Развитие творческих способностей на уроках русского языка и литературы (из опыта работы)

Разделы: Русский язык, Литература, Конкурс «Презентация к уроку»


Презентация к уроку

Загрузить презентацию (2 МБ)


Свое выступление хочу начать словами нашего президента В.В.Путина: «Развитие творчества - это основная цель и необходимое условие прогресса современного общества. Будущее России, наши успехи зависят от образования, от стремления к самосовершенствованию и использованию своих талантов».

А что такое творчество? Это выражение индивидуальности, это форма самореализации личности, это возможность выразить свое особое, неповторимое отношение к миру.

Ребенок, как и взрослый человек, стремится выразить свое «я». Часто взрослые полагают, что каждый ребенок рождается с творческими способностями и если ему не мешать, то рано или поздно они обязательно проявятся. Но, как показывает практика, - такого невмешательства мало: не все дети могут открыть дорогу к созиданию и уж, конечно, не все могут сохранить надолго творческие способности.

Следовательно, именно в школьный период как никогда нужна помощь педагога, чтобы преодолеть кризис детской креативности, чтобы обрести возможность для реализации, для выражения своего «я». Преодолению этого кризисного состояния могут послужить как отдельные педагогические приемы, применяемые учителем в ходе обычных уроков, так и специальные уроки творчества.

Виды творческих письменных работ, проводимых на уроках русского языка, разнообразны. К ним относятся творческое списывание, творческий диктант, свободный диктант, изложение, сочинение. Все эти виды работ проводятся в определенной системе, начиная с таких, которые требуют от обучающихся меньшей самостоятельности. Первой ступенькой в этой работе является творческое списывание.

Творческое списывание: Работа проводится таким образом: обучающимся предлагается текст с пропущенными словами, написание которых надо проверить. В ходе работы над текстом дети подбирают пропущенные слова, проводят орфографический разбор, затем текст записывают в тетради. Вот, например, какой текст можно использовать для творческого списывания на уроке по теме «Правописание падежных окончаний прилагательных» в 5 классе.

2. Наступила ... зима. Выпал ... снег. Он покрыл ... ковром землю, деревья, крыши домов. К вечеру ... мороз сковал ... землю, образовал ... кору на снегу. А на другой день началась метель, ... ветер с ... свистом кружил в ... воздухе ... пыль.

Можно предложить и стихи известных поэтов. После выполнения задания можно сравнить свою работу с оригиналом поэта.

Иногда списывание может сопровождаться подбором синонимов.

Сильный ветер сорвал жёлтые листья с деревьев. Земля была размыта сильным потоком дождя. Мы едва могли грести против сильного течения. Заливные луга покрылись сильным туманом. Сильные лучи прожектора скрещивались в далёком тёмном небе. О моём сильном желании учиться в школе живописи знали родители.

Этот текст можно использовать в качестве закрепления падежных окончаний прилагательных мужского и среднего рода.

Коллективно подбираются (устно) синонимы к прилагательному сильный.

  • Сильный ветер - порывистый, резкий.
  • Сильные потоки - бурные, обильные.
  • Сильное течение - быстрое, стремительное.
  • Сильный туман - густой, сплошной.
  • Сильные лучи прожектора - яркие, ослепительные, мощные.
  • Сильное желание - страстное, большое, непреодолимое.

Аналогичная работа может быть проведена по теме «Наречие». Местоимение.

Творческий диктант :

Различаются три вида диктанта:

  1. Творческий диктант с введением в текст изучаемых орфограмм.
  2. Составление текста по опорным словам.
  3. Подбор опорных слов по картине и составление текста по ней.

Творческий диктант близок к творческому списыванию. Однако это более трудный вид работы. При списывании ученик имеет перед глазами текст и время на подбор нужного слова.

При творческом диктанте текст воспринимается на слух, ученик должен тут же, чтобы не отстать от класса, подбирать нужное слово для вставки, т.е. работать быстрее, для чего необходим определенный навык. Поэтому творческий диктант проводится после творческого списывания.
Вот текст творческого диктанта на вставку слов при изучении темы «Одна и две буквы н в суффиксах имен прилагательных» в 6 классе.

