Сценарий урока чтения. Тема: «Коллективная печка» по рассказу С.Баруздина

Разделы: Начальная школа, Коррекционная педагогика


Предмет: чтение.

Урок использовался при реализации рабочей программы АООП УО вариант 1.

Класс: 3 класс.

Тип урока: урок открытия новых знаний.

Форма проведения урока: урок с элементами моделирования ситуации.

Активные формы: мотивация на каждом этапе, проблемные ситуации, межпредметная связь.

Виды деятельности: работа с текстом учебника, работа с информацией, индивидуальная работа, самостоятельная работа, интерактивные задания.

Формы работы учащихся: фронтальная, индивидуальная.

Технологии: информационно-коммуникационные технологии, технология проблемного обучения, технология дифференцированного подхода в обучении, технологии здоровьесбережения, игровая технология.

Оборудование:

  • Компьютер, интерактивная доска,
  • Индивидуальные листы с текстом для чтения группы учеников с минимальным уровнем.
  • С.Ю.Ильина, А.А.Богданова Чтение. 3 класс. Учебник для общеобразовательных организаций, реализующих адаптированные основные общеобразовательные программы в 2 ч. Часть 2. М.: Просвещение, 2021.

Цели урока:

  • Регулятивные: различать способ и результат действия; принимать и сохранять практические задачи;
  • Познавательные: формировать навык громкого чтения (чтения вслух) с переходом на чтение словами, соблюдением норм русского языка, пониманием прочитанного: слов и выражений в тексте;
  • закрепить умения узнавать характерные признаки зимы и поведение птиц в природе;
  • Коммуникативные: участвовать в диалоге на уроке, отвечать на вопросы учителя, соблюдать простейшие нормы речевого этикета, слушать и понимать речь других, осуществлять самостоятельную работу, обогащать и уточнять словарный запас, развивать связную устную речь;
  • Личностные: формировать адекватные представления об окружающем мире и о себе, о бережном отношении к живой природе и друг к другу, понимать необходимость сотрудничества с учителем и одноклассниками.

Этапы урока

  1. Актуализация знаний. Логоминутка.
  2. Проверка домашнего задания
  3. Просмотр видеофрагмента. Беседа.
  4. Сообщение темы урока. Чтение текста «Коллективная печка» учителем.
  5. Беседа по первому впечатлению.
  6. Словарная работа.
  7. Чтение рассказа "по цепочке".
  8. Индивидуальные задания.
  9. Беседа о прочитанном по абзацам.
  10. Физпауза
  11. Интерактивное задание. Работа над пониманием прочитанного.
  12. Итог урока. Интерактивное задание.

Оценка работы класса, информация о домашнем задании, рефлексия.

Ход урока

1. Организационный момент

- Число и месяц. Время года. Урок чтения.

- Давайте вспомним правила поведения на уроке, закончив предложение:

1.

На уроке будь старательным,
Будь спокойным и … внимательным.

2.

Говорите чётко, внятно,
Чтобы было всё понятно.

3.

Если хочешь отвечать -
Надо руку поднимать.

Артикуляционная гимнастика «Произнеси гласные звуки»

[а-я], [о - ё], [у - ю], [ы-и], [э - е ] в различных темпах, повышая и понижая голос.

Повторите скороговорку.

Ждут воробьи у кормушки кормёжки.

2. Основная часть

1. Проверка домашнего задания

- Давайте послушаем выученное дома стихотворение Зои Александровой "Снежок".

- Какая главная примета зимы?

Ответ. Мороз и снег.

- На что похожи снегири, когда сидят на ветках?

Ответ. Снегири похожи на розовые яблоки.

2. Оценка чтения стихотворения учениками и учителем.

3. Сообщение новой темы.

Птицы - это часть живой природы. Люди тоже часть живой природы, поэтому мы обязаны беречь птиц и помогать им выжить в трудные для них времена. Зима - это трудное время для птиц, потому что им очень холодно и голодно. Питания для них нет.

Посмотрите видеофрагмент о птичке королёк.

Ответьте на вопросы.

- Какого цвета головка у птички?

Ответ: желтая.

- Какой формы глазки?

Ответ: глазки круглые.

- Как называют эту птичку?

Ответ: королёк.

Тема урока: "Коллективная печка". Автор рассказа Сергей Баруздин.

- Садитесь поудобней, слушайте внимательно.

4. Чтение текста учителем и беседа по первому впечатлению

Учитель читает рассказ.

Беседа с учащимися.

- О ком был рассказ?

Ответ. О птичках.

- Почему собака заскулила и побежала в комнату?

Ответ. Она почувствовала чужого.

- Кого нашел автор в кресле?

Ответ: Автор нашел птичек.

- Сколько их было?

Ответ. 3

- Какое было время года?

Ответ. Была зима.

- Какая была зима в том году?

Ответ. Зима была очень холодная.

- Почему птички залетели в комнату?

Ответ. Они залетели погреться и поесть.

5. Словарь

- Хором прочитайте трудные слова по таблице.

Читай правильно

Ис-пуг

При-жи-ма-ют-ся

Кол-лек-тив

Ис-пу-ган-ны-е

Прижимаются

Кол-лек-тив-на-я

Испуганные

коллективная

Слово "коллективная" можно заменить словом "общая".

Печка - обогревает весь дом и людей, живущих в нем.

Коллективная печка - это общая печка, когда все вместе греются.

6. Откройте учебник на стр. 19. Читайте рассказ "по цепочке"

https://uchebnik.mos.ru/player3/books/00000635.0.1/articles/0.1.12

Индивидуальное задания для 3 группы учащихся на отдельных листах.

Читайте по абзацам, отвечая на вопрос:

  • Какая была зима? ………
  • Кого увидел автор в кресле и какие они были? ………….
  • Как птицы попали в комнату? ……………
  • Как вели себя птицы в комнате, как они спали? ……………..
  • Когда автор их отпустил? …………………..
  • Что это были за птицы, где прячутся в холод и как получается коллективная печка? ……………..
  • Физпауза. Видеофрагмент.
  • Самостоятельная работа. Выборочное чтение.

Прочитайте последний абзац. Подготовьте ответ на вопрос:

- Где в холод корольки прячутся в природе?

Ответ. В холод прячутся корольки ветках ели, прижимаются друг к дружке. Вот вам - коллективная печка.

Прочитайте хором последнее предложение.

Ответ. Один замерзнешь, а вместе, в коллективе не пропадёшь.

Как эту мысль выразить другими словами?

Ответ. Вместе и беда легче переносится.

Минимальный уровень. Задание в Рабочем листе 1.

Прочитай слова по слогам. Раскрась птичку.

9. Интерактивное задание. Работа над пониманием прочитанного

Закончите словосочетания словами: в ветках елей и сосен, друг к дружке, пёрышки.

- Как греются корольки в природе?

  • Прячутся ……..
  • Прижимаются ……..
  • Встряхивают …….

10. Итог урока. Интерактивное задание

- Зима трудное время для птиц. Если человек не позаботится зимой о птицах, то летом самому человеку плохо придется от засилья комаров и вредных насекомых, которыми питаются птицы.

- Чем ты зимой будешь кормить птиц?

Ответ. Семечками и хлебными крошками.

- О ком сегодня читали и говорили?

Ответ. Сегодня мы читали и говорили о птицах.

- Вставьте слово, которое пропущено в предложении на картинке.

Покормите ……. зимой!

Ответ. птиц

11. Оценка работы класса и учеников в отдельности

Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению.

12. Рефлексия