Методическая разработка "Использование мультимедийных технологий на уроках литературы"

Разделы: Литература


Введение

Основной задачей преподавания литературы является формирование у учеников нравственных, эстетических и умственных качеств. Преподавание литературы в образовательных организациях среднего профессионального образования имеет определенные трудности. Поэтому учителю необходимо привить интерес к гуманитарной дисциплине, создав условия для освоения образовательной программы всеми обучающимися.

Одна из главных задач образовательного учреждения сегодня - выпустить из своих стен гармонично развитую личность, которая не потеряется в информационном обществе. Именно поэтому в стратегии модернизации образования говорится о необходимости изменения методов и технологий обучения на всех ступенях, повышения веса тех из них, которые формируют практические навыки анализа информации, самообучения, стимулируют самостоятельную работу учащихся, формируют опыт ответственного выбора и ответственной деятельности.

Перед педагогами ставится новая задача: подготовить новое поколение к жизни в современных информационных условиях. Сегодня необходимы новые подходы к организации учебного процесса, опирающиеся на прогрессивные информационные технологии. Современные школьники активно используют персональный компьютер, сервисы Интернета, электронные учебники. Они воспитаны на аудио-видео продуктах, компьютерных играх и других элементах компьютерной культуры. Именно поэтому внедрение мультимедийных технологий в структуру современного урока является одним из приоритетных направлений. Несомненными преимуществами использования мультимедийных технологий на занятиях являются:

  • облегчение восприятия информации у детей,
  • повышение мотивации и интереса в изучении материала,
  • практичность в интерпретации художественных произведений,
  • сокращение времени на уроке.

Несмотря на ряд плюсов, которыми обладают мультимедийные технологии, есть и определенные трудности, проблемы, возникающие при применении данного способа на занятиях. Например, на этапе восприятия детям необходимо самим ознакомиться с текстом, понять его смысл, расставить логические ударения и акценты, провести собственный анализ. В этом и заключается одна из основных задач предмета «Литература». Все это следует соблюдать для того чтобы не возникло ложного восприятия произведения. Почему удобно применять мультимедийные технологии на этапе интерпретации? Дети, сформулировав собственную позицию, могут обратиться к аудиозаписи или видеофрагменту как к дополнительному прочтению произведения, но никак не к основному, что будет способствовать расширению понимания.

Таким образом, актуальность темы методической разработки обусловлена необходимостью использования мультимедийных технологий для формирования интереса у обучающихся к текстам художественной литературы, а также выработки понимания ценности знания этого предмета на уроках в условиях образовательной организации среднего профессионального образования.

Цель работы заключается в разработке методов, позволяющих использовать мультимедийные технологии на уроках литературы.

Задачи:

  • изучить теоретико-методологические основы мультимедийных технологий на уроках литературы;
  • определить наиболее эффективные формы использования мультимедийных технологий на уроках литературы;
  • обобщить опыт работы по применению мультимедийных технологий на уроках литературы.

Новизна работы заключается в следующем: понятие «мультимедийные технологии» в условиях образовательных организаций конкретизировано и отнесено к предмету «Литература»; раскрыты наиболее эффективные формы применения мультимедийных технологий на уроках.

Теоретической основой методической разработки являются работы отечественных исследователей (Г.Аствацатуров «Педагогический дизайн мультимедийного урока»; В.Н.Погодин «Конструирование мультимедийного урока») в области использования мультимедийных технологий на уроках литературы.

Структура методической разработки включает в себя две главы. В первой главе содержится теоретическое обоснование использования мультимедийных технологий на уроках литературы в условиях образовательной организации среднего основного образования. Вторая глава содержит описание опыта работы по указанному направлению.

Методы обучения: объяснительно-иллюстративный, репродуктивный, частично-поисковый, но программные и технические средства, используемые на уроке, вносят свою специфику, способствуют совершенствованию традиционных методов обучения.

Глава 1. Основы мультимедийных технологий

1.1. Понятие и сущность мультимедийных технологий

Под средствами мультимедиа (англ. multimedia от лат. multum - много и media - средства) мы понимаем информационные технологии, использующие различные программные и технические средства с целью наиболее эффективного воздействия на обучаемого, который является и читателем, и слушателем, и зрителем.

Итак, мультимедиа - это совокупность компьютерных технологий, одновременно использующих несколько информационных сред: графику, текст, видео, фотографию, анимацию, звуковые эффекты, высококачественное звуковое сопровождение.

Мультимедиа технологии - это совокупность современных средств аудио-, теле-, визуальных и виртуальных коммуникаций, используемых в процессе организации, планирования и управления образовательной деятельностью. Реализация мультимедиа технологий осуществляется непосредственно в рамках медиа-, мультимедиа урока.

Значительный образовательный потенциал мультимедийных технологий отмечается во всех трудах зарубежных и отечественных философов, социологов, культурологов (И.Вернер, А.И.Каптерев, М.Кирмайер, У.Л.Рош, Б.В.Светлов, Л.Д.Скибб, A.M.Чеснат, О.В.Шлыкова и др.), раскрывающих социокультурную природу мультимедиа.

В то же время исследований, посвященных непосредственно проблемам применения мультимедиа в отечественном образовании, пока еще сравнительно немного. Причем значительная часть работ этого направления связана с решением вопросов технического, программного, лингвистического обеспечения, дизайна мультимедийных обучающих систем (А.Е.Аношенко, М.Г. Белоусов, А.Д.Брейман, Н.И.Вавилова, A.C.Вахрушев, И.В.Голубятников, А.Б.Гольдштейн, В.Г.Казаков, Е.В.Комисарова, A.A.Меньшикова, М.В.Моисеева, Ю.А.Павличенко, А.Ю.Пауков, и др.).