(ОСЕННЕЕ) УТРО

Все вокруг застыло в крепком (осеннем) сне.

Сквозь (туманную) мглу виднеются в (серебряной) дали широкие луга. (Румяное) солнце греет (пустынную) землю. Солнечный луч упал на (сонную) воду сквозь заросли (зеленых) трав. Надо мною звенит (лиственный) лес, отряхивает с (зеленых) лап (стеклянные) капли росы. На узорчатых (бархатных) листьях папоротника тоже сверкает (утренняя) роса. (Сонная) трава немного примята вчерашним (ночным) дождем.

Просыпаются (лесные) птицы. (Чинные) синицы перескакивают с ветки на ветку. (Огненные) клесты крошат крепкими носами (длинные) еловые шишки. Скоро весь лес огласится (неугомонными) криками и песнями.

(87 слов)
(По А.Соколову)

Другой вид творческого диктанта - подбор опорных слов по картине и составление с ними текста. Картина для такого вида работы должна быть подобрана очень тщательно, чтобы обучающиеся сравнительно легко могли назвать опорные слова.

5-й класс

ГРИБНИКИ

По картине А.А.Пластова «Летом»

На картине изображен (знойный, летний) полдень. Под густыми ветвями (белоствольных) берез расположились (усталые) грибники. На переднем плане изображена девочка в (легком, белом) платьице и в (ярком, красном) платочке. За ней в (мягкой, густой, высокой) траве лежит женщина в синем платье. Она очень устала и дремлет, заслонившись рукой от (яркого, ослепительного) солнышка.

В (густой, изумрудной) траве стоят корзина и ведро. В корзине лежат (большие) грузди, а в ведре - (крепкие) боровики. Рядом возвышается глиняный кувшин с (душистой, спелой) малиной. Девочка обрывает с ветки (спелые, сочные, ароматные) ягоды малины. (Ослепительные) лучи солнца освещают (уютную, тихую) поляну.

Хочется вместе с грибниками побывать на этой (солнечной) полянке, отдохнуть в (прохладной) тени берез.

Свободный диктант способствует развитию внимания обучающихся, развитию умения уловить ход мыслей автора, запомнить их последовательность, связь. Текст свободного диктанта должен быть интересным, доступным по содержанию.

Не следует брать для свободного диктанта описательный текст, особенно на первых порах.

Изложение требует от обучающихся большей самостоятельности, чем все названные ранее виды письменных творческих работ. Если в свободном диктанте обучающиеся запоминают 2-3 предложения и тут все записывают их, то при изложении текста ученик должен целиком запомнить его и изложить в логической последовательности. Первые изложения, поэтому должны быть обучающими.

Сочинение является наиболее трудным видом творческих работ. Эти трудности будут менее ощутимы, если учитель проводил другие работы, подготовившие обучающихся к сочинению.

Сочинения разнообразны по видам и характеру заданий: сочинения по опорным словам и по пословицам, сочинения по личным наблюдениям и впечатлениям и сочинения по картине.

Интересным видом творческих работ является работа по пословицам. Пословицы и поговорки - дают богатый материал для развития речи обучающихся.

При повторении правописания существительных 1-го склонения можно предложить обучающимся следующие пословицы и продумать их смысл.

  • Родину-мать умей защищать.
  • Нашей армии сыны Родине верны.
  • Позор перед Родиной - хуже смерти.
  • Родина наша солнца краше.
  • Русский флот - Родины оплот.

Обучающиеся делают вывод, что все эти пословицы говорят о любви нашего народа к Родине, о готовности защищать ее.

Предлагается задание: назвать встретившиеся в пословицах существительные 1-го склонения. Во всех пословицах встречается существительное 1-го склонения Родина. Записываем его в тетради в порядке следования падежей. На доске нет пословицы, в которой слово Родина было бы употреблено в предложном падеже. Предлагается обучающимся составить самим или вспомнить такую пословицу. (Где бы мы ни бывали, о Родине не забывали. На родине и куст дом.)

