства вызывает рассказ?

- Почему поведение и поступки доктора автор называет «чудесными»?

- Какова нравственная позиция автора?

- с. 16 вопрос раздела «Обогащаем свою речь»

Прототип - реальное лицо, послужившее источником для создания литературного образа. Прототипом доктора, то есть человеком, который реально существовал, и с которого автор пишет своего героя, стал великий хирург Николай Иванович Пирогов - врач, педагог, общественный деятель. Его считают отцом русской хирургии, он впервые применил наркоз в военно-полевых условиях. Пирогова любили за простоту, благородство и бескорыстие. Он часто бесплатно лечил нуждающихся, помогал им материально.

Практическая работа

Поиск в тексте черт рождественского рассказа и подбор цитатных примеров, иллюстрирующих его жанровые особенности.

Беседа

- Какой жизненный совет дал «чудесный» доктор Мерцаловым? (Помощь в критический момент, человеколюбие, сострадание воспринимаются, как чудо, но никогда нельзя падать духом, надо всегда надеяться и ждать, остались еще милосердные люди и в наше время, «чудесные» люди).

- В чем же идея рассказа о «чудесном» докторе? На какие поступки автор хотел вдохновить читателя?

Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению

  1. Прочитать и пересказать один из рождественских рассказов (по желанию).
  2. Х.К.Андерсен «Девочка со спичками», Ф.М.Достоевский «Мальчик у Христа на елке», А.П.Чехов «Детвора».
  3. Пересказ рождественской истории от лица одного из мальчиков, одного из родителей, доктора.

Фаза Рефлексия (подведение итогов занятия)

Совет «чудесного» доктора: «Главное - не падайте никогда духом». Итак, чудо деятельного сострадания, помощи человеку без ожидания благодарности должно стать "обыкновенным чудом", естественным для каждого человека. Такие люди, как доктор Пирогов, все же есть в нашей реальной жизни, а значит, есть надежда на помощь и поддержку со стороны окружающих.

Действуйте, помогайте тем, кто рядом с вами, творите чудеса.

Прием «Синквейн».

Синквейн к слову «милосердие, сострадание, доброта» (на выбор).