Мультимедийная технология обучения - технология, в основе которой лежит активное использование в процессе обучения современных мультимедийных средств (комплекс аппаратных и программных средств, позволяющих человеку общаться с компьютером, используя самые разные, естественные для себя среды: звук, видео, графику, тексты, анимацию.) Урок с использованиеммультимедийных средств и построенный на основе мультимедийной технологии получил название «мультимедиа-урок», «мультимедийный урок». В таком уроке в передаче и усвоении учебной информации участвуют два новых компонента: компьютер и программные средства, в которых структурирована учебная информация в текстовом виде, во множестве наглядных изображений в виде схем, рисунков, таблиц, видеофрагментов, снабжённых анимационными и звуковыми эффектами.

В медиа-уроке в передаче и усвоении учебной информации участвуют два новых компонентаобразовательного процесса:

  1. Компьютер, который органично занимает место нового универсального технического средства обучения и развития.
  2. Программные средства. Они дополняют традиционную технологию обучения истории и содержат в себе чётко структурированную учебную информацию в текстовом виде, множество наглядных изображений в виде схем, рисунков, таблиц, видеофрагментов, снабжённых анимационными и звуковыми эффектами.

При этом и компьютер и программы должны быть органично взаимосвязаны с составляющими процесса обучения: целями, содержанием, методами обучения, деятельностью учителя и учащегося.

В соответствии с осуществляемыми функциями современных технических средств выделяют следующие способы использования их в процессе обучения:

  • Источник учебной информации.
  • Средство выбора информации и ее качественной обработки.
  • Средство представления (презентации) учебного материала.
  • Средство осуществления контроля над выполнением образовательной задачи.

Степень и время мультимедийной поддержки урока могут быть различными: от нескольких минут до полного цикла.

Структура мультимедийного урока

Современный мультимедийный урок строится по той же структуре, что и традиционный: актуализация знаний, объяснение нового, закрепление, контроль. Используются те же методы: объяснительно-иллюстративный, репродуктивный, частично-поисковый и другие. Но направленность на оперативную обратную связь с пользователями, принципиальная избыточность информации и возможность выстраивания индивидуальной образовательной траектории в информационной среде электронного дидактического средства обучения меняют и понимание современного учебного предмета как дидактического феномена, и его структуру, и дидактические функции.

Необходимые компоненты медиа-урока:

  • рисунок, иллюстрация, графика;
  • интерактивная игра;
  • интерактивная карта;
  • интерактивная модель;
  • мультимедиа-панорама;
  • тренажер;
  • трехмерная модель;
  • видеофрагмент;
  • аудиозапись
  • мультимедийная презентация

Основными формами организации работы обучающихся на уроке являются:

  • фронтальная работа - просмотр видео фрагментов, Интернет - уроков, прослушивание аудиозаписей;
  • индивидуальная - выполнение практических работ (работа с интерактивными тренажерами, программами);

1.2. Цель и задачи использования мультимедийных технологий на уроках литературы

Урок литературы сегодня невозможно представить без мультимедийных технологий, которые помогают сделать его ярким, запоминающимся, развивают воображение учеников, повышают их творческую активность. Мультимедийные средства (электронные образовательные ресурсы) являются не только наиболее эффективным средством обучения, но и составляют конкретно-наглядную основу урока.

В рамках данной методической разработки нами были определены следующие цели и задачи использования мультимедийных технологий на уроках литературы.

Цели и задачи использования мультимедийных технологий на уроках литературы показаны в таблице 1.

Таблица 1

Цели и задачи использования мультимедийных технологий на уроках литературы

Цели

Формулировка

Психолого-педагогическая

  • усиление мотивации учения;
  • совершенствование системы управления обучением на различных этапах урока;

Дидактическая

  • демонстрация возможностей компьютера, не только как средства для игры;

Социальная

  • улучшение качества обучения и воспитания, что повысит информационную культуру учащихся;

Мультимедийные уроки помогают решить следующие задачи:

  • усвоить базовые знания по предмету;
  • систематизировать усвоенные знания;
  • сформировать навыки самоконтроля;
  • оказать учебно-методическую помощь учащимся в самостоятельной работе над учебным материалом.

Данную технологию можно рассматривать как объяснительно-иллюстративный метод обучения, основным назначением которого является организация усвоения учащимися информации путем сообщения учебного материала и обеспечения его успешного восприятия, которое усиливается при подключении зрительной памяти. Известно (исследования института «Евролингвист», Голландия), что большинство людей запоминает 5% услышанного и 20% увиденного. Одновременное использование аудио- и видеоинформации повышает запоминаемость до 40-50%. Мультимедиа программы представляют информацию в различных формах и тем самым делают процесс обучения более эффективным. Экономия времени, необходимого для изучения конкретного материала, в среднем составляет 30%, а приобретенные знания сохраняются в памяти значительно дольше.

При использовании на уроке мультимедийных технологий структура урока принципиально не изменяется. В нем по-прежнему сохраняются все основные этапы, изменятся, возможно, только их временные характеристики.

Необходимо отметить, что этап мотивации в данном случае увеличивается и несет познавательную нагрузку. Это необходимое условие успешности обучения, так как без интереса к пополнению недостающих знаний, без воображения и эмоций немыслима творческая деятельность ученика.

Таким образом, применение технологий на уроках литературы:

  • позволяет организовать групповую и самостоятельную работу на уроке;
  • способствует совершенствованию коммуникативных умений и навыков учащихся;
  • позволяет индивидуализировать процесс обучения;
  • активизирует познавательную деятельность учащихся;
  • развивает творческий потенциал учащихся;
  • повышает интерес к урокам литературы.

См. продолжение разработки