Затем ребята пишут сочинение о Родине.

Одним из любимых видов творческих работ обучающихся является сочинение лингвистических сказок.

Лингвистическая сказка - это занимательный короткий рассказ сказочного характера, главные герои которого олицетворяют определенные лингвистические понятия.

Перед учениками ставится цель - перевести пройденный теоретический материал с языка науки на язык сказки, то есть доступно и увлекательно объяснить его.

Пример лингвистической сказки, сочиненный учащимся 6 класса.

Правописание корней ЛАГ, ЛОЖ.

Жили-были два брата: ЛАГ, ЛОЖ. ЛАГ был трудолюбивым, добрым малым, всем предлагал свою помощь. А Лож был ленивым, толь и делал, что ел и спал. Недалеко от них жил суффикс А. Он тоже был трудолюбивым, много читал. И вот однажды братья проходили мимо его дома и увидели, как суффикс А интересно играет. Братья остановились и предложили свою дружбу. Но суффикс А быстро подбежал к ЛАГ и сказал «А я вас давно знаю, ты ЛОЖ мне не нравишься, потому что ты ленивый, поэтому я буду дружить с ЛАГ и подарю ему свои игрушки». Вот и дружат с тех пор корень ЛАГ и суффикс А, и в словах стоят всегда рядом.

Уроки литературы начинаю с поэтической пятиминутки. Что это значит? Это значит, пять минут времени в начале урока уделяю развитию литературно-творческих способностей обучающихся. Задания самые различные: выразительно прочитать небольшие по размеру стихотворения (не программные); угадать автора и название стихотворений по содержанию; дописать пропущенные слова, строки; придумать рифмы к словам.

Вот некоторые задания.

Допиши две строчки:

Зерно кукурузы
В курятник влетело,
_______________
Петух на зерно налетел очень смело.
___________________________

Петух кукарекнул, и куры слетелись.
______________________________

Никита Сергееич уж взялся за дело.
______________________________
Мы немножко пошумели,
В окнах стекла зазвенели.
___________________
А директор в тот же час,
Вызвал нас к себе на час.

Оказалось это Степа
Залетел мячом по стеклам.

Отвечать за творчество
Никому не хочется.

Придумайте рифмы к следующим словам:

  • День -
  • Урок -
  • Хлопушка -

Все эти упражнения помогают развитию литературно-творческих способностей обучающихся.

Результаты, конечно, есть.

Вот стихотворение одного и того же ученика в 5 и 6 классах.

Есть в селе нашем рощица одна,
И на холме растет она.
Растут одни березы,
Цветут прекрасные цветы,
Журчат ручьи.
Мне так и хочется присесть и отдохнуть.

А вот как он пишет уже в 6 классе.

В роще небольшой, что у нашего села,
Небольшая птичка гнездо себе свила.
С раннего утра и до глубокой ночи.
Поет нам про весну и про темные ночи.
Она невелика, зато так шаловлива,
Сидит то там, то тут и заливает мило.

Я считаю, что моя методическая тема - очень интересная, актуальная. При умелом подходе к своей деятельности, при систематических упражнениях можно добиться повышения грамотности обучающихся, развития их устной и письменной речи.

Велика и воспитательная роль таких работ. Правильно, со вкусом подобранные тексты, картины являются хорошим средством воспитания у обучающихся чувства патриотизма, любви к природе, способствуют расширению их кругозора.

Желание к творчеству - есть у всех.
Ведь каждый из нас индивидуум.
Каждый мечтает, как сказал поэт
Достать и луну, и звезды.
Хочется петь как Киркоров Филипп,
Танцевать, как сама Волочкова.
И романы писать, и эссе, и стихи,
И чтоб было не хуже Толстого.
Мечту нашу можно реализовать.
Если с детства творчество развивать.
Трудиться неустанно над собой,
Развивать дар слова, и успех с тобой.